ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
27 ноября 2019 года | г. Вологда | Дело № А13-15392/2019 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено ноября 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Зазеркалье» ФИО1 по доверенности от 27.06.2002 № 2834, от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО2 по доверенности от 15.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 сентября 2019 года по делу № А13-15392/2019,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Зазеркалье» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160022, <...>, далее – ООО «Зазеркалье», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее - департамент) о признании недействительным пункта 4 приказа от 23.07.2019 № 295 в части отказа обществу в предоставлении субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 2 квартал 2019 года.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 сентября 2019 года по делу № А13-15392/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признан недействительным пункт 4 приказа департамента от 23.07.2019 № 295 в части отказа обществу в предоставлении субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 2 квартал 2019 года. На департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, рассмотреть заявление о предоставлении субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 2 квартал 2019 года. Кроме того, с департамента в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что отказ в предоставлении субсидии является законным, поскольку организация не должна находиться в процессе наблюдения, считает, что данный процесс начинается с возбуждения производства по делу. Отражает, что введение в отношении ООО «Зазеркалье» процедуры наблюдения может повлечь за собой полное невыполнение показателя результативности.
В судебном заседании представитель департамента изложенные в отзыве доводы поддержал.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей общества и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО «Зазеркалье» 10.07.2019 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении субсидии за коровье молоко за 2 квартал 2019 года в сумме 5 257 428 руб. К заявлению приложены все необходимые документы.
Департамент произвел проверку представленных для получения субсидии документов и принял решение об отказе в предоставлении субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на основании пункта 2.8 Порядка предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном производстве, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 13.02.2017 № 154«Об утверждении Порядка предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном производстве» (далее – Порядок № 154), в связи с несоответствием общества требованиям пункта 2.13 Порядка № 154 об отсутствии в отношении организации процесса банкротства и принял приказ от 23.07.2019 № 295, а также направил обществу уведомление об отказе в предоставлении субсидии от 23.07.2019 № 105.
Основанием для вывода департамента о нахождении ООО «Зазеркалье» в процессе банкротства послужило возбуждение 11.06.2019 в Арбитражном суде Вологодской области дела о банкротстве общества № А13-10952/2019 по заявлению акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк», поступившему в арбитражный суд 06.06.2019.
Не согласившись с указанным решением департамента, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.).
Согласно пункту 2 указанной статьи названные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Подпунктом «е» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, установлена обязанность при определении условий и порядка предоставления субсидий указывать требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.
К таким требованиям относится требование о том, что получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222 утверждена программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» (далее - Государственная программа).
Ответственным исполнителем Государственной программы являлся департамент.
Для реализации этой Программы принят Порядок № 154, согласно которому получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, установленным пунктами 1.5, 2.9, 2.13 указанного Порядка и представившие в департамент документы, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка.
В подпункте 4 пункта 2.13 Порядка № 154 содержится требование к претендентам на получение субсидии о том, что такие юридические лица не должны находиться в процессе ликвидации, банкротства.
Пунктом 2.8 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, к которым отнесено несоответствие организации требованиям, указанным в пункте 2.13 Порядка.
В рассматриваемом случае основанием для вывода департамента о нахождении ООО «Зазеркалье» в процессе банкротства послужило возбуждение определением Арбитражного суда Вологодской области от 11 июня 2019 года дела № А13-10952/2019 о банкротстве общества.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон № 127-ФЗ) под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублейи указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Для целей введения в отношении должника процедуры банкротства арбитражным судом должно учитываться не только наличие задолженности в указанном размере, но иные признаки неплатежеспособности должника.
При этом рассмотрение вопроса об обоснованности заявления уполномоченного органа согласно пункту 1 статьи 48 Закона № 127-ФЗ отнесено к компетенции арбитражного суда, разрешающего дело о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 42 вышеназванного Закона судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и настоящим Законом.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом.
В силу пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 указанного Закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
Таким образом, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, возбуждение арбитражным судом производства по делу о банкротстве и стадия рассмотрение вопроса об обоснованности заявления не свидетельствуют о нахождении юридического лица в процессе банкротства.
Пунктом 1 статьи 53 Закона о банкротстве предусмотрено, что решение о признании должника - юридического лица банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства принимается судом в случае установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 названного Закона, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
Поскольку на момент обращения с заявлением общество не признано банкротом и в отношении его не введена процедура банкротства, суд первой инстанции посчитал, что у департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии.
Коллегия судей соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и не находит оснований для его переоценки.
Ссылка апеллянта на то, что процесс банкротства начинается с возбуждения производства по делу, апелляционным судом не принимается, поскольку основана на ошибочном толковании закона. При этом Законом о банкротстве предусмотрены определенные последствия для должника с даты введения соответствующих процедур банкротства.
Доводы подателя жалобы о том, что введение в отношении общества процедуры наблюдения может повлечь за собой полное невыполнение показателей результативности, коллегия судей отклоняет как основанные на предположениях и не свидетельствующие о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии. Указанные апеллянтом основания для возврата субсидии не относятся к предмету рассматриваемого заявления.
Таким образом, требования ООО «Зазеркалье» о признании недействительным пункта 4 приказа департамента от 23.07.2019 № 295 в части отказа обществу в предоставлении субсидии обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 сентября 2019 года по делу № А13-15392/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | Е.Н. Болдырева Н.В. Мурахина |