ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-31/2022 от 08.09.2022 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 сентября 2022 года

г. Вологда

Дело № А13-31/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,

при участии от Управления Федерального казначейства по Вологодской области ФИО1 по доверенности от 19.01.2022, от Департамента физической культуры и спорта Вологодской области ФИО2 по доверенности от 06.12.2021, от автономного  учреждения физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь» ФИО3 по доверенности от 07.09.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2022 года по делу                         № А13-31/2022,

у с т а н о в и л:

Департамент физической культуры и спорта Вологодской области               (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – управление) от 30.09.2021 № 30-12-29/21-4817.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено автономное  учреждение физической культуры и спорта Вологодской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Витязь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160002, <...>; далее – учреждение).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля                2022 года заявленные требования удовлетворены.

Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Департамент и учреждение в отзывах на апелляционную жалобу, их представители в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, на основании приказа от 21.06.2021 № 163о/д (в редакции приказа от 15.07.2021 № 189о/д) управлением в отношении департамента проведена выездная проверка по вопросу предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», по результатам проверки составлен акт от 13.08.2021.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушением, выразившемся в необеспечении оснащения объекта спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в части создания или модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, управление выдало департаменту представление от 30.09.2021 № 30-12-29/21-4817, в котором заявителю предписано принять меры по устранению нарушения на сумму 37 629 981 руб. 78 коп. и по устранению причин и условий нарушения в течение 75 календарный дней со дня получения представления.

Не согласившись с данным представлением, заявитель обратился в суд.

Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный финансовый контроль отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Согласно статье 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем 1 данного пункта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 данного пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 БК РФ) из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 данного пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014                  № 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», в рамках которой реализуются в том числе мероприятия федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография».

Приложение № 3 Государственной программы содержит перечень основных мероприятий в составе подпрограмм, в числе одного из направлений предусмотрена закупка искусственных покрытий для футбольных полей.

Министерством спорта Российской Федерации (далее – Минспорт) и Правительством Вологодской области (далее – Субъект) заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 13.02.2019 № 777-08-2019-126 (далее – Соглашение № 777-08-2019-126).

К Соглашению № 777-08-2019-126 заключены дополнительные соглашения от 18.06.2019 № 777-08-2019-126/1, от 22.12.2019                                             № 777-08-2019-126/2 (далее соответственно дополнительные соглашения                    № 777-08-2019-126/1 и 777-08-2019-126/2).

Согласно пункту 1.1 Соглашения № 777-08-2019-126 (в редакции дополнительных соглашений № 777-08-2019-126/1 и 777-08-2019-126/2) предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета на 2019 финансовый год, на 2020 финансовый год и плановый период 2021-2022 годов бюджету Вологодской области субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минспорту как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета: 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 1383552280, вид расходов 521; 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 1213552280, вид расходов 521 в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» подпрограмм «Развитие физической культуры и спорта и массового спорта», «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302.

Пунктом 1.2 Соглашения № 777-08-2019-126 установлено, что предоставление Субсидии осуществляется в целях достижения результата(ов) федерального проекта по Субъекту (далее – результат(ы) регионального проекта) согласно приложениям № 1 и 2 к Соглашению № 777-08-2019-126, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1103 «О государственной программе «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2014-2020 годы», протоколом совета при Губернаторе Вологодской области по стратегическим направления развития от 13.12.2018.

В силу пункта 2.1 Соглашения №  777-08-2019-126 (в редакции дополнительных соглашений) общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Вологодской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата(ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2019 году 100 808 200 руб., в 2020 году 59 058 958 руб. 34 коп.

В соответствии с пунктом 4.3.3 Субъект обязуется обеспечить достижение значения (ий) результата (ов) регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

В разделе IV Соглашения № 777-08-2019-126 указаны иные условия, среди которых в подпункте 3 пункта 6.1.2 указано, что показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляет субсидия, является количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - 1.

В пункте 2.2 Соглашения № 777-08-2019-126 (в редакции дополнительных соглашений) определено, что общий размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Вологодской области в соответствии с Соглашением № 777-08-2019-126 исходя из уровней софинансирования, выраженных в процентах от объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации (исходя из уровня софинансирования, выраженного в процентах по каждому отдельному результату регионального проекта), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2019 году не более 96 775 900 руб., в 2020 году не более 56 696 600 руб.

В приложении № 1 к Соглашению № 777-08-2019-126 «Значения результатов регионального этапа» в качестве результата регионального проекта указано «поставлены комплекты спортивного оборудования», тип результата «Закупка оборудования или услуг».

В приложении № 2 к Соглашению № 777-08-2019-126 «Перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» в качестве результата регионального проекта указано «поставлены комплекты спортивного оборудования».

В целях исполнения Соглашения № 777-08-2019-126 департаментом и учреждением заключено соглашение от 01.04.2019 № 7 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее – Соглашение № 7), сроком действия до 31.12.2019.

Соглашением № 7 определены порядок и условия предоставления департаментом учреждению субсидии в размере 41 666 637 руб. 50 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 40 000 000 руб.,                               1 666 637 руб. 50 коп. за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы 1 государственной программы № 1103 (основное мероприятие 1.6 «Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием») на закупку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками.

Учреждением (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Контактор» (поставщик; далее – ООО «Контактор») заключен государственный (муниципальный) контракт от 03.06.2019, по условиям которого ООО «Контактор» обязалось поставить учреждению комплект спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплекта для подогрева футбольного поля.

Цена контракта составила 39 197 870 руб. 25 коп., в том числе НДС 20%. Финансирование поставки осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета Российской Федерации в сумме 37 629 981 руб. 78 коп. и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – 1 567 888 руб. 47 коп.

По актам приема-передачи на общую сумму 39 197 870 руб. 25 коп. товар передан учреждению. Платежным поручением от 28.01.2020 № 2 третьим лицом осуществлен возврат Субсидии в департамент в сумме 2 370 018 руб. 22 коп. на основании Соглашения № 7.

Департамент платежным поручением от 17.02.2020 № 739419 осуществил возврат субсидии прошлых лет на закупку спортивно-технологического оборудования для модернизации футбольных полей с искусственным покрытием в сумме 2 370 018 руб. 22 коп.

Согласно отчету о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2020: в качестве результата регионального проекта отражено «Поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)»; тип результата - «Приобретение товаров, работ, услуг»; значение результата (дата достижения результата): план (25.12.2019) – 13; факт (25.12.2019) – 13.

Управление считает, что департамент не выполнил задачу федерального проекта «Спорт – норма жизни» по созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе по повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта, и подготовки спортивного резерва, поскольку до настоящего времени спортивно-технологическое оборудование на стадионе «Витязь» не смонтировано, следовательно условия для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом не созданы. На дату осмотра 03.08.2021 управлением установлено, что все приобретенные товары находятся на     хранении у подрядчика как давальческие материалы. Причем на большую часть приобретенных товаров истек гарантийный срок в 2020 и 2021 годы.

Отклоняя позицию управления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Разделом 3 паспорта регионального проекта, утвержденного Советом при Губернаторе области по стратегическим направлениям развития (протокол от 13.12.2018) «Задачи и результаты регионального проекта», в графе «Наименование задачи, результатов» указано «поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)», в графе «характеристика результата» указано «Вологодской области предоставлены субсидии из федерального бюджета на закупку спортивного оборудования для создания малых спортивных форм на базе центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и обустройства искусственных полей», в графе «тип результата» указано «приобретение товаров, работ, услуг».

Таким образом, из буквального толкования характеристик результата следует, что субсидии предоставлены на закупку оборудования для создания форм на базе центров ГТО и обустройства искусственных полей, чему соответствует и тип результата – приобретение товаров, работ, услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014                 № 302 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее – Правила № 302), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в том числе по направлению: создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 14 Правил № 302 оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется Минспортом путем сравнения плановых и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации показателей результативности (результатов) использования субсидии. При получении субсидии по направлению, указанному в подпункте «в» пункта 1 Правил показателем является количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки.

В целях исполнения всех вышеуказанных требований Правительством Вологодской области и Минспортом заключено Соглашение о реализации регионального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Вологодская область)» на территории Вологодской области от 30.01.2019 № 777-2019-350033-1.

Приложением 2 к данному соглашению установлен результат федерального проекта по субъекту Российской Федерации (пункт 13) «Поставлены комплекты спортивного оборудования», тип результата по данному показателю установлен «Закупка оборудования или услуг» (том 1, листы 137-145).

В 2019 году в рамках федерального проекта в Вологодской области поставлено 1 искусственное покрытие для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки.

При этом суд первой инстанции верно учел, что срок реализации национального проекта «Спорт – норма жизни» 31.12.2024. Учреждением с обществом с ограниченной ответственностью         «Строительное монтажное управление Вологдагражданстрой» (далее – ООО «СМУ Вологдагражданстрой») заключен государственный контракт от 10.07.2020                   № 1030200000420000004 на выполнение подрядных работ по комплексной модернизации инфраструктуры стадиона «Витязь» со строительством трибун на 1500 мест, плоскостных сооружений, инженерных коммуникаций и благоустройством, расположенного по адресу: <...> (далее – Контакт).

Начало выполнения работ по Государственному контракту – в течение 10 дней с даты подписания. Окончание выполнения работ – до 30.10.2022.

Работы в части установки футбольного поля (пункт 1.8 Контракта) осуществляются частично с применением давальческих материалов на сумму 39 197 780 руб. 25 коп. По графику выполнения работ в части установки футбольного поля с искусственным покрытием и комплекта для подогрева футбольного поля на стадионе «Витязь» работы запланированы на П, Ш и IV кварталы 2022 года (198 этапы выполнения работ).

При изложенных обстоятельствах правовые и фактическое основания для выдачи оспариваемого представления управлением не доказаны.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований общества.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2022 года по делу № А13-31/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий                                                             Е.Н. Болдырева

Судьи                                                                                          Н.В. Мурахина

                                                                                                     Ю.В. Селиванова