ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-17087/20 от 18.10.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 октября 2021 года

Дело №

А13-17087/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И.,
ФИО1,

рассмотрев 18.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу № А13-17087/2020,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное), адрес: 162602, <...>,

ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к публичному акционерному обществу «Северсталь», адрес: 162608, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), о взыскании 5 000 руб. финансовой санкции за представление неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) на основании решения от 26.08.2020
№ 045S19200010553.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.03.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021,  в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.

Податель жалобы считает, что поскольку узнать о совершении страхователем правонарушения до момента проведения проверки  Фонд не мог, срок давности для предъявления заявления в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ следует исчислять с момента, когда Фонду стало известно о нарушениях по результатам проверки документов, то есть с 20.01.2020. В связи с  чем  Фонд полагает, что срок на обращение в суд им не пропущен. Кроме того, заявитель ссылается на неприменимость в данном случае законодательства о налогах и сборах, так как в рассматриваемом деле правоотношения с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование  не рассматривались.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в  кассационном порядке. 

Из материалов дела следует, что в связи с обращением ФИО2 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 27.12.2019 № 317 Фондом  проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 20.01.2020 № 317.

В ходе проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО2 Фондом установлено, что она работала в качестве контролера в производстве черных металлов участка листопрокатного цеха-3 (ЛПЦ-3) отдела технического контроля Общества с 20.10.2006 по 31.08.2012.

Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

«О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) пользуются контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ по списку № 2, раздел III «Металлургическое производство», код позиции списка 2040300а-12942, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

По представленной карте аттестации рабочего места по условиям труда контролера в производстве черных металлов (приемка раскатов), данные замера температур превышают нормативное значение. Таким образом, занятость на горячих участках работ подтверждается.

Как указывает Фонд, в  соответствии с лицевыми счетами у ФИО2 за период работы с марта 2009 года по август 2012 года ежемесячно просматривается доплата за совмещение профессий. Соглашения о совмещении профессий, расширение зон обслуживания и увеличение объема работы за данный период не представлены. Определить, сколько времени в течение полного рабочего дня ФИО2 была занята выполнением работ в качестве «контролера в производстве черных металлов», не представляется возможным.

Периоды совмещения работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, составляющие более 20% рабочего времени в течение полного рабочего дня от периода работы на общих условиях, следует исключать из специального стажа.

Фонд пришел к выводу о нарушении Обществом  Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516) и необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО2 за 2009 год, 1 и 2 полугодия 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года и недостоверности этих сведений.

В адрес Общества Фондом  было  направлено уведомление от 03.02.2020 № 281 об устранении расхождений, в котором Обществу было  предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2009 год, 1 и 2 полугодия 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года в отношении ФИО2 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды.

Уведомление получено Обществом 06.02.2020.

Общество в письме от 06.02.2020 сообщило Фонду  об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений Общества, Фондом составлен акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.07.2020 № 045S18200011659.

Общество в возражениях на акт проверки от 30.07.2020 указало, что оно сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции списка 2040300а-12942, а Фонд принимал эти сведения по льготному списку № 2 за 10 отчетных периодов: за 2009 год, 1 и 2 полугодия 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года.

По результатам рассмотрения акта проверки и возражений на акт Фондом вынесено решение от 26.08.2020 № 045S19200010553, которым Общество привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в сумме 5 000 руб.

В требовании от 22.09.2020 № 045S01200011224, направленном в адрес Общества, страхователю было предложено уплатить сумму штрафа в срок до 13.10.2020.

Поскольку в установленный срок требование Обществом не было исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с  настоящим  заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, сославшись на отсутствие состава вменяемого правонарушения и пропуск Фондом срока для обращения  в суд.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как верно указали суды, подпунктом 5 пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Сведения подаются в форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц».

Согласно части 5 статьи 17  Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

На основании части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11  Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Материалами дела подтверждается, что Фонд, выявив в ходе проверки расхождения в представленных сведениях в отношении ФИО2, в адрес Общества по почте направил уведомление от 03.02.2020 № 281 об устранении расхождений, в котором Обществу было  предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды.

В данном случае,  суд первой инстанции  обоснованного указал,  что выводы о недостоверности представленных сведений Фонд сделал исключительно по данным лицевого счета без учета сведений в иных документах Общества. Возражения страхователя оставлены без проверки.

При этом суды отметили, что  Общество  представило  Фонду такие сведения, какие учитываются им самим. Проверкой не установлено, что, указывая в формах СЗВ-4-1 и СЗВ-6-1 основания для досрочного назначения трудовой пенсии, Общество представляло Фонду заведомо недостоверные сведения.

С 1 января 2015 года вступил в силу Закон № 400-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 30 которого предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Закону.

Следовательно, положения Закона № 173-ФЗ подлежат применению к спорным правоотношениям с учетом норм Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу пункта 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлениям Правительства Российской Федерации от 18.07.2002
№ 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В соответствии с Правилами от 11.07.2002 № 516 и разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 в специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочную пенсию, при условии постоянной занятости на таких работах в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Профессия «контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ» входят в список № 2 (позиция 2040300а-12942 раздела 3 «Металлургическое производство»).

Как следует из выписки из индивидуального счета,  Общество представляло в Фонд индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица ФИО2 за спорные периоды, в сведениях об особых условиях труда Общество указывало код 2040300а-12942.

Исходя из положений подпункта 11 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь представляет документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вывод же о наличии или отсутствии у застрахованного лица такого права делается Фондом, а не страхователем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 (то есть в проверенный период), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 7828/12, из этой нормы следует, что к числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. Обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

Из пункта 7 разъяснений «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 (далее - Разъяснения), следует, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

При этом пунктом 5 Разъяснений определено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных списком № 2, не менее 80% рабочего времени.

На основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суды установили,  что в акте по результатам документарной проверки от 20.01.2020 № 317 отражено, что в соответствии с лицевыми счетами у ФИО2 просматривается доплата за совмещение профессий, при этом определить, сколько времени в течении полного рабочего дня указанное лицо было занято выполнением работ в качестве «контролера в производстве черных металлов», не представляется возможным.

Вместе с тем, как обоснованно указали суды, доказательств того, что ФИО2 была занята выполнением работ в качестве «контролера в производстве черных металлов» менее 80% рабочего времени материалы дела не содержат, соотношение рабочего времени по указанной профессии и за совмещение профессий  Фондом не установлено.

Как следует из представленных в материалы дела соглашений о совмещении профессий, расширения зон обслуживания и увеличения объема работы, ФИО2 осуществляла совмещение также по профессии «контролер в производстве черных металлов», руководство звеном, то есть фактически ею осуществлялось замещение работников, должность которых также относится к списку № 2. Указанные обстоятельства при проверке не устанавливались.

При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности состава вмененного Обществу правонарушения.

Право переоценки доказательств и установления фактических обстоятельств дела суду кассационной инстанции не предоставлено в силу положений статьи 286 АПК РФ.

В этой связи, коллегия находит обоснованным выводы о том, что Фондом не доказан факт представления Обществом недостоверных сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении ФИО2

Поскольку Фондом не доказана недостоверность представленных страхователем сведений о застрахованных лицах в части указания на особые условия их труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, суды пришли к выводу об отсутствии у него оснований для привлечения Общества к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц.

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к правильному выводу о пропуске  Фондом установленного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации срока привлечения к ответственности за совершение вменяемых правонарушений, самое позднее из которых - о представлении сведений по форме СЗВ-6-4 за 3 квартал 2012 года.

Довод кассационной жалобы о том, что срок давности привлечения к ответственности за совершение указанного правонарушения следует исчислять с момента обнаружения правонарушения, а также о необходимости применения положений части 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, основан на неправильном толковании норм права.

Суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме.

Безусловных оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, для отмены принятых по делу судебных актов  суд кассационной инстанции также не усматривает.

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по делу № А13-17087/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное)    -  без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Л.И. Корабухина

ФИО1