ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 августа 2018 года
г. Вологда
Дело № А13-5145/2018
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Потеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2018 года по делу № А13-5145/2018,
у с т а н о в и л:
федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождение: Москва, Варшавское ш., д. 37; далее – Предприятие, ФГУП «Почта России») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области(ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: <...>; далее – Управление) от 26.03.2018 № ПО-35/3/72 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 АПК РФ.
Решением от 05 июня 2018 года, вынесенным в форме резолютивной части, суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
ФГУП «Почта России» с указанным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов.
Стороны извещены надлежащим образом о принятии апелляционной жалобы к производству. В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ судебное разбирательство проведено без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 23.01.2018 № 8-нд (л.д. 19-21) Управлением проведена плановая выездная проверка Предприятия.
В ходе проведения проверки установлено неисполнение Предприятием законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а именно: отсутствие мотивированных обоснованных решений директора филиала, принятых в отношении внутренних сообщений. По результатам проверки 26.02.2018 составлен акт № А-35/3/8-нд/21 (л.д. 25-26) и вынесено предписание
№ П-35/3/8-нд/-/1/8 (л.д. 31)
Действия ФГУП «Почта России» квалифицированы по части 1 статьи 15.27
КоАП РФ, о чём 07.03.2018, в присутствии представителя Предприятия составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 67-68).
По результатам рассмотрения материалов административного дела, с участием представителя Предприятия, уполномоченным лицом Управления вынесено постановление от 26.03.2018 № ПО-35/3/72, согласно которому Предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей (л.д. 73-74).
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФГУП «Почта России» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» в редакции, действующей в проверяемый период, (далее – Закон № 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, относится организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно статье 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (пункт 2).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 настоящей статьи; обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации в течение семи рабочих дней, следующих за днём возникновения таких сомнений (подпункты 1 - 3 пункта 1).
В соответствии с пунктом 8Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (далее – Требования № 667) программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца: принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (подпункт а(1)); проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Закона № 115-ФЗ (подпункт б); определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (подпункт в); обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (подпункт е).
Программа выявления операций предусматривает при выявлении признаков необычной операции (сделки) клиента проведение анализа иных операций (сделок) клиента, а также имеющейся в распоряжении организации информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе (при наличии последних), бенефициарном владельце в целях подтверждения обоснованности подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (пункт 21 Требований № 667).
Программа документального фиксирования информации предусматривает составление сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения - документа, содержащего следующие сведения о такой операции (сделке) (далее – внутреннее сообщение):
а) категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам);
б) содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения;
в) сведения о лице (лицах), проводящем операцию (сделку); г) сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке), и его подпись;
д) дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке);
е) запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование;
ж) запись (отметка) о решении руководителя организации либо уполномоченного им должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке) в соответствии с пунктом 24 настоящих требований, и его мотивированное обоснование;
з) запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или её признаков (пункт 27 Требований № 667).
Согласно пункту 7.7. Правил внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённых приказом генерального директора ФГУП «Почта России» от 28.09.2016 № 1.9.3.1.2-05/77-нд, во внутреннее сообщение вносится запись (отметка) о решении директора филиала (лица его замещающего), принятом в отношении внутреннего сообщения, и его мотивированное обоснование. Указанная запись вносится в строку 6 раздела «Дополнительные сведения» Внутреннего сообщения утверждённой формы.
В нарушение указанных требований директором Предприятия ФИО1 в строках 6 выявленных Управлением внутренних сообщений (от 23.06.2017 № 168816, 168817, 168819, 168820, 168821; от 11.07.2017 № 322735; от 14.11.2018 № 300098841517, 300098848166, 300098849286; от 22.12.2017
№ 300120416113, 300120429165) не являются мотивированно обоснованными решениями.
Представленные в суд апелляционной инстанции копии имеющихся в материалах дела внутренних сообщений с приложенными к ним копиями мотивированно обоснованных решений директора Предприятия, оформленных на отдельных листах, не являются надлежащим доказательством исполнения требований действующего законодательства и не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку составлены после вынесения Управлением предписания от 26.02.2018 № П-35/3/8-нд/-/1/8 в целях его исполнения и датированы 28.02.2018.
Полномочия Управления на проведение проверок и составление процессуальных документов установлены пунктом 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а также Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере связи за соблюдением организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации контролю, а также организацией ими внутреннего контроля, утверждённому приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.08.2011 № 213.
При таких обстоятельствах событие и состав вменённого ФГУП «Почта России» административного правонарушения установлены и доказаны. Предприятие не подтвердило, что им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При определении меры наказания учтено отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, а также наличие обстоятельств, отягчающих ответственностью Предприятия, а именно то, что ранее заявитель привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение
Нарушений порядка привлечения Предприятия к административной ответственности не установлено.
Решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2018 года по делу № А13-5145/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.В. Потеева