ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
08 ноября 2018 года | г. Вологда | Дело № А13-6163/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .
В полном объеме постановление изготовлено ноября 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Стройцентр» представителя ФИО1 по доверенности от 03.10.2018, от администрации города Вологды представителя ФИО2 на основании доверенности от 29.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 июля 2018 года по делу № А13-6163/2018 (судья Зрелякова Л.В.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр» (место нахождения: 127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 28, корп. 2, пом. II, ком. 12; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации города Вологды (место нахождения: 160035, г. Вологда, Каменный мост, д. 4; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Администрация) о взыскании 6 440 207 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, возникшего в связи с излишним перечислением платы за увеличение площади земельного участка на основании соглашения от 25.10.2017 № 158 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:898, находящегося в частной собственности.
Решением суда от 23 июля 2018 года исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что определение платы за перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, носит нормативный характер, выкупная стоимость таких участков является регулируемой и не может определяться по усмотрению сторон. В рассматриваемой ситуации размер платы определен на основании постановления правительства Вологодской области от 17.11.2014 № 1035 «Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких участков и земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области» (далее – Порядок № 1035) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором находится образованный в результате перераспределения земель земельный участок, а не из кадастровой стоимости образованного земельного участка. В связи с этим, как считает ответчик, положения абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), абзаца 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) не применяются к спорным правоотношениям и оснований для возврата денежных средств, уплаченных Обществом во исполнение условий соглашения от 25.10.2017 № 158, не имеется.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца с требованиями апеллянта не согласился по мотивам, изложенным в отзыве, просил отказать ответчику в удовлетворении жалобы.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:898, обратилось в Администрацию с заявлением от 23.08.2017 об образовании земельного участка путем перераспределения земельного участка, принадлежащего заявителю, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Администрация в письме от 06.09.2017 № 7-0-11/4222/10752 уведомила Общество о согласии на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:898, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, микр. «Зеленый город», площадью 13 246 кв. м, с видом разрешенного использования - «многоэтажные жилые дома», находящегося в собственности заявителя, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации от 17.03.2017 № 265 «Об утверждении проекта межевания территории микрорайона «Зеленый город» в границах Окружного шоссе – улицы Ильюшина – Автодороги Вологда – Новая Ладога».
На государственный кадастровый учет 17.10.2017 поставлен земельный участок с кадастровым номером 35:24:0403001:908, площадью 18 107 кв. м, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, с кадастровой стоимостью 201 975 980 руб. 06 коп.
Сторонами подписано соглашение от 25 октября 2017 года № 158 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:898, находящегося в частной собственности, по условиям которого стороны договорились образовать в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером 35:24:0403001:908, площадью 18 107 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, микр. «Зеленый город».
Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено, что размер платы, подлежащий внесению Обществом, определен на основании Порядка № 1035 и составляет 8 133 362 руб. 01 коп.
Согласно пункту 2.3 соглашения Общество вносит плату, установленную соглашением, в течение 10 дней со дня его подписания.
Во исполнение условий соглашения Общество по платежному поручению от 31.10.2017 № 20 перечислило Администрации 8 133 362 руб. 01 коп.
В дальнейшем Общество 12.12.2017 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:908.
Решением комиссии от 11.01.2018 № 42 в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, равной 42 046 138 руб.
Общество произвело перерасчет выкупной стоимости перераспределяемого участка исходя из установленной кадастровой стоимости в размере рыночной, которая составила 1 693 154 руб. 11 коп., что на 6 440 207 руб. 90 коп. ниже оплаченного в рамках заключенного соглашения.
В претензии от 26.03.2018 Общество просило Администрацию возвратить излишне внесенные денежные средства в сумме 6 440 207 руб. 90 коп.
Администрация в письме от 10.04.2018 № 7-0-11/4163/3886 отказала в возврате денежных средств.
Считая отказ Администрации в возврате излишне уплаченных денежных средств неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора признал исковые требования Общества правомерными.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены в статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением правительства Вологодской области от 17.11.2014 № 1035 утвержден Порядок № 1035, устанавливающий условия расчета платы за увеличение пощади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области.
Абзацем первым пункта 2 Порядка № 1035 предусмотрено, что при перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с земельным участком, находящимся в собственности Вологодской области, или земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, размер платы за увеличение площади земельного участка определяется как 15 % кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Вологодской области, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность.
При перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, размер платы за увеличение площади земельного участка определяется как 15 % кадастровой стоимости, рассчитанной путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором находится образованный в результате перераспределения земельный участок, на площадь земель, подлежащих передаче в частную собственность (абзац второй пункта 2 Порядка № 1035).
В рассматриваемой ситуации плата, подлежащая внесению Обществом, рассчитана Администрацией исходя из удельного показателя кадастровой стоимости вида разрешенного использования «многоэтажные жилые дома» для кадастрового квартала 35:24:0403001, в котором находится образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером 35:24:0403001:908, в размере 11 154 руб. 58 коп./кв. м, утвержденном приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206.
С учетом площади участка, подлежащего передаче в частную собственность в результате перераспределения, равной 4861 кв. м, выкупная цена составила 8 133 362 руб. 01 коп. (11 154 руб. 58 коп. х 4861 кв. м х 15 %).
Кадастровая стоимость вновь образованного при перераспределении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:908 также рассчитана из данного удельного показателя и составила 201 975 980 руб. 06 коп. (18 107 кв. м х 11 154 руб. 58 коп.)
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании абзаца пятого статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом установлено, что по заявлению ООО «Стройцентр» от 12.12.2017 решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 11.01.2018 № 42 в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:908 площадью 18 107 кв. м, установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, равной 42 046 138 руб.
Согласно пункту 28 Постановления № 28 определенная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ).
Принимая во внимание приведенные разъяснения Постановления № 28, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в связи с изменением кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка подлежит изменению плата, подлежащая внесению Обществом, за увеличение площади земельного участка.
Выкупная стоимость участка исходя из кадастровой стоимости, установленной на основании решения комиссии, составит по расчету истца 1 693 154 руб. 11 коп.
Обществом фактически внесена плата в размере 8 133 362 руб. 01 коп.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал с Администрации неосновательное обогащение в сумме 6 440 207 руб. 90 коп.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено оснований для ее удовлетворения.
Доводы, приведенные ответчиком, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на ином толковании апеллянтом норм земельного законодательства и иной правовой оценке обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 июля 2018 года по делу № А13-6163/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Чередина |
Судьи | Ю.В. Зорина А.В. Романова |