ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
11 августа 2021 года | г. Вологда | Дело № А13-15990/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседанияВирячевой Е.Е.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» ФИО1 по доверенности от 01.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 апреля 2021 года по делу № А13-15990/2020 ,
у с т а н о в и л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25;ОГРН 1103525003900, ИНН3525237735; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» (адрес: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 31; ОГРН 1023500892337, ИНН3525067473; далее – Учреждение) о возложении обязанности принять на праве оперативного управления федеральное имущество: мелиоративная система «Абакшино», адрес: Вологодская обл., Вологодский р-н. д. Абакшино, Октябрьское с/п, РНФИ В12370002905, мелиоративная система «Кожино», адрес: Вологодская обл., Вологодский р-н. д. Абакшино, Октябрьское с/п, д. Кожино, РНФИ В12370002906, В12370002806.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие «Учебно-опытное хозяйство «Молочное» Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В.Верещагина».
Решением суда от 27 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что истец не имеет ресурсов для содержания и обслуживания имущества, однако необходимые для этого ресурсы и специалисты имеются у Учреждения. При этом полагает, что согласие Учреждения на закрепление за ним на праве оперативного управления спорного имущества не требуется.
Представитель ответчика в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департаментом имущественных отношений Вологодской области и федеральным государственным унитарным предприятием «Учебно-опытное хозяйство «Молочное» Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина заключен договор № 2 от 22.11.2002 об использовании государственного имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения федеральному государственному унитарному предприятию «Учебно-опытное хозяйство «Молочное» Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина (далее – Предприятие).
В числе федерального имущества, закрепленного за Предприятием по вышеназванному договору, значится следующее имущество:
мелиоративная система «Абакшино», адрес: Вологодская область, Вологодский район, д.Абакшино, Октябрьское с/п, РНФИ В12370002905;
мелиоративная система «Кожино», адрес: Вологодская область, Вологодский район, Октябрьское с/п, д.Кожино, РНФИ В12370002906, В12370002806.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 04 августа 2011 года по делу № А13-8894/2010 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 июля 2012 года по делу № А13-8894/2010 Предприятие признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и проведению мероприятий по контролю за состоянием мелиорированных земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Таким образом, спорное имущество не подлежит включению в конкурсную массу должника.
С целью закрепления спорного имущества за специализированным учреждением Управление направило соответствующее предложение от 21.10.2020 № 35-НМ-02/8129 в адрес ответчика.
Ответчик письмом от 22.10.2020 № 6-3/954 выразил отказ в закреплении за ним спорного имущества на праве оперативного управления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Управления необоснованными и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Положениями статьи 296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Исходя из положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ бюджетное учреждение вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Из системного толкования названных положений ГК РФ следует, что закрепление на праве оперативного управления имущества за бюджетным учреждением возможно исключительно с его согласия, при наличии у него потребности в этом имуществе и возможности его использования для осуществления уставных видов деятельности и выполнения устанавливаемых учредителем государственных заданий.
Решение вопроса о закреплении на праве оперативного управления имущества за бюджетным учреждением относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
В письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31.01.2020 № ВЯ-08/2882 «О порядке распоряжения федеральным имуществом» содержатся указания на то, что рассмотрение вопросов закрепления объектов недвижимого имущества осуществляется только при наличии определенных документов, в том числе:
письменного согласия организации на закрепление недвижимого имущества с указанием актуальных кадастровых номеров и номеров в реестре федерального имущества;
письменного согласия федерального органа (органов) государственной власти на закрепление недвижимого имущества с указанием актуальных кадастровых номеров и номеров в реестре федерального имущества;
справки-обоснования решения о распоряжении недвижимым имуществом, содержащей в том числе сведения, подтверждающие потребность организации, за которой планируется закрепить объекты недвижимого имущества, в данном недвижимом имуществе (при закреплении административных зданий, офисных помещений - данные о штатной численности организации, данные о занимаемых в настоящее время офисных помещениях с указанием площади, данные о дефиците площадей; при закреплении иных объектов недвижимого имущества - сведения о дальнейшем целевом использовании данных объектов), а также информацию о наличии достаточных объемов финансирования расходов, связанных с содержанием предлагаемых к закреплению объектов недвижимого имущества (в отношении федеральных учреждений, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - подтверждение органа, осуществляющего полномочия учредителя).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 № 1041-р Учреждение отнесено к ведению Минсельхоза России (пункт 74 Перечня).
На основании Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537, пункта 5.4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, Минсельхоз России осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения, а также полномочия собственника в отношении переданного ему федерального имущества (листы дела 25-39).
Следовательно, закрепление на праве оперативного управления спорных объектов за Учреждением может осуществляться только с согласия Минсельхоза России.
В соответствии с распоряжением Минсельхоза России от 09.03.2017 № 15-р «О порядке работы Комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий» (далее – Порядок) решения о согласовании закрепления на вещных правах за подведомственными Минсельхозу России организациями объектов недвижимого имущества принимает Комиссия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию имущественных вопросов подведомственных бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий (пункт 3.4 Порядка).
Решения о согласовании закрепления на праве оперативного управления спорных объектов за Учреждением названной комиссией не принималось, соответствующее обращение в Минсельхоз России не поступало.
Как верно указал суд первой инстанции, спорные объекты не являются имуществом, необходимым для осуществления основных видов деятельности Учреждения, определенных его Уставом, и выполнения государственных заданий, ежегодно устанавливаемых Минсельхозом России, в ведении которого находится Учреждение.
Принудительное закрепление спорных объектов за Учреждением без его согласия и в отсутствие у него потребности в этом имуществе, а также в отсутствие согласия Минсельхоза России, осуществляющего в отношении Учреждения функции и полномочия учредителя, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что решение суда является законным и обоснованным; в удовлетворении иска Управлению отказано верно.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 апреля 2021 года по делу № А13-15990/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина | ||
Судьи | А.В. Романова Н.В. Чередина |