ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-16952/2021 от 20.07.2022 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 июля 2022 года

г. Вологда

Дело № А13-16952/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д., при ведении протокола секретарём судебного заседания Поповым Д.С.,

при участии прокурора Егорычева И.В. по доверенности от 07.02.2022 № Дов-4-25-2022, от Министерства обороны Российской Федерации Бугаевой К.А. по доверенности от 09.02.2022, от Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Овинниковой Н.А. по доверенности от 11.04.2022 № 115/16юр, от муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» Фомичёва Е.В. по доверенности от 10.01.2022 № 4,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года по делу № А13-16952/2021 ,

у с т а н о в и л:

заместитель военного прокурора Западного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1127847489670, ИНН 7841470857; адрес: 191055, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 4) обратился в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 2б; далее – Учреждение), муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» (ОГРН 1103537000160, ИНН 3527016080; адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, Почтовый переулок, дом 5; далее – Предприятие) о признании недействительными абзаца четвёртого пункта 2.2.2 и пункта 2.2.5 государственного контракта от 10.12.2021 № 293/22 в редакции согласованной сторонами в протоколе согласования разногласий.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27.04.2022 иск удовлетворён.

Предприятие с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Предприятия апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Учреждение в отзыве и его представитель в судебном заседании апелляционную жалобу полагают обоснованной по изложенным в ней основаниям.

Прокурор и Министерство обороны Российской Федерации в отзывах и их представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Предприятием (теплоснабжающая организация) и Учреждением (потребитель), заключён государственный контракт на отпуск тепловой энергии от 10.12.2021 № 293/22, согласно которому теплоснабжающая организация обязалась отпускать потребителю через свои тепловые сети тепловую энергию в горячей воде на объекты, указанные в приложении № 1 к контракту, а потребитель обязался принимать и оплачивать полученную тепловую энергию.

Согласно приложению № 1 к контракту объектом теплоснабжения является Отдел военного комиссариата Вологодской области по городу Сокол, Сокольскому, Харовскому и Усть-Кубинскому району, распложенный  по адресу: Вологодская область, город Сокол, улица Советская, дом 79а (лист дела 31).

Абзацем четвёртым пункта 2.2.2 контракта предусмотрено, что теплоснабжающая организация имеет право прекратить полностью или частично отпуск тепловой энергии после письменного предупреждения при неоплате потреблённой тепловой энергии за 1 период платежа (лист дела 19).

Пунктом 2.2.5 контракта предусмотрено, что теплоснабжающая организация имеет право не производить подключение к системе отопления в случае, если у потребителя существует задолженность за предыдущий расчётный период (лист дела 20).

Протоколом разногласий Учреждение предложило исключить абзац четвёртый пункта 2.2.2 и пункт 2.2.5 из контракта (листы дела 24, 25).

Протоколом согласования разногласий от 10.12.2021 указанные пункты контракта согласованы сторонами в первоначальной редакции поставщика (лист дела 28).

Прокурор, полагая, что абзац четвёртый пункта 2.2.2 и пункт 2.2.5 контракта противоречат законодательству, обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 166, 168, 421, 426, 539‑548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении»), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808).

Согласно статье 22 Закона «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии в порядке, установленном Правилами № 808, которыми определены социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии.

Согласно пункту 95 Правил № 808 в отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.

Согласно пункту 96 Правил № 808 к социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей), помимо прочего, относятся воинские части (органы, организации, в которых предусмотрена военная служба и (или) проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции) Министерства обороны Российской Федерации.

В рассматриваемом случае объектом теплоснабжения является Отдел военного комиссариата.

Суд первой инстанции на основании Федерального закона от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статьи 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», пунктов 4 и 9 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, подпункта «а» пункта 1 статьи 3, подпункта «а» пункта 5 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, пришёл к правомерно выводу о том, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба, и относятся к социально значимым категориям потребителей, которые предусмотрены пунктом 96 Правил № 808.

В отношении таких потребителей должен применяться специальный порядок введения ограничения режима потребления тепловой энергии, установленный пунктом 97 Правил № 808, который состоит в следующем:

– теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определённый в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;

– теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;

– в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несёт указанный потребитель;

– если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;

– возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.

В отношении социально значимых категорий потребителей Правилами № 808 установлен особый льготный порядок введения ограничения и возобновления подачи тепловой энергии, которым урегулирована последовательность действий теплоснабжающей организации (пункт 97 Правил № 808).

Таким образом, указанная норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, поскольку содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила.

В рассматриваемом случае объект, на который осуществляется поставка тепловой энергии по контракту, относится к социально значимой категории потребителей, поэтому на него распространяется особый порядок введения ограничения, прекращения и возобновления подачи тепловой энергии и нормы пунктов 96 и 97 Правил № 808 в отношении него являются императивными.

Однако абзац четвёртый пункта 2.2.2 и пункт 2.2.5 контракта предусматривают право теплоснабжающей организации прекратить полностью или частично отпуск тепловой энергии после письменного предупреждения при неоплате потребленной тепловой энергии за 1 период платежа, а также не производить подключение к системе отопления в случае, если у потребителя существует задолженность за предыдущий расчетный период. Данные условия противоречат пунктам 96 и 97 Правил № 808, поскольку предоставляют теплоснабжающей организации более упрощённый порядок введения ограничения энергопотребления в отношении социально значимых категорий потребителей, чем установлен законодательством, и предусматривают возможность ограничения или прекращения подачи тепловой энергии, не оговаривая при этом установленных в законодательстве оснований и порядка введения ограничения.

В связи с изложенным указанные условия контракта не соответствуют пунктам 96 и 97 Правил № 808, так как без оговорки на применение специального порядка они предусматривают иной, более упрощённый порядок введения ограничения и прекращения, возобновления энергопотребления в отношении социально значимого объекта.

Таким образом оспариваемые абзац четвёртый пункта 2.2.2 и пункт 2.2.5 контракта, согласованные сторонами в протоколе согласования разногласий, подлежат признанию недействительными согласно статьям 166, 168 ГК РФ.

В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что отсутствие в контракте специально оговорённого порядка введения ограничения, прекращения и возобновления энергопотребления в отношении социально значимых категорий потребителей не исключает возможности применения положений пункта 97 Правил № 808.

Данные доводы являются необоснованными.

В силу пункта 95 Правил № 808 в отношении социально значимых категорий потребителей, к которым применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений. Отсутствие таковых в договоре влечёт неопределённость его условий об ограничении, прекращении и возобновлении подачи тепловой энергии этой категории потребителей. В целях соблюдения интересов данных потребителей такое положение недопустимо.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года по делу № А13-16952/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.А. Холминов

Судьи

О.А. Тарасова

А.Д. Фирсов