ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-17589/20 от 30.04.2021 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 апреля 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-17589/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В.,

без вызова сторон рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Вологодской области                           от 22 марта 2021 года по делу № А13-17589/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее – управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Барс-Север»                                     (ОГРН 1023500885088, ИНН 3525104252; адрес: 160004, Вологодская область, город Вологда, улица Благовещенская, дом 91, офис 19; далее – общество) финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в размере 4000 руб. по требованиям                                от 28.06.2019 № 045S01190005856, от 27.11.2020 № 045S01200013646,                        № 045S01200013645, № 045S01200013644.

Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 марта                       2021 года (резолютивная часть) по делу № А13-17589/2020 исковые требования удовлетворены частично.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на правомерность взыскания финансовой санкции в сумме 1000 руб. ввиду представления сведений в ненадлежащем формате и неисполнения уведомления об устранении ошибок.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 28.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023500885088.

Во исполнение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996                    № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) общество в установленный законом срок представило в управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 2 застрахованных лиц.

По результатам проверки, 01.03.2019 управление в адрес страхователя направлен протокол проверки, согласно которому, документ (сведения за 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ) не принят по причине обнаружения грубой ошибки (в представленном пакете содержатся недопустимые формы документов).

Поскольку вышеназванная грубая ошибка не устранена обществом в установленные законом сроки, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год с типом формы «дополняющая» не представлены, управление составило акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.04.2019 № 045S18190006015.

Решением от 06.06.2019 № 045S19190005144 общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений в отношении застрахованных лиц в виде штрафа в размере 1000 руб. (500 руб. х 2 застрахованных лица).

В адрес общества заявителем направлено требование от 28.06.2019                      № 045S01190005856 об уплате финансовой санкции в размере 1000 руб. за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок.

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за период с апреля 2020 года по июнь 2020 года представлены страхователем 06.08.2020, то есть позже установленного законом срока. УПФ РФ по результатам проверки представленных сведений составлены акты                      от 23.09.2020 № 045S18200014184, № 045S18200014185, № 045S18200014186, по результатам рассмотрения которых приняты решения от 28.10.2020                        № 045S19200012562, № 045S19200012561, № 045S19200012560 о привлечении общества к ответственности в виде финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений в сумме 1000 руб. по каждому решению.

В адрес общества направлены требования от 27.11.2020                                           № 045S01200013646, № 045S01200013645, № 045S01200013644 об уплате финансовой санкции в сумме 1000 руб. по каждому.

В установленный срок требования обществом не исполнены, поэтому УПФ РФ обратилось в суд с заявленными требованиями.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ обязано представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Аналогично статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно уведомлению об устранении ошибок сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, поступившие 28.02.2019, не приняты, поскольку в представленном пакете документов содержались недопустимые формы документов. О наличии  иных ошибок управлением не указано.

Согласно материалам дела, общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, однако сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 вышеуказанного закона, представлены обществом в установленный срок, нарушения срока представления отчетности страхователем не допущено.

В пункте 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Форма отчетности о страховом стаже застрахованных лиц утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации                          от 6 декабря 2018 года № 507п.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п (далее – постановление № 1058п) утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В частности, приложением 1 к названному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Приложением 2 к указанному постановлению определена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов «установил» подлежат отражению документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

Из совокупного толкования положений статьи 17 Закона № 27-ФЗ и постановления № 1058п следует, что правонарушение, вменяемое страхователю в вину, должно быть описано органом Пенсионного фонда Российской Федерации как в акте, так и в решении о привлечении к ответственности.

Иными словами, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, управление должно не только констатировать факт выявленного правонарушения, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения.

В данном случае из буквального содержания акта проверки и решения управления следует, что обществу вменено в вину правонарушение, выразившееся в непредставлении в предусмотренный статьей 11 названного Закона срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по установленной форме.

Вместе с тем исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлена обществом с соблюдением установленного срока, но, как указало управление в апелляционной жалобе, по той форме, которая утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п, утратившим силу с 01.01.2019.

При этом, в чем именно выразилось несоответствие формы СЗВ-СТАЖ, представленной обществом в срок, установленный статьей 11 Закона № 27-ФЗ, ни в акте проверки, ни в решении управления, ни в протоколе проверки данной отчетности не отражено. В материалы дела управлением представлены в печатном виде «сведения о страховом стаже застрахованного лица» за 2018 год, направленные страхователем в управление 28.02.2019. При исследовании данных документов судом первой инстанции верно установлено, что несмотря на представление указанных сведений по форме СЗВ-СТАЖ в «недопустимых формах», они поступили в установленный срок, доступны для прочтения и позволяют учесть изложенную в них информацию о стаже на лицевых счетах указанных работников общества.

Неполнота представленных страхователем сведений обществу в вину не вменена.

Как правильно указал суд первой инстанции, статьей 17 Закона № 27-ФЗ ответственность за представление отчетности в «недопустимых формах» не предусмотрена.

Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации основания для привлечения общества к ответственности по указанной норме в виде финансовых санкций в сумме                  1000  руб. у заявителя отсутствовали.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований управления о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 1000 руб. по требованию от 28.06.2019 № 045S01190005856.

Требования о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-М за период с апреля 2020 года по июнь 2020 года в размере 3000 руб. по требованиям от 27.11.2020 № 045S01200013646, № 045S01200013645,                            № 045S01200013644 суд счел, подлежащими удовлетворению частично ввиду следующего.

Обстоятельства, смягчающие вину общества, управлением при вынесении решения не учитывались.

В Законе № 27-ФЗ и в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) (статья 44

Закона № 212-ФЗ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, признана утратившей силу согласно пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ)), не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П (подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закон № 188-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения.

Также согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П и Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации                                от 08.12.2009 № 11019/09, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.01.2018 № 3-П органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и суды, разрешая вопросы о возможности привлечения к ответственности плательщиков страховых взносов о выборе подлежащей применению нормы и о размере наказания, должны руководствоваться не только содержанием этих норм, но и находящимися с ними во взаимосвязи общими положениями о применении ответственности за совершение правонарушений данного вида, в том числе закрепляющими обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

На основании изложенного, учитывая признание факта несвоевременной сдачи отчетности, а также, учитывая, что допущенное нарушение представления сведений не повлекло препятствий для мер контроля, суд счел возможным снизить размер штрафа по решениям от 28.10.2020                                     № 045S19200012562, № 045S19200012561, № 045S19200012560 в два раза.

Штраф в размере 1500 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения, связанного с несвоевременным представлением ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 марта 2021 года по делу № А13-17589/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Ю.В. Селиванова