ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
29 января 2021 года
г. Вологда
Дело № А13-1274/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 по доверенности от 24.12.2020, от общества с ограниченной ответственностью «Городок-Лес» ФИО2 по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 мая 2020 года по делу № А13-1274/2020,
у с т а н о в и л:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Городок-Лес» (адрес: 161401, Вологодская область, район Кичменгско-Городецкий, село Кичменгский городок, улица Заречная, дом 63; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) о взыскании доначисленной по договору аренды лесного участка от 08.08.2008 № 02-02-16/63-2008 арендной платы в сумме 1 483 975 руб. 06 коп. за 2017-2019 годы, в том числе 1 236 645 руб. 71 коп. – в федеральный бюджет, 247 329 руб. 35 коп. – в бюджет Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27.05.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент с решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в действиях Департамента признаки недобросовестности отсутствуют, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется. Ссылается на недействительность дополнительных соглашений от 01.01.2009, от 02.03.2010, от 03.08.2011 к договору аренды от 08.08.2008 № 02-02-16/63-2008, поскольку они заключены с нарушением порядка внесения изменений и дополнений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, предусмотренного частью 2 статьи 74 и частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). Указывает на несогласие с позицией суда первой инстанции о том, что ответчик был лишен возможности обратиться в суд с требованием о внесении изменений в договор аренды при наличии заключенных, исполнявшихся сторонами и зарегистрированных дополнительных соглашений. Общество, будучи профессиональным участником гражданского оборота, действуя разумно и осмотрительно, имело возможность установить несоответствие дополнительных соглашений требованиям законодательства.
Определением от 25.08.2020 суд апелляционной инстанции приостановил производство по настоящему делу до принятия судебного акта Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу № А13-1200/2020.
Определением от 24.11.2020 производство по делу возобновлено.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Департаментом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) в порядке приведения в соответствие с ЛК РФ на основании решения Департамента от 12.05.2008 № 246 о переоформлении ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда от 27.09.2006 № 21 на договор аренды лесного участка, заключен договор от 08.08.2008 № 02-02-16/63-2008 аренды лесного участка, по которому истец обязался передать ответчику за плату в пользование лесной участок площадью 6022 га с кадастровым номером 35:17:0000000:0194.
Лесной участок расположен по адресу: Вологодская область, Кичменгско-Городецкий муниципальный район, Кичменгско-Городецкий районный отдел – государственное лесничесто, Верхне-Югское участковое лесничество кварталы 90,91,92,96,97, 103, 105, 115, Кичменгское участковое лесничество кварталы № 11, 14, 15, 26, 28, 35, 36.
Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 08.08.2008.
Срок действия договора с 08.08.2008 по 07.11.2031 (пункт 24 договора).
Порядок и сроки внесения арендной платы установлены в пунктах 5, 6, 7 договора.
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата на момент подписания договора составляет 816 900 руб. 72 коп. в год и рассчитывается по формуле, в соответствии с приложением 7 к договору.
В силу пункта 6 договора арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению 4 и представляет арендодателю в течение 30 дней после произведенной оплаты подтверждающие документы.
Согласно пункту 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. При изменении арендной платы арендодатель извещает арендатора уведомлением о размере арендной платы и сроках ее внесения в письменной форме.
К договору от 08.08.2008 аренды лесного участка сторонами подписаны следующие приложения:
1.Характеристика лесного участка и его насаждений.
2.Средние таксационные показатели насаждений лесного участка.
3.Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке.
4.Сроки внесения арендной платы на 2008 год.
5.Акт приема – передачи лесного участка в аренду, характеристики лесного участка и его насаждений.
6.Объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
7.Расчет арендной платы.
Сторонами заключены дополнительные соглашения от 01.01.2009 № 02-02-16/504-2009, от 02.03.2010 № 02-02-16/96-2010, от 03.08.2011 № 02-02-16/102-2011 о внесении изменений в пункт 5 договора, приложения 4 и 7 к договору.
Указанные дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном порядке.
Департамент направлял в адрес арендатора ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, в которых, с учетом заключенных дополнительных соглашений, указывал арендатору конкретные размеры арендной платы в федеральный бюджет и в бюджет Вологодской области.
Арендатор уплачивал арендные платежи в 2017, 2018 и 2019 годах в размерах, установленных дополнительными соглашениями от 01.01.2009 № 02-02-16/504-2009, от 02.03.2010 № 02-02-16/96-2010, от 03.08.2011 № 02-02-16/102-2011, с учетом ежегодной индексации согласно уведомлениям арендодателя по договору на 2017, 2018 и 2019 годы.
В 2019 году Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу проведена внеплановая выездная проверка Департамента, по результатам которой выдано предписание от 18.10.2019 об устранении выявленных нарушений. Согласно данному предписанию Департамент обязан в срок до 01 июня 2020 года обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, а именно незаконного заключения дополнительных соглашений, изменяющих качественные и количественные характеристики лесных участков к заключенному на аукционе договору.
По мнению истца, указанные дополнительные соглашения к договору на основании статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) являются недействительными в силу их ничтожности, в связи с нарушением сторонами положений части 2 статьи 74 ЛК РФ, с учетом чего исчисление размера арендной платы следует производить основываясь на условиях договора аренды без учета заключенных сторонами дополнительных соглашений к договору аренды, но принимая во внимание предусмотренную законом индексацию ставок.
Истец обратился в суд с настоящим иском, так как претензия об уплате доначисленной арендной платы в сумме 1 483 975 руб. 06 коп. оставлена Обществом без удовлетворения.
Суд первой инстанции признал требование необоснованным и отказал в его удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого договора аренды) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
При этом частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ устанавливалось, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, положениями части 2 статьи 74 ЛК РФ, действовавшими на момент заключения сторонами дополнительных соглашений от 01.01.2009 № 02-02-16/504-2009, от 02.03.2010 № 02-02-16/96-2010, от 03.08.2011 № 02-02-16/102-2011 к договору аренды лесного участка, устанавливался запрет на внесение по соглашению сторон изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В части 1 статьи 73 ЛК РФ указано, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 (далее – Постановление № 310).
Ставки арендной платы в Постановлении № 310 (Таблица 1) установлены отдельно для каждого лестотаксового района с учетом разряда такс, который в свою очередь зависит от породы лесных насаждений и расстояния их вывозки.
Приведенный в обоснование иска довод Департамента о том, что изменение арендной платы произошло вследствие изменения качественных и количественных характеристик лесного участка, видов и объемов использования лесов на участке, объемов и сроков выполнения лесовосстановительных и санитарных мероприятий не соответствует обстоятельствам дела.
Количественные и качественные характеристики лесного участка, согласно части 1 статьи 69.1 ЛК РФ, определяются путем таксации лесов, проводимой в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности, при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).
Параметры использования лесов устанавливаются лесохозяйственными регламентами лесничеств, которые утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации и содержат: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса; возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 данного Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (статья 87 ЛК РФ).
В рассматриваемом случае изменение арендной платы произошло не в связи с утверждением новых результатов таксации лесов или лесохозяйственного регламента.
Дополнительное соглашение от 01.01.2009 № 02-02-16/504-2009 о внесении изменений в договор аренды подписано сторонами в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Данным соглашением внесены изменения в пункт 5 договора (размер арендной платы), приложение 4 (сроки внесения арендной платы) и приложение 7 (расчет арендной платы), арендная плата увеличена с 816 900 руб. 72 коп. до 923 822 руб. 40 коп. в год.
Дополнительное соглашение от 02.03.2010 № 02-02-16/96-2010 стороны подписали на основании приказа Департамента от 10.02.2010 № 103 «О распределении лесов Кич-Городецкого государственного лесничества по разрядам такс», принятым в целях реализации Постановления № 310. Данным приказом Департамента изменено распределение лесов по разрядам такс, что привело к применению иных ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Постановлением № 310 и уменьшению размера арендной платы до 785 374 руб. 80 коп. Данным соглашением внесены изменения в пункт 5 договора (размер арендной платы), приложение 4 (сроки внесения арендной платы) и приложение 7 (расчет арендной платы).
Дополнительное соглашение от 03.08.2011 № 02-02-16/102-2011 подписано сторонами на основании приказа Департамента от 01 июля 2011 года № 574 «О внесении изменений в приказ Департамента от 10.02.2010 № 103 «О распределении лесов Кич-Городецкого государственного лесничества по разрядам такс», принятым в целях реализации Постановления № 310. Приказом Департамента утверждено изменение распределения лесов по разрядам такс, что привело к применению иных ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Постановлением № 310, и уменьшению размера арендной платы до 604 632 руб. Дополнительным соглашением внесены изменения в пункт 5 договора (размер арендной платы), приложения 4 (сроки внесения арендной платы) и приложение 7 (расчет арендной платы) к договору аренды.
Таким образом, независимо от подписания сторонами оспариваемых Департаментом дополнительных соглашений размер арендной платы по договору подлежал изменению в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, на основании пункта 7 договора и Постановления № 310 в связи с изменением ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также их индексацией в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Поскольку оспариваемые Департаментом соглашения к договору не содержат сведений об изменении качественных и количественных характеристик лесного участка, не вносят изменения в соответствующие приложения 1, 2, 3, 4 и 6 к договору аренды лесного участка, то у суда не имеется правовых оснований для признания их недействительными.
Апелляционный суд приходит к выводу, что Обществом надлежащим образом исполнены обязательства по внесению арендной платы за спорный период, исчисленной с учетом изменений, внесенных в договор дополнительными соглашениями от 01.01.2009 № 02-02-16/504-2009, от 02.03.2010 № 02-02-16/96-2010, от 03.08.2011 № 02-02-16/102-2011.
Оснований для вывода о наличии на стороне Общества задолженности по договору аренды лесного участка не имеется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права применительно к предмету и обстоятельствам настоящего спора. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку истец в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 мая 2020 года по делу № А13-1274/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.В. Романова
Судьи
Н.В. Чередина
А.Н. Шадрина