ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-1273/20 от 09.02.2021 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 февраля 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-1273/2020

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя  ФИО1 по доверенности от 24.12.2020, от общества с ограниченной ответственностью «Верховажьелес» ФИО2 по доверенности от 29.06.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 июня 2020 года по делу                       № А13-1273/2020,

у с т а н о в и л:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ОГРН <***>,                    ИНН <***>; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Верховажьелес» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 161300, <...>; далее – Общество) о взыскании 4 114 984 руб. 45 коп. доначисленной арендной платы по договору от 05.08.2008 № 02-02-16/280-2008 аренды лесного участка за период 2017, 2018, 2019 годов, в том числе                           3 429 153 руб. 18 коп. в федеральный бюджет, 685 831 руб. 27 коп. в бюджет Вологодской области.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.

Департамент с решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Доводы жалобы сводятся к следующему:

-обращение с иском обусловлено выданным Департаменту предписанием Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 18.10.2019 № 13012/09 по результатам выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения при заключении дополнительных соглашений, изменяющих размер арендной платы, количественные и качественные характеристики лесных участков без решения суда;

 - на момент подписания дополнительных соглашений к договору ответчик мог установить их несоответствие требованиям законодательства;

- ответчик мог обратиться в суд с требованием о внесении изменений в договор, при наличии заключенных, исполнявшихся сторонами и зарегистрированных дополнительных соглашений.

Определением от 25.08.2020 суд апелляционной инстанции приостановил производство по настоящему делу до принятия судебного акта Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу № А13-1200/2020.

Определением от 24.11.2020 производство по делу возобновлено, рассмотрение дела назначено на 14.01.2021.

Определением от 14.01.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 09.02.2021 для представления сторонами дополнительных доказательств.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Общества в судебном заседании против доводов жалобы возражал.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили 05.08.2008 договор № 02-02-16/280-2008 аренды лесного участка сроком действия по 06.09.2053, зарегистрированный в установленном порядке.

Данный договор заключен на основании решения Департамента от 26.05.2008 № 259 о переоформлении договоров аренды участка лесного фонда от 16.08.2004, от 10.08.2006 на договор аренды лесного участка в порядке приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 05.08.2008.

К договору аренды лесного участка сторонами подписаны следующие приложения:

1.Характеристика лесного участка и его насаждений.

2.Средние таксационные показатели насаждений лесного участка.

3.Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке.

4.Сроки внесения арендной платы на 2008 год.

5.Акт приема-передачи лесного участка в аренду, характеристики лесного участка и его насаждений.

6.Объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.

7.Расчет арендной платы.

В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата на момент подписания договора составляет  3 395 362 руб. 14 коп. в год и рассчитывается по формуле в соответствии с приложением 7 к договору.

Арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению  4 к договору и представляет арендодателю в течение 30 дней после произведенной оплаты подтверждающие документы (пункт 6 договора).

Позднее сторонами были заключены следующие дополнительные соглашения:

от 01.01.2009 № 02-02-16/431-2009 (в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов) об изменении арендной платы до                    3 937 612 руб.,

от 03.08.2009 № 02-02-16/954-2009 (в связи с изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 № 641) об изменении арендной платы  до 3 815 181 руб. 60 коп.,

от 19.03.2010 № 02-02-16/106-2010 (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, в связи с изменением разряда такс) об изменении арендной платы  до 2 935 764 руб.,

от 29.03.2016 № 09-01-05/83-2016 (в связи с принятием Департаментом приказа от 24.02.2016 № 194 «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Тотемского лесничества на территории Вологодской области») об изменении арендной платы  до3 251 167 руб. 20 коп.

Департамент направлял в адрес арендатора ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, в которых, с учетом заключенных дополнительных соглашений, указывал арендатору конкретные размеры арендной платы в федеральный бюджет и в бюджет Вологодской области.

Арендатор уплачивал арендные платежи в 2017, 2018 и 2019 годах в размерах, установленных дополнительными соглашениями с учетом ежегодной индексации согласно уведомлениям арендодателя.

В 2019 году Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее – Рослесхоз) проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой Департаменту выдано предписание   обеспечить перерасчет арендной платы за 20172019 годы по договорам, по которым арендная плата внесена в размере, отличном от размера, установленного на торгах.

Указывая на то, что Общество не внесло в добровольном порядке доначисленную арендную плату, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
          Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора пришел к выводу о том, что дополнительные соглашения к договору аренды заключены с нарушением части 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливающей запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, по соглашению сторон. Вместе с тем, исходя из того, что поведение Департамента после заключения спорных дополнительных соглашений давало основание Обществу полагаться на их действительность, суд усмотрел в действиях истца наличие признаков недобросовестности и в связи с этим посчитал, что заявление истца о ничтожности дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка не имеет правового значения в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ. Учитывая также отсутствие доказательств предоставления Обществу установленного при заключении договора объема лесопользования и исполнение ответчиком в полном объеме обязательств по внесению арендной платы, исчисленной в соответствии со спорными дополнительными соглашениями, суд первой инстанции признал исковые требования Департамента о взыскании доначисленной арендной платы не подлежащими удовлетворению.
          Апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

В части 1 статьи 73 ЛК РФ указано, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 (далее – Постановление № 310).

Ставки арендной платы в Постановлении № 310 (таблица 1) установлены отдельно для каждого лесотаксового района с учетом разряда такс, который, в свою очередь, зависит от породы лесных насаждений и расстояния их вывозки.

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого договора аренды) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53. 7 настоящего Кодекса.

Этим же Законом статья 74 ЛК РФ дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (далее – Закон № 206-ФЗ), вступившим в силу с 01.10.2015 (статья 6 Закона № 206-ФЗ), часть 2 статьи 74 ЛК РФ вновь изложена в новой редакции, устанавливающей, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

Кроме того, Законом № 206-ФЗ глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ устанавливалось, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53. 7 настоящего Кодекса.

Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. В свою очередь, исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2019 по делу                           № А56-96367/2018, ретроспективный анализ изменений норм ЛК РФ, толкование положений частей 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ в их совокупности и взаимосвязи с иными нормами лесного законодательства Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что наряду с судебным порядком изменения условий договора аренды лесного участка (в случаях, указанных в части 3 названной статьи) действующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса предусматривает также возможность изменения условий такого договора по соглашению сторон (при наличии обстоятельств, указанных в части 2).       

Перечисленные в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ в качестве исключения объективные обстоятельства не зависят от воли контрагентов по договорам аренды лесного участка; их фиксация регламентирована нормативными правовыми актами; требуют обязательного отражения в государственных реестрах соответствующего учета, что, в свою очередь, свидетельствует об официальном признании наступившего случая (статьи 91 и 92 ЛК РФ). Внесение изменений в договоры аренды лесного участка по соглашению сторон при наличии бесспорных оснований, зафиксированных и отраженных в установленном порядке, направлено на оперативное устранение последствий, вызванных указанными обстоятельствами, и не требует судебного вмешательства.
        Таким образом, с включением в ЛК РФ Законом № 206-ФЗ статьи 74.1 допускается возможность изменения по соглашению сторон условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов при наличии обстоятельств, указанных в части 2 данной статьи.

Количественные и качественные характеристики лесного участка, согласно части 1 статьи 69.1 ЛК РФ, определяются путем таксации лесов, проводимой в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности, при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).

Параметры использования лесов устанавливаются лесохозяйственными регламентами лесничеств, которые утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации и содержат: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса; возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 данного Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (статья 87 ЛК РФ).

Апелляционным судом установлено, что на момент заключения договора аренды лесного участка действовал лесохозяйственный регламент Тотемского лесничества, утвержденный приказом Департамента от 17.12.2008.

Приказом Департамента от 29.08.2011 № 793 утвержден новый лесохозяйственный регламент Тотемского лесничества на территории Вологодской области.

Департаментом издан приказ от 24.02.2016 № 194 «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Тотемского лесничества на территории Вологодской области» (далее – Приказ № 194).

Приказом Рослесхоза от 09.04.2015 № 105 установлены новые возрасты рубок на территории Вологодской области  (возраст по хвойным насаждениям снижен), в связи с чем приказом Департамента внесены соответствующие изменения в ранее утвержденный Приказом № 194 лесохозяйственный регламент Тотемского лесничества, в том числе таблица 2.1.1.2 изложена в новой редакции.

С учетом указанных изменений лесохозяйственного регламента Тотемского лесничества на территории Вологодской области Департамент и Общество заключили дополнительное соглашение от 29.03.2016 о внесении изменений в договор аренды лесного участка.

В связи с данными изменениями параметров использования лесов сторонами дополнительным соглашением  к договору аренды в новой редакции изложено приложение 2 «Характеристика лесного участка и его насаждений», из которого видно, что по сравнению с параметрами, существовавшими на момент заключения договора и отраженными в приложении 2 к договору, уменьшилась площадь земель, покрытых лесной растительностью.

Также в новой редакции изложены приложение 3 «Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке» и приложение 7 «Расчет арендной платы» к договору аренды, из которых следует уменьшение площади земли, покрытой лесом, и ежегодного объема изъятия древесины на лесном участке.

Кроме того, дополнительным соглашением от 29.03.2016 к договору аренды изменены объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке (приложение 6 к договору). В частности, увеличился объем лесовосстановительных мероприятий и мероприятий по уходу за лесами, подлежащих выполнению на лесном участке.

При таких обстоятельствах, поскольку заключение дополнительного соглашения от 29.03.2016 к договору аренды лесного участка вызвано внесением изменений в лесохозяйственный регламент Тотемского лесничества в связи с изменением параметров использования лесов на территории данного лесничества, при этом внесение изменений в договор аренды допускается положениями части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного соглашения недействительным (ничтожным).

Из материалов дела следует, что размер арендной платы по договору аренды лесного участка за спорный период 2017–2019 годов исчислялся Департаментом с учетом изменений параметров использования лесного участка, определенных дополнительным соглашением от 29.03.2016 к договору аренды, и отражен в уведомлениях, направленных Обществу 30.12.2016, 28.12.2017, 29.12.2018.

Арендная плата по договору аренды лесного участка за 2017–2019 годы внесена Обществом в полном объеме в соответствии с размерами платы, указанными в уведомлениях.

Данные обстоятельства Департаментом не оспариваются.

Таким образом, поскольку Арендатором надлежащим образом исполнены обязательства по внесению арендной платы за спорный период, исчисленной с учетом изменений, внесенных в договор дополнительным соглашением от 29.03.2016, заключение которого не противоречит положениям части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, оснований для вывода о наличии на стороне Общества задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от   05.08.2008 за период с 2017 по 2019 год не имеется.

С учетом изложенного иск удовлетворению не подлежит,  оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.

Поскольку истец в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 июня 2020 года по делу № А13-1273/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

О.Б. Ралько

Н.В. Чередина