ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-17087/20 от 18.10.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 октября 2021 года

Дело №

А13-17087/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И.,
Родина Ю.А.,

рассмотрев 18.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу № А13-17087/2020,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное), адрес: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Труда, д. 49,

ОГРН 1023501245074, ИНН 3528076797, (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к публичному акционерному обществу «Северсталь», адрес: 162608, г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее – Общество), о взыскании 5 000 руб. финансовой санкции за представление неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) на основании решения от 26.08.2020
№ 045S19200010553.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Степанова Ольга Павловна.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.03.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021,  в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.

Податель жалобы считает, что поскольку узнать о совершении страхователем правонарушения до момента проведения проверки  Фонд не мог, срок давности для предъявления заявления в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ следует исчислять с момента, когда Фонду стало известно о нарушениях по результатам проверки документов, то есть с 20.01.2020. В связи с  чем  Фонд полагает, что срок на обращение в суд им не пропущен. Кроме того, заявитель ссылается на неприменимость в данном случае законодательства о налогах и сборах, так как в рассматриваемом деле правоотношения с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование  не рассматривались.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в  кассационном порядке. 

Из материалов дела следует, что в связи с обращением Степановой О.П. с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 27.12.2019 № 317 Фондом  проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 20.01.2020 № 317.

В ходе проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении Степановой О.П. Фондом установлено, что она работала в качестве контролера в производстве черных металлов участка листопрокатного цеха-3 (ЛПЦ-3) отдела технического контроля Общества с 20.10.2006 по 31.08.2012.

Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

«О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) пользуются контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ по списку № 2, раздел III «Металлургическое производство», код позиции списка 2040300а-12942, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

По представленной карте аттестации рабочего места по условиям труда контролера в производстве черных металлов (приемка раскатов), данные замера температур превышают нормативное значение. Таким образом, занятость на горячих участках работ подтверждается.

Как указывает Фонд, в  соответствии с лицевыми счетами у Степановой О.П. за период работы с марта 2009 года по август 2012 года ежемесячно просматривается доплата за совмещение профессий. Соглашения о совмещении профессий, расширение зон обслуживания и увеличение объема работы за данный период не представлены. Определить, сколько времени в течение полного рабочего дня Степанова О.П. была занята выполнением работ в качестве «контролера в производстве черных металлов», не представляется возможным.

Периоды совмещения работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, составляющие более 20% рабочего времени в течение полного рабочего дня от периода работы на общих условиях, следует исключать из специального стажа.

Фонд пришел к выводу о нарушении Обществом  Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516) и необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на Степанову О.П. за 2009 год, 1 и 2 полугодия 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года и недостоверности этих сведений.

В адрес Общества Фондом  было  направлено уведомление от 03.02.2020 № 281 об устранении расхождений, в котором Обществу было  предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2009 год, 1 и 2 полугодия 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года в отношении Степановой О.П. путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды.

Уведомление получено Обществом 06.02.2020.

Общество в письме от 06.02.2020 сообщило Фонду  об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений Общества, Фондом составлен акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.07.2020 № 045S18200011659.

Общество в возражениях на акт проверки от 30.07.2020 указало, что оно сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции списка 2040300а-12942, а Фонд принимал эти сведения по льготному списку № 2 за 10 отчетных периодов: за 2009 год, 1 и 2 полугодия 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года.

По результатам рассмотрения акта проверки и возражений на акт Фондом вынесено решение от 26.08.2020 № 045S19200010553, которым Общество привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в сумме 5 000 руб.

В требовании от 22.09.2020 № 045S01200011224, направленном в адрес Общества, страхователю было предложено уплатить сумму штрафа в срок до 13.10.2020.

Поскольку в установленный срок требование Обществом не было исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с  настоящим  заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, сославшись на отсутствие состава вменяемого правонарушения и пропуск Фондом срока для обращения  в суд.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как верно указали суды, подпунктом 5 пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Сведения подаются в форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц».

Согласно части 5 статьи 17  Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

На основании части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11  Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Материалами дела подтверждается, что Фонд, выявив в ходе проверки расхождения в представленных сведениях в отношении Степановой О.П., в адрес Общества по почте направил уведомление от 03.02.2020 № 281 об устранении расхождений, в котором Обществу было  предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды.

В данном случае,  суд первой инстанции  обоснованного указал,  что выводы о недостоверности представленных сведений Фонд сделал исключительно по данным лицевого счета без учета сведений в иных документах Общества. Возражения страхователя оставлены без проверки.

При этом суды отметили, что  Общество  представило  Фонду такие сведения, какие учитываются им самим. Проверкой не установлено, что, указывая в формах СЗВ-4-1 и СЗВ-6-1 основания для досрочного назначения трудовой пенсии, Общество представляло Фонду заведомо недостоверные сведения.

С 1 января 2015 года вступил в силу Закон № 400-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 30 которого предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Закону.

Следовательно, положения Закона № 173-ФЗ подлежат применению к спорным правоотношениям с учетом норм Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу пункта 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлениям Правительства Российской Федерации от 18.07.2002
№ 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В соответствии с Правилами от 11.07.2002 № 516 и разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 в специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочную пенсию, при условии постоянной занятости на таких работах в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Профессия «контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ» входят в список № 2 (позиция 2040300а-12942 раздела 3 «Металлургическое производство»).

Как следует из выписки из индивидуального счета,  Общество представляло в Фонд индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица Степановой О.П. за спорные периоды, в сведениях об особых условиях труда Общество указывало код 2040300а-12942.

Исходя из положений подпункта 11 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь представляет документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вывод же о наличии или отсутствии у застрахованного лица такого права делается Фондом, а не страхователем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 (то есть в проверенный период), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 7828/12, из этой нормы следует, что к числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. Обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

Из пункта 7 разъяснений «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 (далее - Разъяснения), следует, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

При этом пунктом 5 Разъяснений определено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных списком № 2, не менее 80% рабочего времени.

На основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суды установили,  что в акте по результатам документарной проверки от 20.01.2020 № 317 отражено, что в соответствии с лицевыми счетами у Степановой О.П. просматривается доплата за совмещение профессий, при этом определить, сколько времени в течении полного рабочего дня указанное лицо было занято выполнением работ в качестве «контролера в производстве черных металлов», не представляется возможным.

Вместе с тем, как обоснованно указали суды, доказательств того, что Степанова О.П. была занята выполнением работ в качестве «контролера в производстве черных металлов» менее 80% рабочего времени материалы дела не содержат, соотношение рабочего времени по указанной профессии и за совмещение профессий  Фондом не установлено.

Как следует из представленных в материалы дела соглашений о совмещении профессий, расширения зон обслуживания и увеличения объема работы, Степанова О.П. осуществляла совмещение также по профессии «контролер в производстве черных металлов», руководство звеном, то есть фактически ею осуществлялось замещение работников, должность которых также относится к списку № 2. Указанные обстоятельства при проверке не устанавливались.

При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности состава вмененного Обществу правонарушения.

Право переоценки доказательств и установления фактических обстоятельств дела суду кассационной инстанции не предоставлено в силу положений статьи 286 АПК РФ.

В этой связи, коллегия находит обоснованным выводы о том, что Фондом не доказан факт представления Обществом недостоверных сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении Степановой О.П.

Поскольку Фондом не доказана недостоверность представленных страхователем сведений о застрахованных лицах в части указания на особые условия их труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, суды пришли к выводу об отсутствии у него оснований для привлечения Общества к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц.

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к правильному выводу о пропуске  Фондом установленного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации срока привлечения к ответственности за совершение вменяемых правонарушений, самое позднее из которых - о представлении сведений по форме СЗВ-6-4 за 3 квартал 2012 года.

Довод кассационной жалобы о том, что срок давности привлечения к ответственности за совершение указанного правонарушения следует исчислять с момента обнаружения правонарушения, а также о необходимости применения положений части 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, основан на неправильном толковании норм права.

Суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме.

Безусловных оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, для отмены принятых по делу судебных актов  суд кассационной инстанции также не усматривает.

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу № А13-17087/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное)    -  без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Л.И. Корабухина

Ю.А. Родин