ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-12680/04-21 от 21.04.2005 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Изотовой С.В., судей Кустова А.А. и Рудницкого Г.М., при участии от территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области ФИО1 (доверенность от 20.04.2005 № 1), 

            рассмотрев 21.04.2005  в открытом судебном заседании кассационную жалобу   администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2004 по делу № А13-12680/04-21 (судья Ковшикова О.С.),  

у с т а н о в и л :

            Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Вологодской области обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к администрации города Вологды (далее – Администрация) о признании недействительными пунктов 4, 8, 9  постановления главы города Вологды от 15.06.2004 № 1903 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Августин» (далее – ООО «Августин») земельных участков по Окружному шоссе, 9-б».

            К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  ООО «Августин», открытое акционерное общество «Вологдаагроавтотранс» (далее – ОАО «Вологдаагроавтотранс»), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Вологды (далее – КУМИ).

            Решением от 17.12.2004 заявление удовлетворено. 

            В апелляционном порядке дело не рассматривалось. 

            В кассационной жалобе Администрация просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что судом нарушены требования статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 71 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации». 

            В отзыве на кассационную жалобу ООО «Августин» просит удовлетворить жалобу, указывая, что судом первой инстанции не принято во внимание, что расположенное на спорном земельном участке имущество приобретено им не в порядке приватизации, общество является добросовестным приобретателем участка.  

            В отзыве на кассационную жалобу правопреемник заявителя – территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области (далее – Территориальное управление) просит оставить без изменения обжалуемое решение, поскольку нормы материального права судом первой инстанции   применены правильно.

            В судебном заседании представитель Территориального управления     обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.

             Представитель ООО «Августин» не был допущен к участию в деле, поскольку не представил документов, подтверждающих наличие у него полномочий на представление интересов общества.   

            Администрация, КУМИ, ОАО «Вологдаагроавтотранс» о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

            Законность решения  проверена в кассационном порядке.

            Как следует из материалов дела, постановлением главы города Вологды от 15.06.2004 № 1903 в связи с переходом к ООО «Августин» права собственности на объект недвижимости обществу предоставлен из земель поселений в собственность земельный участок площадью 37786 кв. м по Окружному шоссе, 9-б, для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения; фонду муниципального имущества предложено заключить с ООО «Августин» договор купли-продажи упомянутого участка, а последнему – в течение месяца со дня постановки земельных участков на государственный учет обратиться в государственное учреждение юстиции «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с заявлением о государственной регистрации права собственности (пункты 4, 8 и 9 постановления).

            Полагая, что упомянутое постановление издано с превышением полномочий,     Территориальное управление обратилось с настоящим заявлением в суд.

            В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

            Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к  выводу о том, что Территориальное управление могло предоставить ООО «Августин» спорный земельный участок.

            Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на  упомянутом выше земельном участке расположены объекты недвижимости, которые ОАО «Вологдаагроавтотранс» приобрело в порядке приватизации федерального имущества и собственником которых в настоящее время является ООО «Августин». План приватизации государственного предприятия «Вологдаагроавтотранс» утвержден решением Комитета по управлению имуществом администрации Вологодской области от 20.04.1993 № 265. 

            Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений – в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами.

            В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не установлено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

            В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.

            Пунктом 14 статьи 43 упомянутого закона установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных согласно законодательству Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.

             Согласно пункту 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. При этом если решение о приватизации таких земельных участков принимает Минимущество России, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.

             Решение о приватизации объектов недвижимости, являвшихся федеральной собственностью и расположенных на спорном земельном участке, принималось Комитетом по управлению имуществом администрации Вологодской области как территориальным агентством Государственного комитета по управлению имуществом Российской Федерации. Поэтому суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое постановление в части предоставления земельных участков принято за пределами компетенции органов местного самоуправления. Указанное решение нарушает права  Российской Федерации как лица, уполномоченного распоряжаться спорным участком.

            Поскольку наличие полномочий на предоставление земельных участков до разграничения государственной собственности на землю зависит от того, каким органом принималось решение о приватизации недвижимости, расположенной на участке, довод Администрации об отсутствии у нее возможности выяснить этот вопрос, несостоятелен. 

            При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения не имеется.

            С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

            решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2004 по делу       № А13-12680/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                                 С.В. Изотова

Судьи                                                                                                                   А.А. Кустов 

                                                                                                        Г.М. Рудницкий