ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
08 июня 2022 года | г. Вологда | Дело № А13-278/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено июня 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Северс» ФИО1 по доверенности от 11.05.2022, от Департамента имущественных отношений Вологодской области ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 № 6-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 марта 2022 года по делу № А13-278/2022,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Северс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162605, <...>; далее – общество, ООО «Северс») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – департамент) о признании незаконными действий по выраженному в письме от 01.10.2021 отказу в исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0501009:1370, расположенного по адресу: <...> у дома № 65, из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов), на 2021 год.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 марта 2022 года по делу № А13-278/2022 заявленные требования удовлетворены; оспариваемые действия департамента признаны незаконными как не соответствующие статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Налоговый кодекс). На ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя – в пятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0501009:1370, расположенный по адресу: <...> у дома № 65, из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что для включения объекта недвижимости в Перечень объектов достаточно одного из условий, определенных в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ. Поскольку, исходя из технического паспорта, составленного по состоянию на 07.11.2012, здание определено как «магазин», то оснований для исключения принадлежащего обществу объекта из Перечня не имелось.
ООО «Северс» в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, принадлежащее обществу помещение с кадастровым номером 35:21:0501009:1370, расположенное по адресу: <...> у дома № 65 (далее – здание), включено под номером 5944 в сформированный в силу положений статьи 378.2 НК РФ Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Поскольку здание обществом фактически не используется и не соответствует видам имущества, указанным в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, общество 05.07.2021 обратилось в департамент с заявлением об исключении его из Перечня объектов на 2021 год.
Письмом от 01.10.2021 № 24-9787/21 департамент отказал в исключении здания из Перечня объектов на 2021 год со ссылкой на решение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий для целей налогообложения, от 30.09.2021.
Общество, полагая, что решение департамента об отказе в исключении здания из Перечня объектов не соответствует закону, оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса в отношении признаваемых объектом налогообложения административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 указанного Кодекса в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 26.11.2015 № 3786-ОЗ «О внесении изменений в Закон области «О налоге на имущество организаций» и об отмене Закона области «О внесении изменений в Закон области «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 3786-ОЗ) действующий на территории Вологодской области Закон от 21.11.2003 № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» дополнен статьей 1(1), которой установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе по нежилым помещениям, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 07.12.2015 № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» (далее – постановление № 1046) установлено, что департамент имущественных отношений области является органом субъекта Российской Федерации – Вологодской области, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; на определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), и направление его в электронной форме в налоговый орган; на размещение Перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 1 постановления № 1046 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее – Порядок), согласно пункту 2 которого вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется департаментом имущественных отношений области (далее – уполномоченный орган) ежегодно с учетом положений: пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; законов области, устанавливающих особенности определения налоговой базы отдельных категорий объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
В силу пункта 3 этого Порядка определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании:
1) информации о назначении объектов;
2) информации о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты;
3) результатов осмотра объектов.
В рассматриваемом случае из выписки из ЕГРН по состоянию на 10.02.2022 следует, что назначение принадлежащего обществу здания с кадастровым номером 35:21:0501009:1370, площадью 145,5 кв.м, расположенного по адресу: <...> у дома № 65, – нежилое, наименование – «здание».
В соответствии с техническим паспортом здания (строения), составленным 07.02.2022, здание также имеет назначение - нежилое и используется как нежилое.
Согласно составленной департаментом справке об осмотре объекта недвижимости от 29.07.2021 объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0501009:1370 по документам имеет назначение - нежилое здание, расположен на земельном участке с кадастровым номером 35:21:0501009:153, имеющем разрешенное использование - для эксплуатации жилого дома; по результатам визуального осмотра здание фактически не используется.
Вместе с тем при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции департамент последовательно ссылается на сведения, содержащиеся в техническом паспорте здания от 07.11.2012, согласно которому для размещения торговых площадей предназначено 85,8 кв. м, что составляет 59 % от общей площади.
Однако сведения, содержащиеся в этом техническом паспорте, не являются актуальными и опровергаются сведениями, содержащимися в техническом паспорте здания (строения), составленном 07.02.2022, а также отраженными в ЕГРН.
Кроме того, здание заявителя не использовалось под магазин, что подтверждается и составленной департаментом справкой об осмотре объекта недвижимости от 30.07.2021.
Суд первой инстанции также верно отметил, что приказом департамента от 07.12.2017 № 68-н спорный объект исключен из Перечня объектов на 2016 год и в него не вносился с 2016 по 2020 год включительно.
При этом доказательства того, что с 2016 года в отношении здания произошли какие-либо юридически значимые изменения, департаментом не представлены.
В связи с этим следует признать, что оспариваемые обществом действия департамента не соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия департамента, выраженные в письме от 01.10.2021, об отказе в исключении здания из Перечня объектов на 2021 год. Избранный судом способ восстановления нарушенных прав определен в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы департамента и отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 марта 2022 года по делу № А13-278/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.Н. Болдырева А.Ю. Докшина |