ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-5680/04-27АП от 13.09.2004 АС Северо-Западного округа

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.       Как видно из материалов дела, государственным жилищным инспектором в отношении Комитета составлен протокол  от 16.04.2004 № 85 об административном правонарушении. В протоколе отражено, что при осмотре жилого дома № 13 а, расположенного по улице Козленской в городе Вологде, на кровле дома обнаружены многочисленные просветы и трещины в поврежденном покрытии (асбоцементные листы), во многих местах отсутствуют примыкания к вентиляционным шахтам, что создает попадание осадков в чердачное помещение, вызывает намокание перекрытия и протечки потолков в квартирах, теплоизоляционный слой из шлака на чердачном перекрытии утратил свои функции из-за продолжительной эксплуатации и систематического попадания осадков, в некоторых местах отсутствует, в ряде  мест также наблюдается прогиб стропильных ног, что вызывает в зимнее время скопление снега на кровле, козырьки над входами в подъезды находятся в аварийном состоянии и создают угрозу для жизни людей. При проверке административный орган пришел к выводу о нарушении Комитетом пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 23.09.2003 № 170, и постановлением от 29.04.2004 № 26 привлек Комитет к административной ответственности по статье 7.22 КоАП.                                                                                                                                                      Согласно данной норме нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.                                                                                                                                  Правила и нормы  технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Пунктом 4.2.4.2 Правил предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Пунктом 4.6.1.1 предусмотрена обязанность организации, обслуживающей жилищный фонд, обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств, исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки, в пункте 4.6.1.2 указано на необходимость устранения деформации в кровельных несущих конструкциях.   

Согласно Временному положению о Комитете жилищно-коммунального хозяйства  и транспорта Администрации города Вологды, утвержденному постановлением главы администрации от 05.12.95, одной из основных задач Комитета является оперативное управление муниципальным жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства города Вологды  с целью создания условий предоставления качественных, надежных и экологически безопасных жилищных услуг населению на основе заключения с гражданами договоров найма и аренды помещений, а с предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, договоров подряда на оказание услуг.                                                                                                                                                                 Из материалов дела усматривается, что Комитетом с муниципальным унитарным предприятием “Жилищник-2” (далее – МУП “Жилищник-2”) заключены договоры об исполнении муниципального заказа на услуги по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 03.01.2004 № 74 б на период с 01.01.2004 по 31.03.2004 и от 31.03.2004 № 96 б на период с 01.04.2004 по 30.06.2004. Данными договорами МУП “Жилищник-2” приняло на себя обязанность по содержанию, обслуживанию, и текущему ремонту жилищного фонда (в том числе и дома № 13 а по улице Козленской ) и прилегающих придомовых территорий с учетом их фактического состояния на момент заключения договоров и перечнем адресных мероприятий, выполняемых согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда. Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту жилого фонда лежит на МУП “Жилищник-2”.                               Согласно пункту 5 Временного положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства и транспорта города Вологды Комитет, в частности, организует работу по отбору объектов жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт и реконструкцию, текущему планово-предупредительному и непредвиденному ремонту жилья, ремонту и содержанию объектов благоустройства и озеленения, капитальному и текущему ремонту внутриквартальных и внутридворовых дорог, вывозу бытового мусора с закрепленных территорий, транспортному обеспечению населения города, оказанию жилищно-коммунальных услуг.                                                                                                                                                           Однако объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП, в частности, образует нарушение правил содержания и ремонта жилых домов. Поскольку действующее законодательство не содержит правил, устанавливающих обязательные требования к организации капитального ремонта, само по себе неисполнение обязанности по организации капитального ремонта не является нарушением правил содержания и ремонта жилых домов. Кроме того,  Государственной жилищной комиссией пропущен предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок для привлечения к административной ответственности, поскольку план по постановке жилищного фонда на капитальный ремонт составляется в конце года (Комитет привлечен к административной ответственности постановлением от 29.04.2004).                                               При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда о признании неправомерным и отмене постановления об административном правонарушении от 29.04.2004 № 26 о привлечении Комитета к административной ответственности и, не усматривая при принятии судом обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для  их отмены.                                              С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа                                                                                                                                                                   

                                                   п о с т а н о в и л:                                                                      решение от 07.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-5680/04-27АП оставить без изменения, а кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Вологодской области – без удовлетворения.                                                                                                                                                                                                                     Председательствующий                                                     Е.О. Матлина                                                                                                                                                                          Судьи                                                                                    К.Ю. Коробов                                                                                                                                                                                                                                                                  Т.В. Шпачева                                                                                                                                                                                                                                                                             6