ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-4958/16 от 21.08.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 августа 2017 года

Дело №

А13-4958/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Самсоновой Л.А.,

при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Кузьминой Е.В. (доверенность от 01.08.2017), от администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Чиликова Д.Б. (доверенность от 31.05.2017), Дьякова С.В. (доверенность от 30.06.2017),

рассмотрев 21.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.12.2016 (судья Шумкова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу № А13-4958/2016,

у с т а н о в и л:

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, Предтеченская улица, дом 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением о взыскании с администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района (место нахождения: 161400, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, село Кичменгский городок, Центральная улица, дом 7, ОГРН 1023501468550, ИНН 3512001228; далее – Администрация) 7 331 000 руб., выплаченных в форме субсидии.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Транспроект» (место нахождения: 160000, город Вологда, Фрязиновская улица, дом 37, квартира 44, ОГРН 1073525014090, ИНН 3525191350; далее – Общество).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 09.12.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций «о недостижении ответчиком целевых показателей» фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами дана ненадлежащая оценка в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы жалобы, а представитель Департамента возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222 утверждены Правилами предоставления и расходования субсидий на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» (далее – Правила № 1222), согласно пункту 1.1 которых целью предоставления субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных районов области, включенных в число участников подпрограммы, связанных с реализацией мероприятий, направленных на реализацию проектов (строительство и реконструкцию объектов) обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, в том числе мероприятий по развитию водоснабжения.

На условиях, предусмотренных Правилами № 1222, Департамент и Администрация заключили соглашение от 18.06.2015 № 479 по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета (включая субсидии из федерального бюджета) бюджету Кичменгско-Городецкого муниципального района по финансированию объекта «Строительство инженерных сетей водоснабжения на территории, примыкающей к улицам Районная, Весенняя в селе Кичменгский Городок» (далее – Соглашение № 479), предметом которого является взаимодействие сторон по предоставлению и расходованию субсидий на финансирование объекта «Строительство инженерных сетей водоснабжения на территории, примыкающей к улицам Районная, Весенняя в селе Кичменгский Городок» (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения № 479 Администрация приняла на себя обязательство обеспечить: осуществление закупок по вновь начинаемым объектам на торгах в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на строительство объекта; выполнение значений целевых индикаторов согласно приложению к названному Соглашению.

В пункте 2.2.6 Соглашения № 479 определены формы отчетности, предоставляемой Администрацией: ежегодно в срок до 12 января года, следующего за отчетным, Администрация предоставляет в Департамент отчет о достижении целевых показателей результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по форме, согласно приложению 2 к Правилам № 1222.

Пунктом 8.1 Правил № 1222 предусмотрено, что органы местного самоуправления ежегодно в срок до 12 января года, следующего за отчетным, представляют в Департамент отчет о достижении целевых показателей результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий Федеральной программы по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. Кроме того, к отчетам должны быть приложены копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Пунктом 2.2.5 Соглашения № 479 предусмотрено, что в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты установленные соглашением целевые показатели использования субсидии, указанные в приложении к соглашению, и до дня представления отчета о достижении показателей результативности предоставления субсидии по форме согласно приложению 2 к Правилам № 1222, в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, объем средств подлежит возврату из бюджета муниципального образования в бюджет области в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, и рассчитывается в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее – Правила № 999). Основанием для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности за невыполнение целевых показателей использования субсидии является документальное подтверждение наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.

Приложением к Соглашению № 479 в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2015 объем средств, подлежащих перечислению Департаментом на строительство объекта, определен в размере 7 331 000 руб., в том числе 5 132 000 руб. – средства федерального бюджета и 2 199 000 руб. – средства областного бюджета. Платежными поручениями от 29.12.2015 № 718589 на сумму 637 000 руб., от 16.12.2015 № 585137 на сумму 4 495 000 руб., от 29.12.2015 № 89950 на сумму 2 199 000 руб. Департамент перечислил Администрации средства субсидии.

На основании протокола электронного аукциона от 19.08.2015 Администрация (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт на строительство инженерных сетей водоснабжения на территории, примыкающей к улицам Районная, Весенняя в селе Кичменгский Городок от 14.09.2015 № 0330300028115000028-0243682-02, согласно которому подрядчик принял на себя обязательство осуществить строительство объекта и передать его заказчику в техническом состоянии, готовом к эксплуатации, в срок до 01.11.2015 (пункты 1.1, 3.2); работы по объекту считаются завершенными с момента подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (пункт 3.3).

В соответствии с пунктами 2.6, 4.1 и 4.2 названного контракта заказчик оплачивает выполненные и принятые по актам формы КС-2 работы в срок до 31.12.2015. Работы в срок до 31.12.2015 не выполнены, Общество в гарантийном письме от 30.11.2015 № 129 обязалось завершить работы в срок до 01.03.2016, ссылаясь на неоплату Администрацией выполненных работ ввиду ошибки в наименовании проектно-сметной документации,

Требование Департамента от 05.02.2016 о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Администрацией не исполнено.

Департамент, ссылаясь на недостижение Администрацией целевых индикаторов и неисполнение обязательств по возврату средств субсидии, обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в числе прочих, в форме субсидий местным бюджетам.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 139 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию дорог.

Из подпункта «а» пункта 2 названных Правил следует, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по устойчивому развитию сельских территорий, направленных на развитие водоснабжения.

В Правилах № 1222 определен порядок предоставления и расходования субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Согласно пункту 1.1 Правил № 1222 целью предоставления субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных районов области, включенных в число участников подпрограммы, связанных с реализацией мероприятий, направленных на реализацию проектов (строительство и реконструкцию объектов) обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, в том числе мероприятий по развитию водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил № 1222 субсидии имеют строго целевое назначение и расходуются муниципальными образованиями области исключительно на цели, указанные в пункте 1.1 названных Правил.

При этом условия предоставления и использования субсидий определены в разделе 2 Правил № 1222.

Пунктом 8.1 Правил № 1222 предусмотрено, что органы местного самоуправления ежегодно в срок до 12 января года, следующего за отчетным, представляют в Департамент отчет о достижении целевых показателей результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий федеральной программы по форме согласно приложению 2 к названным Правилам.

Постановлением правительства Вологодской области от 30.06.2008 № 1224 утверждены Правила формирования, предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области (далее – Правила № 1224), из пункта 14 которых следует, что субсидии предоставляются на основании соглашения, заключаемого органом исполнительной государственной власти области, являющимся главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета, и органом местного самоуправления муниципального образования области.

Соглашение должно содержать положения: о сроках и порядке представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достижении показателей результативности использования субсидий; о последствиях нарушения условий предоставления и расходования субсидий, включая недостижение органом местного самоуправления установленных значений показателей результативности предоставления субсидии (пункт 15 Правил № 1224).

Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что на основании Правил № 1222 по Соглашению № 479 Департамент перечислил Администрации денежные средства в форме субсидии в размере 7 331 000 руб. на финансирование объекта «Строительство инженерных сетей водоснабжения на территории, примыкающей к улицам Районная, Весенняя в селе Кичменгский Городок», строительство которого должно было быть окончено к 31.12.2015, а Администрацией выполнены требования об отчетности, установленные в пунктах 2.2.5, 2.2.6 Соглашения № 479 и пункте 8.1 Правил № 1222.

При этом по состоянию на 31.12.2015 строительство спорного объекта не окончено, доказательств, объективно свидетельствующих о достижении целевых показателей на указанную дату, Администрацией не представлено в срок до 12.01.2016, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в Департамент Администрацией не направлено. Более того, из материалов дела следует, что мероприятия по промывке (продувке) сетей водоснабжения были осуществлены только 11.08.2016 и 17.08.2016.

Судебные инстанции обосновано не приняли в качестве надлежащих доказательств выполнения работ акты о приемке выполненных работ формы КС-2 № 3 – 6, поскольку указанные акты на момент их подписания главой Кичменгско-Городецкого муниципального района содержали недостоверные сведения об объемах выполненных работ и их стоимости, что следует из материалов уголовного дела № 16062024. При этом судами принято во внимание подготовленное в рамках уголовного дела заключение эксперта от 18.08.2016 № 262т, согласно которому при осмотре объекта 16-17.02.2016 работы по контракту от 14.09.2015 выполнены не в полном объеме, сметная стоимость невыполненных работ составила 2 670 871 руб. 56 коп.

Довод Администрации об отсутствии вины в неисполнении условий Соглашения № 479 и о невозможности представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по не зависящим от нее обстоятельствам (Общество не получило разрешение на строительство, что препятствует получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) судами обосновано признан несостоятельным, поскольку Администрация как заказчик имела возможность контролировать исполнение Обществом контракта и не могла не знать о неполучении последним разрешения на строительство.

Исходя из вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела суды двух инстанций сделали правильный вывод о недоказанности Администрацией невозможности исполнения условий Соглашения № 479 в установленные им сроки и, как следствие, недобросовестном исполнении Администрацией принятых на себя по соглашению о предоставлении субсидии обязательств.

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды установили факт неисполнения Администрацией условий Соглашения № 479 (по состоянию на 31.12.2015 объект не построен, достижение целевых показателей и введения в действие 2,87 км инженерных сетей водоснабжения ответчиком не доказано), в связи с чем пришли к обоснованному выводу о правомерности требований Департамента о взыскании с Администрации полученных средств субсидии.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.12.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу № А13-4958/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий

И.С. Любченко

Судьи

И.О. Подвальный

Л.А. Самсонова