ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-6001/2021 от 13.12.2021 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 декабря 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-6001/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

В полном объеме постановление изготовлено декабря 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и                   Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,

при участии от Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представителя ФИО1 по доверенности от 13.12.2021, от общества с ограниченной ответственностью «Шекснинская птицефабрика» представителя ФИО2 на основании доверенности от 31.12.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 сентября 2021 года по делу № А13-6001/2021,

у с т а н о в и л:

Северное межрегиональное  управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 163000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Шекснинская птицефабрика» (адрес: 162562,                Вологодская обл., Шекснинский р-н, раб. <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) о взыскании 2 028 143 руб. 35 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Решением суда от 30 сентября 2021 года в удовлетворении иска отказано.

Управление с решением суда не согласилось, обратилось с жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить заявленные требования. По мнению апеллянта, в решении суда не дана оценка доводам Управления о том, что с 01.01.2019 Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена новая система нормирования в области обращения с отходами в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I, II и IV категорий».В соответствии с внесенными изменениями с 01.01.2019 правила составления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и подачи отчетности об отходах зависят от категории негативного воздействия, присвоенной объекту. Следовательно, положения приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и писем Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.01.2010 № 05-12-29/360, от 01.07.2013                                № ВК-06-01-36/9256, не могут применяться. Поскольку Общество осуществляет деятельность на объектах I и II категории, оно обязано было получить лимиты на размещение отходов производства и потребления и (или) получить комплексное экологическое разрешение, а также для объекта II категории предоставить декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Судом также не оценен довод Управления о том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Постановление № 632), письмо Министерства природных ресурсов и экологии от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»). Таким образом, по мнению апеллянта, применение при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду повышающих коэффициентов правомерно.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Общества требования истца отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

  Как следует из материалов дела, Общество создано в качестве юридического лица 27.10.2017, его основным видом деятельности является разведение сельскохозяйственной птицы.

В процессе хозяйственной деятельности Общество осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, сбросы загрязняющих веществ в водный объект, размещение отходов производства, что подтверждается представленной ответчиком в адрес Управления декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, согласно которой плата составила 85 509 руб. 11 коп.

По платежным поручениям от 28.02.2020 № 725, от 28.02.2020 № 726, от 28.02.2020 № 724 Общество перечислило плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в общей сумме 87 504 руб. 20 коп.

Управление в процессе проверки правильности и полноты первичной декларации, своевременности внесения платы за 2019 год обнаружило, что предоставленная первичная декларация составлена с нарушениями: плата за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами, за сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов производства рассчитана без применения 25-кратного повышающего коэффициента, при отсутствии у Общества действующих разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, что предусмотрено пунктом 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255). Общая сумма задолженности с учетом применения 25-кратного повышающего коэффициента составила 2 114 543 руб. 54 руб.

Управление направило в адрес Общества требование от 23.10.2020                     № 05-02-07/2713 о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду,

Общество не согласилось с представленным требованием, направило возражения от 17.11.2020 № 787.

Управление направило в адрес Общества акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 04.12.2020 № 38, а также требование о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 04.12.2020 № 17.

Поскольку требование о перечислении платы Обществом в добровольном порядке не исполнено, Управление обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.

Как верно указал суд, в силу положений статей 1, 3, 16, 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) Общество, являясь юридическим лицом, деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Пунктом 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона                   № 7-ФЗ).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Правилами № 255.

Согласно пункту 12 Правил № 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.

Общество представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, согласно которой плата составила 85 509 руб. 11 коп., в том числе: плата за выбросы загрязняющих веществ – 33 561 руб. 06 коп., плата за сбросы загрязняющих веществ –                         50 844 руб. 04 коп., плата за размещение отходов – 1104 руб. 01 коп. Указанная плата исчислена ответчиком без применения повышающих коэффициентов (Кср – коэффициента к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего загрязняющего вещества, равного 25; Ксл – коэффициента к ставке платы за размещение отходов, равного 5).

Управление с данными расчетами не согласилось и произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год с применением повышающих коэффициентов в сумме 2 115 647 руб. 55 коп., в том числе: плата за выбросы загрязняющих веществ – 839 026 руб. 50 коп., плата за сбросы загрязняющих веществ – 1 271 101 руб., плата за размещение отходов – 5 520 руб. 05 коп. Указанная плата исчислена истцом с применением следующих повышающих коэффициентов: Кср – коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего загрязняющего вещества, равный 25; Ксл – коэффициент к ставке платы за размещение отходов, равный 5.

В обоснование своего перерасчета Управление сослалось на пункты 20, 21 Правил № 255 в редакции от 29.06.2018, предусматривающей применение повышающих коэффициентов при превышении установленных лимитов на размещение отходов, превышении выбросов и сбросов.

Отклоняя доводы Управления о необходимости применения повышающих коэффициентов, суд правомерно исходил из следующего.

Установлено, что Общество осуществляет производственную деятельность с 2019 года; по договору аренды от 23.02.2019 № 02/19 ответчик арендовал имущественный комплекс, ранее принадлежавший предприятию-банкроту ОАО «Птицефабрика «Шекснинская», у собственника комплекса ООО «Онегафинансгруп».

С 23.02.2019 в пользование ответчика перешли объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно – основное производство, канализационные очистные сооружения (КОС), ЭКОМП, инкубатор.

Обществом получены следующие свидетельства о постановке на учет:

- инкубатор, код объекта 19-0135-001469-П, свидетельство от 01.10.2019, присвоена II категория;

- КОС, код объекта 19-0135-001470-П, свидетельство от 01.10.2019, присвоена II категория;

- основное производство, код объекта 19-0135-000290-П, свидетельство от 23.10.2019, присвоена I категория;

- ЭКОМП, код объекта 19-0135-001471-П, свидетельство от 01.10.2019, присвоена II категория.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год велся ответчиком по фактическим величинам сбросов, выбросов, размещению отходов.

В части расчета платы за негативное воздействие за размещение отходов производства и потребления, в течение 2019 года велся учет фактически размещенных отходов на полигоне «Ильинское». Фактически размещены на полигоне отходы: шлак сварочный (0,2 тонны), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами (51,7 тонн), спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, пригодная для изготовления ветоши (2 тонны). Остальные отходы переданы для утилизации специализированным организациям.

Общество в спорный период относилось к субъектам малого предпринимательства, поскольку соответствовало критериям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (действовавшего в спорный период), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Плата за текущий год (квартал) взимается с субъектов малого и среднего предпринимательства по факту без пятикратного коэффициента.

Согласно пункту 20 Правил № 255 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255», плата за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением установленных лимитов на размещение отходов, либо с превышением объема или массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) над указанными в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (Псл) рассчитывается по формуле:

где Mслj - платежная база за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между объемом или массой размещенных отходов и объемом или массой установленных лимитов на их размещение. Для объектов II категории платежная база за размещение отходов j-го класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как разница между объемом или массой размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и объемом или массой отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов III категории платежная база за размещение отходов j-го класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как разница между объемом или массой размещенных отходов и объемом или массой размещенных отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, тонна (куб. м). При непредставлении отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов платежная база за размещение отходов j-го класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как фактический объем или масса размещенных отходов, тонна (куб. м).

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019                 № 1904 в указанной части применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019.

С учетом изложенного суд правомерно посчитал, что Общество обоснованно рассчитало плату за размещение отходов без применения повышающего коэффициента, равного 5.

В части расчета платы за негативное воздействие за сбросы в водные объекты ответчиком применялись фактические значения по каждому загрязняющему веществу, умноженные на ставку платы. Общество имеет разрешения на водопользование двумя водными объектами – ручей Лямка (выпуск канализационных очистных сооружений) и ручей Шостайка (сброс дренажных (поверхностных) сточных вод с территории основного производства). Решениями о водопользовании предусмотрены предельные концентрации загрязняющих веществ. Размер платы определен с учетом всех фактически произведенных сбросов по каждому загрязняющему веществу.

При расчете платы за негативное воздействие за выбросы в атмосферный воздух, также применялись фактические значения по каждому загрязняющему веществу, умноженные на ставку платы. Выбросы осуществляются по объектам: КОС (8 источников – приемная камера, песколовки, осветлители-перегниватели, аэротенки, вторичные отстойники, иловые площадки, резервуар активного ила, хлораторная), ЭКОМП (1 источник – площадка компостирования), Инкубатор (1 источник – инкубатор), Основное производство (птичники, убойный цех, консервный цех, кормоцех, ремонтный ангар автотехники, ремонтный ангар спецтехники, ремонтно-строительный цех (РСЦ), котельная).

Доказательств того, что Общество осуществляло сбросы, выбросы с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, в деле не имеется.

Отсутствие у Общества в рассматриваемый период комплексного экологического разрешения, декларации о воздействии на окружающую среду не могут служить безусловным основаниям для применения повышающих коэффициентов.

Ссылка истца на пункт 6 Постановления № 632 подлежит отклонению, поскольку данное Постановление в спорный период не действовало, утратило силу в связи с принятием Правил № 255.

Оснований для применения при расчете платы повышающего коэффициента 25, установленного пунктом 21 (1) Правил № 255 в редакции постановления от 27.12.2019 № 1904, не имеется, поскольку он установлен лишь с 01.01.2020 и для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает оснований для ее удовлетворения.

Доводы, приведенные апеллянтом в жалобе, не опровергают правильность выводов суда, основаны на иной правовой оценке Управлением обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.

Ввиду изложенного апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 сентября                  2021 года по делу № А13-6001/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Чередина

Судьи

А.Я. Зайцева

О.Б. Ралько