АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 мая 2021 года
Дело №
А13-12919/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 19.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу № А13-12919/2020,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Услуги ЖКХ», адрес: <...> «б», оф. 10, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Услуги ЖКХ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания мэрии города Череповца адрес: 162600, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Мэрия) от 10.08.2020 № 2987/01-22-53.
Решением суда от 19.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2021, оспариваемое предписание Мэрии признано незаконным.
В кассационной жалобе Мэрия просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы полагает, что в отношении рассматриваемого контрольного мероприятия в виде мониторинга (обследования) территории за установленными органами местного самоуправления правилами благоустройства требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) неприменимы, тогда как полномочия по выдаче предписания предусмотрены пунктом 12 Порядка осуществления контроля за соблюдением физическими, юридическими, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями Правил мэрии города Череповца от 23.03.2016 № 1135 (далее - Порядок).
Представители Мэрии и Общества, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Свои возражения Общество изложило в отзыве.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенного 30.07.2020 Мэрией осмотра территории города Череповца на придомовой территории дома № 10 по улице Чкалова в городе Череповце выявлено нарушение Правил благоустройства территории города Череповца, утвержденных решением Череповецкой городской Думы от 31.10.2017 №185 (далее - Правила благоустройства, Правила № 185), выразившее в организации площадки для парковки автотранспорта с нарушением схемы планировочной организации земельного участка.
По данному факту сотрудниками Мэрии составлен акт от 30.07.2020.
В связи с выявленным нарушением ООО «Услуги ЖКХ» (как управляющей компании) выдано предписание от 10.08.2020 № 2987/01-22-53 об устранении в срок не позднее 14.09.2020 нарушения пункта 7.5.1 Правил благоустройства.
Не согласившись с выданным по итогам контрольного мероприятия предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела, проверил компетенцию (контрольные полномочия) Мэрии, и указал на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемого предписания без учета требований Закона № 294-ФЗ.
Апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда и согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Из положений пункта 19 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ следует, что правовое регулирование вопросов благоустройства, включая принятие Правил благоустройства, отнесено к вопросам местного значения.
При этом вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования регулируются правилами благоустройства территории муниципального образования (пункт 17 части 2 статьи 45.1 этого же Закона).
В соответствии со статьей 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ органы местного самоуправления уполномочены осуществлять контроль за соблюдением муниципальных правовых актов.
Позиция Мэрии о том, что при осуществлении контроля соблюдения Правил благоустройства не подлежит применению Закон № 294-ФЗ является ошибочной, поскольку в силу части 1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ названный закон распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Статьей 40 Устава города Череповца, принятого постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 № 84 установлено, что Мэрия города организует благоустройство территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа, осуществляет контроль за соблюдением указанных правил.
Согласно пункту 13.2 Правил благоустройства проведение контроля за их соблюдением осуществляется в форме: мониторинга территории городского округа; составления акта, фиксирующего нарушение, с фотофиксацией места нарушения Правил, установленных в ходе такого мониторинга; выдачи предписаний об устранении нарушений Правил; составления протоколов об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области».
Из положений пунктов 4, 11, 12 Порядка следует, что проведение контроля за соблюдением Правил благоустройства осуществляется путем проведения мониторинга (проверки) территории, по результатам которого составляется акт и в случаях выявления нарушений этих Правил выдается предписание об устранении выявленного нарушения.
Вместе с тем, в силу действующей с 01.01.2017 части 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, среди прочего плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (пункт 1) и другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (пункт 8).
Частью 2 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ).
Частью 5 статьи 8.3 этого же Закона определено, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Исходя из системного анализа положений пункта 1 части 1 статьи 8.3, пункта 2 части 2 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ, и понятия термина проверка, изложенного в пункте 6 статьи 2 Закона № 294-ФЗ следует, что предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только по результатам плановой или внеплановой проверки. Иных оснований для выдачи предписаний, то есть по результатам проведения других мероприятий по контролю, в том числе перечисленных в статье 8.3 Закона № 294-ФЗ, не предусмотрено.
Согласно пунктам 2.4 и 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ, выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам названного Закона является грубым нарушением требований действующего законодательства, влекущим признание недействительным такого предписания.
Поскольку как таковая проверка в понимании Закона № 294-ФЗ Мэрией не проводилась, а предписание от 10.08.2020 № 2987/01-22-53 вынесено исключительно по результатам визуального осмотра спорной территории, то суды обоснованно сочли его недействительным.
Учитывая, что цель принятия Закона № 294-ФЗ, на нормы которого ссылалось Общество при рассмотрении настоящего дела, состоит в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вменяемые ООО «Услуги ЖКХ» нарушения Правил № 185 не затрагивают жизнь, здоровье и безопасность населения, не признаются Обществом, то в настоящем случае требовалось после выявления нарушений проводить проверку деятельности Общества с предварительным уведомлением.
Вышеназванные обстоятельства лишают оспариваемое предписание Мэрии юридической силы, свидетельствуют о его недействительности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу № А13-12919/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Череповца - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б. Мунтян
Судьи
О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин