АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 ноября 2023 года
Дело №
А13-3040/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С., Захаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публично-правовой компании «Роскадастр» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 по делу № А13-3040/2023,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», адрес: 169300, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области (далее – Кадастровая палата) о признании незаконными действий по отказу, изложенному в уведомлении от 09.01.2023 № КУВД-001/2022-49679618, внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о зоне минимальных расстояний до объекта, принадлежащего Обществу; обязании Кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний, указанной в заявлении от 03.11.2022 № 1030, до объекта «Газопровод высокого давления» по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, Тоншаловский п/с, д. Солманское.
Определением суда от 25.05.2023 произведена замена заинтересованного лица – Кадастровой палаты в лице филиала по Вологодской области - на правопреемника - публично-правовую компанию «Роскадастр», адрес: 107078, Москва, вн.тер.г. Красносельский муниципальный округ, ФИО1 пер., д. 10, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>, в лице филиала по Вологодской области (далее – Роскадастр).
Решением от 25.05.2023 оспариваемые действия признаны незаконными; на Роскадастр возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о включении в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний, указанной в заявлении от 03.11.2022, до объекта «Газопровод высокого давления».
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 данное решение оставлено без изменения.
Роскадастр в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, решением суда не разрешается по существу спор между сторонами, поскольку при исполнении этого решения Роскадастру предоставлена возможность вновь принять решение о невозможности внесения сведений в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством; вопреки утверждению судов в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, предусматривающие порядок установления именно зон минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов; исходя из действующего в настоящее время законодательства возможно внесение в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до трубопроводов, но не о зонах минимальных расстояний.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая правильным вывод судов о необходимости внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.
До начала судебного заседания от Роскадастра поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом ходатайства Роскадастра не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности сооружение «Газопровод высокого давления» протяженностью 150 м, расположенный по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, Тоншаловский п/с, д. Солманское.
Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 03.11.2022 № 1030 о внесении в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории (далее — ЗОУИТ) - зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих Обществу, расположенных в Вологодской области, в том числе в отношении объекта «Газопровод высокого давления».
Уведомлением от 09.01.2023 № КУВД-001/2022-49679618 Кадастровая палата сообщила о невозможности внесения таких сведений в ЕГРН, поскольку с учетом норм действующего законодательства границы ЗОУИТ, установленных до 01.01.2022, в отношении которых Правительством Российской Федерации не утверждены положения в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), внесению в ЕГРН в настоящее время не подлежат.
Общество, считая данный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» составной частью ЕГРН является реестр границ, в который включаются, в частности, сведения о границах ЗОУИТ.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ использование земельных участков ограничивается в ЗОУИТ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона.
Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) до 01.01.2025 установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ (за исключением случаев, если до 01.12.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ утверждено положение о ЗОУИТ соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 статьи 26 данного Закона.
В настоящее время положение в отношении зоны минимальных расстояний, предусмотренное статьей 106 ЗК РФ, не утверждено.
До его утверждения статьей 26 Закона № 342-ФЗ определены переходные нормы.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до 01.01.2025 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 названной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции Закона № 342-ФЗ). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями ЗК РФ (в редакции данного Закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 этой статьи.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до 01.01.2028 ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2025 нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ.
В силу части 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 этой статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что ЗОУИТ считаются установленными, если до 01.01.2025 были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
Необходимость установления зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов предусмотрена нормативными правовыми актами, действующими в настоящее время, в частности Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора от 22.04.92 № 9 (далее – Правила № 9), Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 (далее – Правила № 1083), Сводом правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» (далее – Свод правил).
Из преамбулы и пунктов 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами № 9, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, Правилами № 1083, Сводом правил.
Таким образом, зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлены нормативными актами.
Частью 12 статьи 26 Закона № 342-ФЗ предусмотрена обязанность собственника сооружения, в связи с размещением которого до 01.01.2025 установлена ЗОУИТ (в данном случае зона минимальных расстояний до магистрального газопровода), направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН в целях обеспечения внесения данных сведений не позднее 01.01.2028.
При таких обстоятельствах суды, установив, что Общество является собственником магистрального газопровода, построенного до вступления в силу Закона № 342-ФЗ, зоны минимальных расстояний до газопроводов нормативно урегулированы до принятия данного Закона и при обращении в уполномоченный орган Общество представило необходимые документы, в том числе содержащие описание границ зоны минимальных расстояний, правомерно пришли к выводу о наличии совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ условий, являющейся основанием для признания оспариваемых действий Кадастровой палаты незаконными.
Выводы судов по настоящему делу соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации
от 28.03.2023 № 302-ЭС22-23313.
Доводы подателя жалобы относительно невозможности внесения в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 3 части 4 и пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения. При этом суд вправе самостоятельно определить способ устранения нарушенных прав заявителя исходя из конкретных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств. В данном случае суд обязал Роскадастр рассмотреть вопрос о включении в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний до объекта по заявлению Общества от 03.11.2022 № 1030. Исполнение решения суда предполагает, что при повторном рассмотрении спорного вопроса Роскадастр должен учесть содержащиеся в судебных актах по настоящему делу выводы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 по делу № А13-3040/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу публично-правовой компании «Роскадастр» - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В. Сергеева
Судьи
Ю.С. Баженова
М. В. Захарова