ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-17601/18 от 28.03.2019 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 апреля 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-17601/2018

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено апреля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» ФИО1 по доверенности от 30.11.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 декабря 2018 года по делу № А13-17601/2018,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162365, Вологодская область, Великоустюгский район, поселок Ломоватка; далее – общество, ООО «Ломоватка-Лес») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162390, <...>; далее – управление, УПФ) о возложении на ответчика обязанности вынести решение о возврате 5 626 руб. 68 коп. процентов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162390, <...>; далее – МИФНС № 10, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 декабря 2018 года по делу № А13-17601/2018 заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправомерный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении МИФНС № 10 к участию в деле в качестве соответчика.

ООО «Ломоватка-Лес» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Управление и МИФНС № 10 надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной  УПФ выездной проверки деятельности общества по вопросам  правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период                        с 01.01.2014 по 31.12.2016 управлением составлен акт от 11.08.2017                             № 045V10170000260, а также принято решение от 14.09.2017                              № 045V12170000201 о привлечении ООО «Ломоватка-лес»  к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009                   № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), действующего до 01.01.2017,  за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 10 965 руб. 80 коп.

Кроме того, обществу предложено уплатить 54 828 руб. 87 коп. доначисленных страховых взносов, 6 946 руб. 60 коп. пеней, а также  внести исправления в документы бухгалтерского учета.

Во исполнение указанного решения УПФ обществом 28.09.2017 уплачены вышеуказанные суммы страховых взносов, пеней и штрафа.

Вступившим 06.09.2018 в законную силу решением  Арбитражного суда Вологодской области от 31 мая 2018 года по делу № А13-19913/2018 обозначенное выше решение УПФ от 14.09.2017 № 045V12170000201 признано не соответствующим требованиям Закона № 212-ФЗ и недействительным в части начисления и предложения обществу уплатить 54 022 руб. 67 коп. страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа.

В связи с этим общество 20.09.2018 направило в адрес УПФ заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также  заявление на перечисление суммы процентов за пользование денежными средствами.

 По результатам рассмотрения этих заявлений общества управление на основании решения от 03.10.2018 возвратило  10.10.2018  обществу 71 671 руб. 23 коп. Однако в письме от 08.10.2018 № 11-37/7334  указало на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований общества о перечислении процентов.

Не согласившись с отказом УПФ РФ в выплате процентов на суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возложении на управление обязанности вынести решение о возврате 5 626 руб. 68 коп. процентов.

При рассмотрении дела судом первой инстанции и в  апелляционной жалобе управление не оспаривает право общества на получение процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафа, а также арифметический расчет определенного обществом их размера, при этом             считает, что с заявленным требованием обществу следовало обращаться к МИФНС № 10.

С такой позицией правомерно не согласился суд первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Закона № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и, соответственно, полномочия по возврату сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов переданы налоговым органам.

Вместе с тем согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016                 № 250-ФЗ (редакция от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее -  Закон № 250-ФЗ)  контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного                   фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона             № 250-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Закона  № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).

В связи с этим, вопреки доводам апелляционной жалобы,  требование о возложении обязанности вынести решение о возврате процентов с сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, то есть в рассматриваемом случае за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, обществом правомерно предъявлено к управлению.

Согласно части 1 статьи 27 Закона № 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Часть 3 этой же статьи предусматривает, что решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Форма решения о зачете суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда (часть 5 статьи 27 Закона № 212-ФЗ).

В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму (часть 7 статьи 27 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 27 Закона № 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, на излишне взысканные суммы подлежат начислению проценты в соответствии со статьей 27 Закона № 212-ФЗ.

Ссылка УПФ на то, что с 01.01.2017 функцию администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы, правомерно отклонена судом с учетом приведенных выше положений Закона № 250-ФЗ. При этом отсутствие в нем  указания на начисление процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов не свидетельствует о том, что воля законодателя была направлена на исключение возможности начисления таких процентов в переходный период и, соответственно, на умаление прав плательщиков страховых взносов, пострадавших от несогласованности действий двух контролирующих органов - органов Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговых органов - в переходный период (что имеет место в рассматриваемом случае).

Указанная правовая позиция подтверждается судебными актами Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 октября 2018 года по делу № А56-110230/2017, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2017 года по делу № А21-2742/2017.

В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

Выводы суда, изложенные в решении от 25.12.2018, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 декабря 2018 года по делу № А13-17601/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Н.Н. Осокина