ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
21 сентября 2020 года | г. Вологда | Дело № А13-19616/2019 | |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено сентября 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Советский 81» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июня 2020 года по делу № А13-19616/2019,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Чистый след» (адрес: 162609, Вологодская область, город Череповец, проспект Октябрьский, дом 75а, офис 2; ОГРН 1143528004102, ИНН 3528213203; далее – ООО «Чистый след») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к товариществу собственников жилья «Советский 81» (адрес: 162622, Вологодская область, город Череповец, проспект Советский, дом 81; ОГРН 1033500345141, ИНН 3528087929; далее - Товарищество) о взыскании 19 465 руб. 79 коп., где 18 209 руб. 10 коп. задолженность по договору № 00352808792900 за период с января по апрель 2019 года, 379 руб. 59 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства, рассчитанные по состоянию на 04.03.2020.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 июня 2020 года по делу № А13-19616/2019 исковые требования удовлетворены.
Товарищество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что договор, представленный истцом, ответчик не подписал, а представил на него протокол разногласий, оставшийся без ответа в положенный срок, т.е. вступил в силу в редакции ТСЖ. В январе 2019 года истец вывозил мусор только 5 раз 3,25 куб. м., в феврале 2019 года 6 раз (3,9 куб.м.). Типовой договор противоречит статье 38 НК РФ, нормативно-технической документации в области ЖКХ, поэтому ТСЖ оплачивает истцу фактически выполненную работу, а не норматив. Работу по вывозу истец выполнял некачественно. В статье 15 договора необходимо указать, что объем ТКО определяется исходя из количества и объема контейнеров.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество на основании протокола по результатам проведении конкурсного отбора от 06.04.2018 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Западной зоны Вологодской области.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 14.12.2018 № 664-р Обществу установлены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с отходами.
От Товарищества в адрес Общества поступила заявка в целях заключения договора по обращению с ТКО с указанием данных о потребителе и сводных данных к заявке (категория объекта, место нахождения объекта, способ учета ТКО, способ складирования).
С учетом поданной заявки Обществом сформирован договор по обращению с ТКО № 000352808792900 и направлен в адрес потребителя. Подписанный экземпляр договора Обществу не вернулся.
Факт оказания услуг подтверждается универсальными передаточными документами от 31.01.2019 № БТ-0002822, от 28.02.2019 № БТ-0003916, от 31.03.2019 № БТ-0006906, от 30.04.2019 № БТ-0009640 (л.д. 20-23).
Полагая, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между сторонами на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, и указывая на наличие у Товарищества перед ООО «Чистый след» задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с января по апрель 2019 года, оставление претензии без удовлетворения, ООО «Чистый след» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьями 309 и 310 названного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанного Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Статей 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), согласно которому размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО, установленных исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении либо исходя из общей площади жилых помещений. Нормативы накопления ТКО устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов.
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом установленного тарифа для регионального оператора ежемесячная стоимость услуг истца в отношении 1 кв.м. для потребителей в многоквартирном доме составляет: 643 руб. 72 коп. за куб.м., утвержден Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 14.12.2018 № 664р. Ежемесячная стоимость услуг истца, указанная в УПД, не превышает указанную величину.
Судом учтено, что ответчиком не представлены достоверные доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором.
Довод ответчика о необходимости определения размера оплаты оказанных услуг расчетным способом, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонен с учетом следующего.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом пунктом 8 Правил коммерческого учета установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниями приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищных кооперативом или иных специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО, за исключением случая, когда введена система раздельного сбора ТКО, при котором размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании объема вывезенных контейнеров (пункты 148.30 - 148.33, 148.38 Правил № 354).
На основании пункта 148.30 названных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 приложения № 2 к указанным Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения № 2 к указанным Правилам.
Между тем, как правильно указал арбитражный суд, Товариществом не представлены достоверные доказательства соблюдения потребителями услуг по обращению с ТКО требований по раздельному накоплению ТКО. Представленные ответчиком счета и акты за вывоз мусора, журнал учета вывоза мусора не позволяют установить соблюдение требований по раздельному накоплению ТКО, так как невозможно установить объем мусора конкретного дома.
На момент рассмотрения дела задолженность ответчиком не погашена и по расчетам истца составляет 18 209 руб. 10 коп.
Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО за период с января по апрель 2019 года, неучтенных платежных документов в материалы дела Товариществом не представлено.
При таких обстоятельствах заявленное требование о взыскании с Товарищества основного долга в сумме 18 209 руб. 10 коп. удовлетворено правомерно.
Вопреки доводам подателя жалобы процесс согласования условий договора по обращению с ТКО носит особый характер в силу публичности его заключения.
Так, в силу пункта 8(15) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Таким образом, договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
Общество начислило неустойку за просрочку оплаты в сумме 379 руб. 59 коп. по состоянию на 18.03.2020.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет неустойки ответчиком не оспорен, судом проверен, у суда апелляционной инстанции сомнений не вызывает.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июня 2020 года по делу № А13-19616/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Советский 81» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Зорина |
Судьи | А.Я. Зайцева О.Б. Ралько |