ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-15111/20 от 05.04.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 апреля 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-15111/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 февраля 2021 года по делу № А13-15111/2020,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «София» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160010, <...>; далее – общество) финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, за 2019 год сумме 3 500 руб. по требованиям от 02.07.2019 № 045S01190006029, от 13.07.2020 № 045S01200007358.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично, с общества в соответствующий бюджет взыскан штраф по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в сумме 1 000 руб. по требованию от 13.07.2020 № 045S01200007358, в удовлетворении остальной части требований отказано, с общества в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 571 руб.

Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с общества финансовые санкции в сумме 2 500 руб. по требованию от 02.07.2019 № 045S01190006029. В обоснование жалобы указывает на правомерность указанной суммы финансовой санкции ввиду представления спорных сведений в ненадлежащем формате и неисполнения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.

От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Поскольку из доводов апелляционной жалобы усматривается несогласие управления с отказом в удовлетворении заявленных требований и от лиц, участвующих в деле, соответствующих возражений не поступило, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой управлением части, исходя из доводов жалобы.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, общество 28.02.2019 представило в управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 5 застрахованных лиц.

Управлением 01.03.2019 сформировано уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий с протоколом проверки отчетности, согласно которому документ (сведения за 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ) не принят по причине обнаружения грубой ошибки (в представленном пакете содержатся недопустимые формы документов), указано на необходимость повторного представления документа.

Поскольку сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год повторно не представлены, управление составило акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.04.2019 № 045S18190006316.

Решением от 10.06.2019 № 045S19190005382 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений в отношении застрахованных лиц в виде финансовых санкций в размере 2 500 руб.

В адрес общества управлением направлено требование от 02.07.2019 № 045S01190006029 об уплате указанной суммы финансовой санкции со сроком для его добровольного исполнения – до 22.07.2019.

Кроме того, управлением по результатам проверки сведений по форме СЗВ-М за период с января 2019 года по апрель 2019 года, представленных страхователем, установлено невыполнение обществом обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в части представления в управление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении двух застрахованных лиц, о чем управлением составлен акт от 29.04.2020 № 045S18200006667, по результатам рассмотрения которого принято решение от 09.06.2020 № 045S19200006318 о привлечении общества к ответственности в виде финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений в сумме 1 000 руб.

В адрес общества направлено требование от 13.07.2020 № 045S01200007358 об уплате финансовой санкции в сумме 1 000 руб.

В связи с неисполнением обществом данных требований в добровольном порядке управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования управления, взыскав финансовые санкции по требованию от 13.07.2020 и отказав во взыскании остальной суммы финансовых санкций.

Отказывая в удовлетворении части требований управления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к ответственности в виде финансовых санкций в размере 2 500 руб. за представление отчетности в «недопустимых формах» ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ обязано представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Аналогично статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Как указало управление, сведения по форме СЗВ-СТАЖ, поступившие 28.02.2019, не приняты, поскольку в представленном пакете документов содержались недопустимые формы документов.

Пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Форма отчетности о страховом стаже застрахованных лиц утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п (далее – постановление № 1058п) утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В частности, приложением 1 к названному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Приложением 2 к указанному постановлению определена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов «установил» подлежат отражению документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

Из совокупного толкования положений статьи 17 Закона № 27-ФЗ и постановления № 1058п следует, что правонарушение, вменяемое страхователю в вину, должно быть описано органом Пенсионного фонда Российской Федерации как в акте, так и в решении о привлечении к ответственности.

Иными словами, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, управление должно не только констатировать факт выявленного правонарушения, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения.

В данном случае из буквального содержания акта проверки и решения управления следует, что обществу вменено в вину правонарушение, выразившееся в непредставлении в предусмотренный статьей 11 названного Закона срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по установленной форме.

Вместе с тем исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлена обществом с соблюдением установленного срока, но, как указало управление в апелляционной жалобе, по той форме, которая утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п, утратившим силу с 01.01.2019.

При этом, в чем именно выразилось несоответствие формы СЗВ-СТАЖ, представленной обществом в срок, установленный статьей 11 Закона № 27-ФЗ, ни в акте проверки, ни в решении управления, ни в протоколе проверки данной отчетности не отражено.

В материалы дела управлением представлены в печатном виде «сведения о страховом стаже застрахованного лица» за 2018 год, направленные страхователем в управление 28.02.2019. При исследовании данных документов судом первой инстанции верно установлено, что несмотря на представление указанных сведений по форме СЗВ-СТАЖ в «недопустимых формах», они поступили в установленный срок, доступны для прочтения и позволяют учесть изложенную в них информацию о стаже на лицевых счетах указанных работников общества.

Неполнота представленных страхователем сведений обществу в вину не вменена.

Ссылка подателя жалобы на нарушение обществом срока, установленного пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, не может быть принята апелляционным судом, поскольку нарушение данного срока ни в акте от 26.04.2019, ни в решении управления от 10.06.2019 обществу не вменено.

Как правильно указал суд первой инстанции, статьей 17 Закона № 27-ФЗ ответственность за представление отчетности в «недопустимых формах» не предусмотрена.

Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации основания для привлечения общества к ответственности по указанной норме в виде финансовых санкций в сумме 2 500 руб. у заявителя отсутствовали.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований управления о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 2 500 руб. по требованию от 02.07.2019 № 045S01190006029.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 февраля 2021 года по делу № А13-15111/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонного)– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.Н. Болдырева