ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-5805/2023 от 23.01.2024 АС Северо-Западного округа

625/2024-3400(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б., 

рассмотрев 23.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской  области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2023 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  13.09.2023 по делу № А13-5805/2023, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство  «Престиж», адрес: 162606, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к  Комитету по управлению имуществом города Череповца Вологодской области,  адрес: 162608, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), о признании  недействительным решения от 14.03.2023 об аннулировании разрешения на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции Г-11 от 19.05.2020 № 20055.  Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Решением суда первой инстанции от 01.06.2023, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 13.09.2023, оспариваемое  решение признано недействительным; на Комитет возложена обязанность  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. 

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение  судами двух инстанций норм материального и процессуального права,  несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и  постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания  извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не  направили в связи с чем жалоба рассмотрена без из участия, что не  противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций,  Комитетом 19.05.2020 Обществу выдано разрешение на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции № 20055 сроком действия с 17.03.2020 по  17.03.2025 по адресу: <...>,  земельный участок с кадастровым номером 35:21:0401010:266. 

Данный земельный участок используется Обществом на основании  договора аренды от 17.03.2015 № 01-03/2015, заключенным с товариществом  собственников недвижимости «Луначарского, дом 14/68». 

Технические характеристики рекламной конструкции - двухсторонняя 


щитовая установка с двумя информационными статичными полями. Размер  одной стороны информационного поля составляет 3м x 6м. Площадь  информационного поля определяется общей площадью его сторон и составляет  36 кв. м. 

Комитетом 06.02.2023 выявлен факт не использования рекламной  конструкции Г-11 № 20055 для размещения рекламы, социальной рекламы, что  подтверждается фотоматериалами. 

В связи с этим Комитет направил в адрес директора Общества  ФИО1 письмо от 02.02.2023 об устранении нарушений  законодательства о рекламе, в котором предупредил о возможном  аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции. 

По адресу Общества, который содержится в Едином государственном  реестре юридических лиц, данное предупреждение Комитетом не направлялось. 

В связи с не устранением Обществом выявленных нарушений  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее – Закон № 38-ФЗ) Комитет направил Обществу уведомление об  аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции от 14.03.2023 № 08-01-283/172, которым известил о принятии  решения об аннулировании указанного разрешения в соответствии с пунктом 4  части 18 статьи 19 Закона № 38-ФЗ с 15.03.2023, так как рекламная конструкция  не используется в целях распространения рекламы, социальной рекламы. 

В связи с аннулированием 15.03.2023 разрешения на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции № 20055 Комитет направил Обществу  предписание от 06.04.2023 о демонтаже рекламной конструкции в срок до  07.05.2023. 

Общество не согласилось с решением Комитета об аннулировании  указанного выше разрешения в связи с чем обратилось с настоящим  заявлением в арбитражный суд. 

Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований  для удовлетворения заявления Общества. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность  применения судами двух инстанций норм материального и процессуального  права, приходит к следующим выводам. 

Рекламой является информация, распространенная любым способом, в  любой форме и с использованием любых средств, адресованная  неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту  рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его  продвижение на рынке (статья 3 Закона № 38-ФЗ). 

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка и  эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании  заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи  законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо  владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления  муниципального района или органом местного самоуправления городского  округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и  эксплуатацию рекламной конструкции. 

Частью 17 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установлено, что разрешение  выдается органом местного самоуправления городского округа на каждую  рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию  рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной  конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого  имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной 


конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной  конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и  дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до  истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или  признания недействительным. 

Согласно подпункту 15.1 пункта 1 статьи 15, подпункту 26.1 пункта 1  статьи 16 Закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного  значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку и  эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа,  аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже  самовольно установленных рекламных конструкций на территории  муниципального района, муниципального, городского округа, осуществляемые в  соответствии с Законом № 38-ФЗ. 

Пунктом 6.2 Положения об установке рекламных конструкций на  территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой  городской Думы от 24.06.2008 № 80, определено, что Комитет является  органом, уполномоченным на принятие решения об аннулировании разрешения  на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также выдачу  предписаний о демонтаже рекламных конструкций. 

В силу части 2 статьи 19 Закона № 38-ФЗ рекламная конструкция должна  использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной  рекламы. 

Пунктом 4 части 18 стать 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что  использование рекламной конструкции не в целях распространения рекламы,  социальной рекламы влечет за собой аннулирование разрешения на установку  и эксплуатацию рекламной конструкции. 

В рассматриваемом деле суды установили, что из содержания  оспариваемого решения следует, что основанием принятия Комитетом решения  об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции от 14.03.2023 № 08-01-283/172 и выдаче на его основе предписания  о демонтаже рекламной конструкции от 14.03.2023 послужило обнаружение  ответчиком факта не использования заявителем рекламной конструкции в целях  распространения рекламы, социальной рекламы. 

Суды констатировали, что представленные Комитетом фотоматериалы  рекламной конструкции свидетельствуют о том, что по состоянию на 06.02.2023  на рекламной конструкции Г-11 № 20055 реклама не размещена., в связи с чем  пришли к выводу о том, что отсутствие на рекламной конструкции информации  (рекламы) не позволяет установить факт использования Обществом рекламной  конструкции не в целях распространения рекламы, социальной рекламы. 

В части 18 статьи 19 Закона № 38-ФЗ приведен исчерпывающий перечень  оснований аннулирования разрешения на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции. 

Однако как заключили суды, отсутствие рекламы на рекламной  конструкции, неиспользование данной конструкции для размещения рекламы  данный перечень не содержит. 

Суды, двух инстанций также установили, что Комитет установил в  действиях Общества нарушение законодательства о рекламе без проведения  каких-либо проверочных (контрольных) мероприятий. Выводы Комитета о таких  нарушениях сделаны только на основании фотофиксации рекламной  конструкции от 06.02.2023 и 10.03.2023. 

Суды, исходя из положений статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ, пункта 4 части  3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном 


контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»  (далее - Закон № 248-ФЗ) пришли к выводу о том, что деятельность органов  местного самоуправления по выявлению нарушений в сфере законодательства  о рекламе, аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию рекламных  конструкций и их последующему демонтажу должна осуществляться в рамках  муниципального контроля в сфере благоустройства в соответствии с  Положением о муниципальном контроле и требованиями положения  Закона № 248-ФЗ. 

Применение такой меры как аннулирование разрешения на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции непосредственно связано с реализацией  органом местного самоуправления предоставленных ему контрольных  полномочий и обусловлено выявлением им фактов нарушений обязательных  требований к размещению рекламных конструкций (одного из элементов  благоустройства территории), установленных статьей 19 Закона № 38-ФЗ, а не  требований к содержанию или распространению рекламы. 

Ввиду изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии у  Комитета правовых оснований для принятия решения об аннулировании  разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Г-11 № 20055,  выданного 19.05.2020 Обществу. 

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств  и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства  Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не  свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм  названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело. 

Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не  входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации»). 

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам  дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и  процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не  находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых  судебных актов. 

Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют  основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2023 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  13.09.2023 по делу № А13-5805/2023 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской  области – без удовлетворения. 

Председательствующий А.Г. Кудин

Судьи Е.А. Аникина 

Л.Б. Мунтян