ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 мая 2018 года
г. Вологда
Дело № А13-16141/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области ФИО1 по доверенности от 10.01.2018 № 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 февраля 2018 года по делу № А13-16141/2017 (судья Киров С.А.),
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 369000, <...>; далее – ПАО «ВСК», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160012, <...>; далее – департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2017 № 24, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 февраля 2018 года по делу № А13-16141/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО «ВСК» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что в деянии общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Департамент в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ПАО «Вологдаэнергосбыт» осуществляет регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики в качестве гарантирующего поставщика, является субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – ОРЭМ).
В связи с этим с учетом требований пункта 21 Порядка формирования сводного прогнозируемого баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФТС России) от 12.04.2012 № 53-э/1, на общество возложена обязанность по предоставлению в срок не позднее 15 августа года, предшествующему году регулирования, представлять предложения по уточнению сводного прогнозного баланса по установленной форме для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Такие предложения в установленный срок в департамент поступили от ПАО «Вологдаэнергосбыт» на 2018 год с сопроводительным письмом от 14.08.2017 № 01-03/4527.
К предложению приложены формы № 3 (приложение 1) Предложение на покупку электрической энергии и мощности в 2018 году ПАО «Вологодская сбытовая компания» на январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года; I, II, III, IV кварталы 2018 года; год (в формате шаблона ЕИАС ФАС России FORM 3.2018 «Предложение на покупку электрической энергии и мощности в 2018 году»).
Вместе с тем, при проверке представленных форм выявлено, что в этих формах в пункте 6 «Заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии» и в пункте 7 «Кроме того, заявленная мощность потребителей розничного рынка, присоединенных к сетям ЕНЭС» в графах «В целом по организации» проставлены значения «0,00».
В связи с этим департамент пришел к выводу о том, что в нарушение Порядка ПАО «Вологдаэнергосбыт» предоставило в департамент заведомо недостоверные сведения, необходимые для исполнения органом, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов).
По выявленному факту департаментом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.09.2017 и вынесено оспариваемое постановление от 21.09.2017 № 24, которым ПАО «Вологдаэнергосбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена ответственность за предоставление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязанность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступает установленный порядок управления в сфере регулирования тарифов, в частности, порядок предоставления информации в государственные органы сведений необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объективная сторона состоит в действии, связанном с предоставлением заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, то есть сведений, которые не отражают фактического положения в определенной области, не позволяют с достоверностью принимать управленческие решения в рамках предоставленных полномочий, если обязанность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица.
Субъективная сторона может быть выражена в форме умысла или неосторожности на совершение данного административного правонарушения.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергии, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» установлены основные правила ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Статьей 23.1. Закона об электроэнергетике и пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) определен перечень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), подлежащих государственному регулированию.
Статьей 21 Закона об электроэнергетике к полномочиям федерального органа исполнительной власти отнесено утверждение нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе и утверждение перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формы и порядка ее предоставления.
Такой порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – Порядок), как отмечалось ранее в постановлении, утвержден приказом ФТС России от 12.04.2012 № 53-э/1.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Законом об электроэнергетике и Основами ценообразования, а также регулируемых цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), указанных в Основах ценообразования и устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 5 Порядка определено, что сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение № 1 к Порядку).
Пунктом 1 графика прохождения документов предусмотрено, что покупатели – субъекты оптового рынка в срок не позднее 1 апреля предшествующего года должны представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, системному оператору, совету рынка предложения по сводному прогнозному балансу по таблицам 3, 9.1.
Пунктом 15 графика прохождения документов определено, что покупатели – субъекты оптового рынка в срок не позднее 15 августа предшествующего года должны представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, системному оператору, совет рынка уточненные предложения по сводному прогнозному балансу по таблицам 3, 9.1.
Согласно постановлению Правительства Вологодской области от 16.11.2015 № 958 «Об утверждении Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области» органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, энергосбережения, повышения энергетической эффективности, в области обращения с отходами является Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.
В приложении № 2 к Порядку утверждены формы таблиц с указанием информации, необходимой для формирования сводного прогнозного баланса.
При этом пункт 6 таблицы 3 предусматривает предоставление информации о заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии, а пункт 7 таблицы 3 - информацию о заявленной мощности потребителей розничного рынка, присоединенных к ЕНЭС.
Наличие обязанности у общества предоставлять сведений по форме таблицы 3, в том числе и сведений, указанных в пунктах 6 и 7 таблицы 3, следует из требований Закона № 35, приказа ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1, что не отрицается и ПАО « Вологдаэнергосбыт».
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, как отмечалось ранее, обществом в формах № 3 (приложение 1 к предложению) «Предложение на покупку электрической энергии и мощности в 2018 году ПАО «Вологодская сбытовая компания» на январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года; I, II, III, IV кварталы 2018 года; год (в формате шаблона ЕИАС ФАС России FORM 3.2018 «Предложение на покупку электрической энергии и мощности в 2018 году») в пункте 6 «Заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии» и пункте 7 «Кроме того, заявленная мощность потребителей розничного рынка, присоединенных к сетям ЕНЭС» графы «В целом по организации» проставлены значения «0,00».
Предложение подано на бумажных носителях, формы к нему скреплены подписью руководителя ПАО «Вологдаэнергосбыт».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Факт нарушения подтверждается служебной запиской консультанта управления регулирования в электроэнергетической и газовой отраслях департамента ФИО2 от 21.08.2017, формами 3 «Предложение на покупку электрической энергии и мощности в 2018 году ПАО «Вологодская сбытовая компания» на январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года; I, II, III, IV кварталы 2018 года; год приложения 1 к предложению ПАО «Вологдаэнергосбыт» от 14.08.2017 № 01-03/4527 (в формате шаблона ЕИАС ФАС России FORM 3.2018 «Предложение на покупку электрической энергии и мощности в 2018 году»), протоколом об административном правонарушении от 18.09.2017.
Общество ссылается на отсутствие вины в совершении правонарушения и недоказанность такого квалифицирующего признака как предоставление «заведомо недостоверных» сведений.
С такой позицией нельзя согласиться.
Как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Состав настоящей статьи носит формальный характер.
Пункт 22 Порядка устанавливает, что предложения по формированию сводного прогнозного баланса направляются в ФСТ России в формате шаблонов по системе ЕИАС, а в адрес Совета рынка в электронном виде в формате шаблонов ЕИАС в соответствии с информацией, публикуемой на официальном сайте Совета рынка в сети Интернет. На бумажных носителях предложения по формированию сводного прогнозного баланса по таблицам приложения № 2 к Порядку направляются в адрес Системного оператора.
Форма направления предложений в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) пунктом 22 Порядка не регламентирована.
Как отмечалось ранее в постановлении, ПАО «Вологдаэнергосбыт» в адрес департамента предложения об уточнении сводного прогнозного баланса на 2018 год и форм к нему представлены на бумажных носителях и в них в пунктах 6, 7 таблицы 3 отмечены значения «0,00». Достоверность информации, указанной в форме, удостоверена подписью заместителя генерального директора АО «МРСЭН» - директора ПАО «Вологдаэнергосбыт».
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что при заполнении форм на бумажных носителях ПАО «Вологдаэнергосбыт» имело возможность заполнить пункты 6, 7 таблицы 3 соответствующим образом.
Кроме того тот факт, что значения по рассматриваемым показателям предложений по уточнению сводного прогнозного баланса равным значению «00,0» являются недостоверными, для общества являлось очевидным исходя из фактических хозяйственных отношений с каждым потребителем электрической энергии и ежемесячным выставлением счетов-фактур.
Кроме того, условия типовых договоров, размещенных на сайте ПАО «Вологдаэнергосбыт» и представленных в материалы дела (в частности пункт 3.3.9 договора энергосбережения, пункт 3.3.9 договора энергосбережения с энергосбытовой организацией, пункт 3.3.7 договора энергосбережения для потребителя с максимальной мощностью менее 100 кВт, пункт 3.3.7 договора энергосбережения для государственных (муниципальных) нужд), определяют обязанность потребителя по запросу поставщика (ПАО «Вологдаэнергосбыт») представлять информацию, связанную с деятельностью по потреблению электрической энергии, необходимую для составления государственной отчетности, в объемах и в сроки, указанные в запросе. Представлять необходимую информацию для составления краткосрочных и долгосрочных прогнозных балансов электрической энергии и электрической мощности в объемах и в сроки, указанные в запросе поставщика.
В связи с этим апелляционная инстанция не может согласиться с позицией общества об отсутствии вины в совершении правонарушения и неверной его квалификацией.
Судом первой инстанции правомерно не принят и довод общества о технической невозможности проставления иных значений кроме числовых, а также невозможности оставления ячеек незаполненными ввиду особенностей шаблона ФГИС ЕИАС ФАС FORM 3.2018 с учетом изложенных выше фактов и выводов.
Представление в регулирующий орган искаженных данных не отражает фактическое положение в определенной области, не позволяет осуществлять комплексный анализ балансовых показателей региона в рамках предоставленных полномочий департамента.
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и несоблюдения положений статьи 4.5 КоАП РФ не установлено.
Наказание определено с учетом санкции части 2 статьи 19.7.1, а также положений статьи 4.1 КоАП РФ и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция поддерживает выводы суда о том, что постановление от 21.09.2017 является законным и обоснованным, оснований для его отмены у суда не имелось.
Выводы суда, изложенные в решении от 06.02.2018, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 февраля 2018 года по делу № А13-16141/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В. Мурахина
Судьи
А.Ю. Докшина
Н.Н. Осокина