АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 июня 2018 года | Дело № | А13-17270/2017 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года. Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2018 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В., при участии от администрации Кирилловского муниципального района ФИО1 (доверенность от 13.06.2017 № 16), от Правительства Вологодской области ФИО2 (доверенность от 28.05.2018 № 01-6772/16), от Департамента строительства Вологодской области ФИО2 (доверенность от 01.12.2017), рассмотрев 06.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.11.2017 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу № А13-17270/2017, у с т а н о в и л: Администрация Кирилловского муниципального района, место нахождения: 161100, Вологодская обл., Кирилловский р-н., <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация района), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования город Кириллов, место нахождения: 161100, Вологодская обл., Кирилловский р-н., <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация города), о признании права собственности муниципального образования «Кирилловский муниципальный район» на квартиры № 1 - 15, 17 - 64, 66 – 79 общей площадью 4833,2 кв.м, расположенные по адресу: <...>, местоположение и характеристики которых указаны в техническом плане от 12.09.2017, выполненном кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Гортехинвентаризация» (далее – ООО «Гортехинвентаризация») ФИО3. Помимо этого истец просил установить, что вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для постановки вышеуказанного здания и перечисленных квартир на государственный кадастровый учет в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «СтройГрупп-Регион», место нахождения: 160028, г. Вологда, территория 6 км Ленинградского шо ссе, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения:место нахождения: 160001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление Росреестра), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, место нахождения: 125993, Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6, корп. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), Правительство Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Правительство), Департамент строительства Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росимущества), федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Русский Север», место нахождения: место нахождения: 161100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение). Решением суда первой инстанции от 22.11.2017 иск удовлетворен в полном объеме. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении предъявленных требований. Податель жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для признания права муниципальной собственности на спорные квартиры в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), поскольку истцом не предпринимались меры для получения разрешения на строительство жилого дома; легализация объекта нарушает публичные интересы, а также интересы Министерства как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; многоквартирный жилой дом построен на земельных участках, расположенных в границах национального парка, которые в силу закона относятся к федеральной собственности и являются ограниченными в обороте в соответствии требованиями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ). В отзывах на кассационную жалобу Администрация района, Департамент, Управление Росимущества, Управление Росреестра и Правительство просят отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения. В судебном заседании представители Администрации, Департамента и Правительства возражали против удовлетворения кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией района (заказчиком) и Обществом (застройщиком) заключен муниципальный контракт от 28.03.2017 № 0130200002416004012-0244029-02 на участие в долевом строительстве 77 жилых помещений в г. Кириллове Вологодской области для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Согласно пункту 1.1 контракта застройщик обязался в установленный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный дом по адресу: <...>, и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать заказчику объект долевого строительства, указанный в пункте 1.2 контракта, а заказчик обязался уплатить установленную контрактом стоимость объекта долевого строительства и принять пригодный для использования объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 1.2 контракта объектом долевого строительства являются 77 благоустроенных квартир; характеристики, описания квартир, передаваемых заказчику, указаны в приложениях № 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью контракта. Срок передачи застройщиком указанного в пункте 1.2 контракта объекта долевого строительства заказчику - не позднее 01.06.2017 (пункт 1.4 контракта). В силу пункта 2.1 на момент заключения контракта его цена составляла 124 887 654 руб. Данный контракт заключен в целях реализации третьего этапа областной адресной программы № 7 «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости малоэтажного жилищного строительства на 2013-2015 годы» (с учетом последующих изменений) и соответствующей районной целевой программы. Строительство многоквартирного дома осуществлялось в рамках соглашения от 02.10.2015 о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также за счет средств областного бюджета, на земельных участках площадью 2335 кв.м с кадастровым номером 35:05:0503004:13 и площадью 2340 кв.м с кадастровым номером 35:05:0503004:14. Данные земельные участки были переданы Обществу по договорам аренды от 11.04.2016 № 116/16-АЮ и 117/16-АЮ, заключенным с Администрацией района. Согласно данным кадастровых выписок от 16.10.2017 № 35/ИСХ/2017-545882 и 35/ИСХ/2017-545789 указанные земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 09.06.2014, отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов» и для них установлен вид разрешенного использования – «для размещения многоквартирного жилого дома». Впоследствии Администрация района постановлениями от 16.12.2016 № 980 и от 23.12.2016 № 1004 утвердила градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 35:05:0503004:13 и 35:05:0503004:14 с разрешенным использованием – «для размещения многоквартирного жилого дома». Как следует из писем Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 23.09.2016 № их.53-3499/16 и их.53.-3498/16, в зоне проведения работ по проекту «Многоквартирный жилой дом для нужд расселения в г. Кириллове Вологодской области» отсутствуют включенные в реестр объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного населения, а также объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, и зоны охраны объектов культурного наследия. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области от 24.11.2016 № 1462 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Многоквартирный жилой дом для нужд расселения в г. Кириллове Вологодской области». В разделе 6 данного заключения указано, что материалы проектной документации объекта, находящегося в границах особо охраняемой природной территории национальный парк «Русский Север», в части охраны окружающей среды и рационального использования земельных ресурсов рекомендуются к утверждению. Автономное учреждение Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» выдало застройщику положительное заключение государственной экспертизы от 20.01.2017 № 2016-0111/1 о соответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства «Многоквартирный жилой дом для нужд расселения в г. Кириллов Вологодской области» нормативным требованиям. Затем Управление архитектуры и градостроительства Администрации района выдало Обществу разрешение от 03.02.2017 № RU 35-512101-1-2017 на строительство многоквартирного жилого дома сроком до 01.07.2017, впоследствии продленное до 31.08.2017. Распоряжением Администрации района от 27.03.2017 № 57-р указанное разрешение на строительство было отменено, а распоряжением от 28.04.2017 № 71-р отменено продление разрешения на строительство сроком до 31.08.2017. Судами установлено, что причиной отмены разрешения на строительство послужило то, что оно было выдано неуполномоченным органом. В связи с этим Общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта по адресу: <...> в границах национального парка «Русский Север». В письме от 04.10.2017 Министерство сообщило застройщику об отказе в выдаче разрешения, сославшись на отсутствие согласования с Министерством вида разрешенного использования земельных участков, на которых осуществляется строительство многоквартирного дома. Несмотря на это, строительство многоквартирного жилого дома завершено и согласно техническому плану здания от 12.09.2017, выполненному кадастровым инженером ООО «Гортехинвентаризация» ФИО3, степень готовности многоквартирного жилого дома составляет 100%. Постановлением Администрации города от 21.06.2017 № 229 указанному дому присвоен адрес: <...>. Постановлением Администрации города от 01.08.2017 № 238 жилым помещениям, расположенным в многоквартирном доме, также присвоены адреса. По акту приема-передачи от 14.11.2017 жилые помещения, являющиеся объектом долевого строительства (77 квартир), переданы застройщиком Администрации района. Ссылаясь на невозможность проведения государственной регистрации права собственности в установленном законом порядке, Администрация района обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о признании права муниципальной собственности на 77 квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, как на самовольную постройку. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 218, 222 ГК РФ, статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также разъяснениями, приведенными в пункте 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), статьями 3.1, 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ), статьями 15, 16 Закона № 33-ФЗ, пришли к выводам о наличии правовых оснований для признания за муниципальным образованием «Кирилловский муниципальный район» права собственности на спорные квартиры, в связи с чем удовлетворили иск Администрации района. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим. Пунктом 1 статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В силу пунктов 1, 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды; далее - ЗК РФ) особо охраняемые природные территории относятся к землям, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Аналогичная правовая норма содержится в пункте 2 статьи 16 Закона № 33-ФЗ. В соответствии со статьей 15 Закона № 33-ФЗ в целях установления режима национальных парков осуществляется зонирование его территории с выделением зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, охраны объектов культурного наследия, а также зоны хозяйственного назначения. В то же время в силу статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут определяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Такие земельные участки используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 ЗК РФ. Исходя из системного толкования положений Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 33-ФЗ, к землям национальных парков как разновидности земель особо охраняемых природных территорий относятся земли, обладающие следующими признаками: входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов; имеют особо ценное значение; решениями уполномоченных органов изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; в отношении этих земель установлен особый правовой режим; предоставлены национальным паркам, являющимся федеральными учреждениями, в порядке, установленном законодательством. Национальный парк «Русский Север» общей площадью 166 400 га создан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 № 182. Положение о нем утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.10.2012 № 345 (далее – Положение). Данным Положением определены границы национального парка в системе местных координат; в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 90 000 га (пункт 3 Положения). Более того, пунктом 10.5 Положения в зоне хозяйственного назначения национального парка «Русский Север» предусмотрена возможность строительства жилых объектов для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 35:05:0503004:13 и 35:05:0503004:14, на которых построен многоквартирный жилой дом, поставлены на государственный кадастровый учет 09.06.2014, отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов» и для них установлен вид разрешенного использования – «для размещения многоквартирного жилого дома». Как установлено судами, спорные земельные участки, на которых построен многоквартирный жилой дом, находятся в зоне хозяйственного назначения национального парка «Русский Север», они из хозяйственного использования и оборота не изъяты и не предоставлены Учреждению на каком-либо вещном праве. Проанализировав приведенные правовые положения, суды пришли к правомерным выводам о том, что данные земельные участки не относятся к федеральной собственности, распоряжение ими в соответствии с действующим земельным законодательством осуществляет Администрация района, которая в пределах своих полномочий предоставила их в аренду Обществу по договорам от 11.04.2016 № 116/16-АЮ и 117/16-АЮ для строительства многоквартирного жилого дома. Согласно материалам дела Общество, осуществившее строительство объекта, подготовило проектную документацию, обращалось для согласования строительства в уполномоченные органы, от которых получены положительные заключения. Построенный многоквартирный жилой дом соответствует параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки городского поселения город Кириллов Кирилловского района Вологодской области, утвержденными решением Совета муниципального образования город Кириллов от 26.12.2016 № 90, а также техническим регламентам и утвержденной проектной документации. Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью людей, что подтверждено заключением Управления государственного строительного надзора Департамента строительства Вологодской области от 14.11.2017 № 118, утвержденным распоряжением начальника управления государственного строительного надзора от 14.11.2017 № 930, а также рабочей документацией ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик», справками ООО «СпецСервисСтрой» о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, техническим условиям, о соответствии параметров построенного объекта капитального объекта проектной документации. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта экологическим требованиям, в материалы дела не представлено. Спорный многоквартирный жилой дом имеет большую социальную значимость, поскольку его строительство осуществлено в рамках реализации адресной программы № 7 «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости малоэтажного жилищного строительства на 2013-2015 годы» за счет средств федерального бюджета, поступивших от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также за счет средств областного бюджета. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации района пояснил, что в настоящее время квартиры, являющиеся предметом настоящего спора, переданы в собственность муниципального образования и предоставлены гражданам по договорам социального найма, а также на праве собственности. При таких обстоятельствах, установленных по результатам всестороннего и полного исследования собранных по делу доказательств, суды правомерно в соответствии со статьей 222 ГК РФ удовлетворили иск и признали право муниципальной собственности на спорные квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме. Вопреки доводам Министерства, указанным в кассационной жалобе, нахождение земельных участков в составе земель населенных пунктов, на которые распространяется зона с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север», не свидетельствует о том, что они автоматически относятся к федеральной собственности, а лишь указывает на возможность установления в отношении данных участков особого правого режима, предусматривающего определенные ограничения в его использовании и обороте. Неполнота комплекта разрешительной документации, к получению которой застройщик принимал зависящие от него меры, в отсутствие доказательств несоответствия построенного жилого дома градостроительным, строительным и иным нормам и правилам, а также доказательств причинения вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, сама по себе не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска. В данном случае строительство указанного объекта изначально осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство от 03.02.2017 № RU 35-512101-1-2017, которое было впоследствии отменено распоряжением Администрации района в связи с выявленным отсутствием полномочий на выдачу такого разрешения. Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», признание незаконным разрешения на строительство, как и отсутствие разрешения на строительство сами по себе не могут служить основанием для квалификации постройки как самовольной и для отказа в иске о признании прав собственности на нее. Решение о сносе такой постройки может быть принято в случае, если будет установлено, что при создании постройки были существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила и ее сохранение создает угрозу жизни и здоровью граждан. Указанные обстоятельства по настоящему делу не доказаны. Напротив, в данном случае застройщик принял все необходимые меры к получению разрешительной документации для строительства многоквартирного жилого дома. Оснований считать, что предъявление настоящего иска направлено на легализацию в упрощенном порядке самовольной постройки, предназначенной для переселения проживающих в аварийном жилье граждан и имеющей публичную значимость, у суда кассационной инстанции не имеется. В нарушение положений статьи 65 АПК РФ Министерство не представило относимых, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:05:0503004:13 и 35:05:0503004:14 противоречит правилам использования функциональной зоны национального парка (зона хозяйственного назначения национального парка «Русский Север», в которой в силу пункта 10.5 Положения предусмотрена возможность строительства жилых объектов для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка). Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов о наличии необходимых и достаточных условий для признания права муниципальной собственности на спорные квартиры. Они являлись предметом оценки судов и, получив надлежащую правовую оценку, правомерно отклонены, потому не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а лишь свидетельствуют о несогласии Министерства с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено. С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 по делу № А13-17270/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Т.Г. Преснецова | |||
Судьи | М.В. Захарова Е.В. Чуватина | |||