АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 декабря 2018 года | Дело № | А13-5931/2018 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года. Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2018 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., рассмотрев 19.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.06.2018 (судья Зрелякова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу № А13-5931/2018, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «СтройГрупп-Регион», место нахождения: 160028, Вологодская обл., г. Вологда, тер. 6 км Ленинградского ш., ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации муниципального образования город Кириллов, место нахождения: 161100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), о признании права собственности на следующие объекты недвижимости: квартиру № 16 общей площадью 34,4 кв.м с кадастровым номером 35:05:0503004:274 и квартиру № 65 общей площадью 16,4 кв.м с кадастровым номером 35:05:0503004:323, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росреестра); Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, место нахождения: 123995, Москва, Большая Грузинская ул., д. 4/6, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство); Правительство Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Правительство); Департамент строительства Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент строительства); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Территориальное управление); федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Русский Север», место нахождения:161100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение); Департамент имущественных отношений Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>. Решением суда от 27.06.2018 исковые требования удовлетворены. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы ссылается на то, что многоквартирный жилой дом построен на земельных участках, расположенных в границах национального парка «Русский Север», которые в силу закона относятся к федеральной собственности и являются ограниченными в обороте в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ); полагает, что здание жилого дома возведено без получения необходимых разрешений, в связи с чем оно является самовольной постройкой и не имеется оснований для признания за Обществом права собственности на 2 квартиры в этом доме в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили; их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией Кирилловского муниципального района (далее - Администрацией района, арендодателем) и Обществом (арендатором) заключены договоры аренды от 11.04.2016 № 116/16-АЮ и от 11.04.2016 № 117/16-АЮ, по условиям которых Обществу во временное владение и пользование за плату переданы земельные участки с кадастровыми номерами 35:05:0503004:13, 35:05:0503004:14 площадью 2 335 кв.м и 2 340 кв.м соответственно, расположенные по адресу: <...> для размещения жилого дома, состоящего из 79 квартир. Затем между Администрацией района (заказчиком) и Обществом (застройщиком) был заключен муниципальный контракт от 28.03.2017 № 0130200002416004012-0244029-02 на участие в долевом строительстве 77 жилых помещений в доме на ул. Ленина в г. Кириллове Вологодской области для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Данный контракт заключен в целях реализации третьего этапа областной адресной программы № 7 «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2015 годы» (с учетом последующих изменений) и соответствующей районной целевой программы. Строительство данного многоквартирного жилого дома осуществлялось в рамках соглашения от 02.10.2015 о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также за счет средств областного бюджета, на земельных участках площадью 2 335 кв.м с кадастровым номером 35:05:0503004:13 и площадью 2 340 кв.м с кадастровым номером 35:05:0503004:14, которые были переданы Обществу по договорам аренды от 11.04.2016 № 116/16-АЮ и 117/16-АЮ. Согласно данным кадастровых выписок от 16.10.2017 № 35/ИСХ/2017-545882 и 35/ИСХ/2017-545789, указанные земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 09.06.2014, отнесены к категории земель - «земли населенных пунктов» и для них установлен вид разрешенного использования - «для размещения многоквартирного жилого дома». Впоследствии Администрация района постановлениями от 16.12.2016 № 980 и от 23.12.2016 № 1004 утвердила градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 35:05:0503004:13 и 35:05:0503004:14 с разрешенным использованием - «для размещения многоквартирного жилого дома». Как следует из писем Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 23.09.2016 № их.53-3499/16, их.53.-3498/16, в зоне проведения работ по проекту «Многоквартирный жилой дом для нужд расселения в г. Кириллове Вологодской области» отсутствуют включенные в реестр объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного населения, а также объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, и зоны охраны объектов культурного наследия. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области от 24.11.2016 № 1462 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Многоквартирный жилой дом для нужд расселения в г. Кириллове Вологодской области», в соответствии с которым материалы проектной документации объекта, находящегося в границах особо охраняемой природной территории национального парка «Русский Север», в части охраны окружающей среды и рационального использования земельных ресурсов рекомендуются к утверждению. В разделе 6 данного заключения указано, что материалы проектной документации объекта, находящегося в границах особо охраняемой природной территории национального парка «Русский Север», в части охраны окружающей среды и рационального использования земельных ресурсов рекомендуются к утверждению. Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области 23.09.2016 предоставил Обществу акты государственной историко-культурной экспертизы земель, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 ЛК РФ) и иных работ в отношении территории объекта: «Многоквартирный жилой дом для нужд расселения в г. Кириллове Вологодской области». Автономное учреждение Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» выдало застройщику положительное заключение государственной экспертизы от 20.01.2017 № 2016-0111/1 о соответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства «Многоквартирный жилой дом для нужд расселения в г. Кириллов Вологодской области» нормативным требованиям. Затем Управление архитектуры и градостроительства Администрации района выдало Обществу разрешение от 03.02.2017 № RU 35-512101-1-2017 на строительство жилого дома, состоящего из 79 квартир, сроком до 01.07.2017, впоследствии продленное до 31.08.2017. Распоряжением Администрации района от 27.03.2017 № 57-р указанное разрешение на строительство было отменено, а распоряжением от 28.04.2017 № 71-р отменено продление разрешения на строительство сроком до 31.08.2017. Судами установлено, что причиной отмены разрешения на строительство послужило то, что оно было выдано неуполномоченным органом. В связи с этим Общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта в границах национального парка «Русский Север». В письме от 04.10.2017 Министерство сообщило застройщику об отказе в выдаче разрешения, сославшись на отсутствие согласования с ним вида разрешенного использования земельных участков, на которых осуществляется строительство многоквартирного дома. Несмотря на это, строительство многоквартирного жилого дома завершено и согласно техническому плану здания от 12.09.2017, выполненному кадастровым инженером ООО «Гортехинвентаризация» ФИО1, степень готовности многоквартирного жилого дома составляет 100%. Постановлением Администрации города от 21.06.2017 № 229 указанному дому присвоен адрес: <...>. Постановлением Администрации города от 01.08.2017 № 238 жилым помещениям, расположенным в многоквартирном доме, также присвоены адреса. По акту приема-передачи от 14.11.2017 жилые помещения, являющиеся объектом долевого строительства (77 квартир), переданы застройщиком Администрации района. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.11.2017 по делу № А13-17270/2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2018, удовлетворен иск Администрации района о признании права собственности муниципального образования «Кирилловский муниципальный район» на 77 квартир общей площадью 4 833,2 кв.м, расположенные в упомянутом выше 79-тиквартирном жилом доме. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2018 № 307-ЭС18-15479 Министерству отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 21.02.2018 о регистрации за ним права собственности на квартиры № 16, 65 в указанном выше жилом доме. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию прав, о чем заявителю направлены уведомления от 05.03.2018 № 35/001/801/2018-3290 и 35/001/801/2018-3295. Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что земельные участки, на которых расположен многоквартирный жилой дом, из хозяйственного пользования и оборота не изъяты, данное здание легализовано при рассмотрении дела № А13-17270/2017, однако, в настоящее время не имеется возможности осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 квартиры в доме в установленном законом порядке. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела документы, руководствуясь положениями статей 218, 222 ГК РФ, статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Законом № 33-ФЗ, Кассационная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, полагает, что обжалуемые судебные акты вынесены законно и обоснованно и не подлежат отмене ввиду следующего. Пунктом 1 статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В силу пунктов 1, 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды; далее - ЗК РФ) особо охраняемые природные территории относятся к землям, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Аналогичная правовая норма содержится в пункте 2 статьи 16 Закона № 33-ФЗ. В соответствии со статьей 15 Закона № 33-ФЗ в целях установления режима национальных парков осуществляется зонирование его территории с выделением зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, охраны объектов культурного наследия, а также зоны хозяйственного назначения. В то же время в силу статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут определяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Такие земельные участки используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 ЗК РФ. Исходя из системного толкования положений Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 33-ФЗ, к землям национальных парков как разновидности земель особо охраняемых природных территорий относятся земли, обладающие следующими признаками: входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов; имеют особо ценное значение; решениями уполномоченных органов изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; в отношении этих земель установлен особый правовой режим; предоставлены национальным паркам, являющимся федеральными учреждениями, в порядке, установленном законодательством. Национальный парк «Русский Север» общей площадью 166 400 га создан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 № 182. Положение о нем утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.10.2012 № 345 (далее - Положение). Данным Положением определены границы национального парка в системе местных координат; в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 90 000 га (пункт 3 Положения). Более того, пунктом 10.5 Положения в зоне хозяйственного назначения национального парка «Русский Север» предусмотрена возможность строительства жилых объектов для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. Вступившими в законную силу судебными актами по делу № А13-17270/2017, участие в котором принимало и Общество, было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 35:05:0503004:13 и 35:05:0503004:14, на которых построен многоквартирный жилой дом, поставлены на государственный кадастровый учет 09.06.2014, отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов» и для них установлен вид разрешенного использования – «для размещения многоквартирного жилого дома». Они находятся в зоне хозяйственного назначения национального парка «Русский Север», из хозяйственного использования и оборота не изъяты и не предоставлены Учреждению на каком-либо вещном праве. Данные земельные участки не относятся к федеральной собственности, распоряжение ими в соответствии с действующим земельным законодательством осуществляет Администрация района, которая в пределах своих полномочий предоставила их в аренду Обществу по договорам от 11.04.2016 № 116/16-АЮ и 117/16-АЮ для строительства многоквартирного жилого дома. Помимо этого данными судебными актами установлено, что Общество, осуществившее строительство объекта, подготовило проектную документацию, обращалось для согласования строительства в уполномоченные органы, от которых получены положительные заключения. Построенный многоквартирный жилой дом соответствует параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки городского поселения г. Кириллова, утвержденными решением Совета муниципального образования город Кириллов от 26.12.2016 № 90, а также техническим регламентам и утвержденной проектной документации. Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью людей. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта экологическим требованиям, в материалы дела не представлено. Кроме того, суды признали, что спорный многоквартирный жилой дом имеет большую социальную значимость, поскольку его строительство осуществлено в рамках реализации адресной программы № 7 «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2015 годы» за счет средств федерального бюджета, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также за счет средств областного бюджета. При рассмотрении настоящего дела суды правомерно и в соответствии с положениями статьи 69 АПК РФ исходили из обстоятельств, установленных в рамках дела № А13-17270/2017, поскольку в нем участвовали те же лица. В материалы данного дела не представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 35:05:0503004:13 и 35:05:0503004:14 противоречит правилам использования функциональной зоны национального парка (зона хозяйственного назначения национального парка «Русский Север», в которой в силу пункта 10.5 Положения предусмотрена возможность строительства жилых объектов для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка). С учетом указанных обстоятельств и принимая во внимание, что никто из участвующих в деле лиц, кроме Министерства, не оспаривал право Общества на 2 квартиры в построенном им жилом доме, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания за истцом права собственности на спорные квартиры, в связи с чем удовлетворили иск. Вопреки доводам Министерства, указанным в кассационной жалобе, нахождение земельных участков в составе земель населенных пунктов, на которые распространяется зона с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север», не свидетельствует о том, что они автоматически относятся к федеральной собственности, а лишь указывает на возможность установления в отношении данных участков особого правового режима, предусматривающего определенные ограничения в его использовании и обороте. Данный довод был признан необоснованным и при рассмотрении дела № А13-17270/2017. Какие-либо возражения относительно правомочности возникновения у Общества права собственности на 2 квартиры в этом многоквартирном доме, податель жалобы не указывает. Доводы кассационной жалобы Министерства не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций. Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов о наличии необходимых и достаточных условий для признания права муниципальной собственности на спорные квартиры. Они свидетельствуют о несогласии Министерства с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. При рассмотрении дела и вынесении решения и постановления суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы Министерства. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.06.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по делу № А13-5931/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Т.Г. Преснецова | |||
Судьи | Г.М. Рудницкий И.В. Сергеева | |||