ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
28 августа 2019 года | г. Вологда | Дело № А13-6371/2019 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 июня 2019 года по делу № А13-6371/2019,
у с т а н о в и л:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологде Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – учреждение, управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СтройМонтажКомплект» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160009, Вологодская область, улица Челюскинцев, дом 32, офис 16; далее - общество) о взыскании финансовой санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в установленный срок за декабрь 2017 года на основании решения от 15.06.2018 № 045S19180007670 в сумме 500 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление учреждениярассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 мая 2019 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А13-6371/2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
По ходатайству учреждения судом 13.06.2019 изготовлено мотивированное решение.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что о смене фамилии Сверчковой Н.А на ФИО1 управлению стало известно 09.02.2018. Считает, что при наличии в представленных страхователем сведениях несоответствий между представленными сведениями, имеющимися у управления, страхователь обязан устранить такие расхождения.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.
Во исполнение обязанностей страхователя общество 12.01.2018 представило в управление сведения за декабрь 2017 года о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) в отношении 33 застрахованных лиц.
После проверки указанной формы СЗВ-М управлением в адрес общества направлен протокол проверки с уведомлением о том, что отчетность, представленная 12.01.2018 страхователем, принята частично ввиду наличия выявленных ошибочных данных по одному застрахованному лицу, а именно несоответствие данных о фамилии застрахованного лица ФИО1 (СНИЛС <***>) сведениям, указанным в страховом свидетельстве.
Обществом 12.02.2018 представлена дополняющая форма СЗВ - М на 1 застрахованное лицо - ФИО1 (СНИЛС <***>).
По результатам проверки дополнительно представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года управление пришло к выводу, что дополняющие сведения в отношении 1 застрахованного лица представлены заявителем с нарушением пятидневного срока для устранения имеющихся расхождений в представленных сведениях и передачи уточненных сведений, предусмотренного пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 № 766 Н (далее – Инструкция № 766Н).
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 28.04.2018 № 045S18180010070.
Решением управления от 15.06.2018 № 045S19180007670 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 500 руб.
В требовании от 13.07.2018 № 045S01180020645, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 31.07.2018.
Поскольку указанное выше требование в добровольном порядке обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, общество обязано было представить перечисленные сведения за декабрь 2017 года не позднее 15.01.2018 в отношении всех застрахованных лиц.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее – Постановление № 83п).
Этим постановлением в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
На основании положений Закона № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н) страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно пункту 37 Инструкции № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении 33 застрахованных лиц представлены обществом в установленный Законом срок.
Вместе с тем дополняющие сведения после получения протокола проверки с уведомлением о том, что отчетность, представленная 12.01.2018 страхователем, принята частично ввиду наличия выявленных ошибочных данных по одному застрахованному лицу, представлены обществом с нарушением установленного пунктом 37 Инструкции № 766н срока.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Из материалов дела следует, что исходные сведения на застрахованных лиц, в том числе на ФИО1, представлены обществом в установленный срок.
При этом на дату представления отчетности ФИО2 сменила фамилию на ФИО1, что подтверждается представленной в материалы дела копией паспорта (лист дела 48).
Как верно указал суд первой инстанции, постановлением № 83п не регламентировано, какую фамилию застрахованного лица страхователю следует указывать при заполнении формы СЗВ-М в случае смены сотрудником фамилии при получении им нового паспорта, но до получения им нового страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Из представленной в материалы дела копии паспорта следует, что 03.11.2017 ФИО1 выдан новый паспорт гражданина Российской Федерации, страховое свидетельство заменено после даты подачи сведений.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. При этом страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) действительно только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Довод апеллянта о том, что при наличии в представленных страхователем сведениях несоответствий между представленными сведениями, имеющимися у управления, страхователь обязан устранить такие расхождения, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное расхождение устранено путем подачи заявления от 08.02.2018 об обмене страхового свидетельства (лист дела 51).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что 12.01.2018 при представлении сведений по форме СЗВ-М общество правомерно указало фамилию застрахованного лица в соответствии с данными, содержащимися в паспорте.
В связи с получением протокола, в котором указана ошибка в фамилии лица при заполнении формы и необходимость повторного предоставления сведений, 12.02.2018 обществом направлены сведения СЗВ-М с типом формы «дополняющая». В данном случае действия страхователя по предоставлению дополнительного отчета вызваны требованием управления, содержащимся в протоколе приема первоначальной исходной формы СЗВ-М, об указании фамилии застрахованного лица в соответствии со страховым свидетельством, в то время как указанные данные о фамилии являлись достоверными на момент отправки указанной формы.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Суд первой инстанции пришел правомерному выводу о том, что указание управлением в протоколе на расхождения между данными в индивидуальных сведениях и отчетности не свидетельствует о недостоверности представленной страхователем информации с учетом того, что речь идет об одном и том же застрахованном лице (с указанием страхового номера индивидуального лицевого счета).
Как верно отметил суд первой инстанции, при правильно указанном СНИЛС в индивидуальных сведениях, расхождение иных сведений не препятствует идентификации лица и размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов, не свидетельствует о представлении неполных либо недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Поскольку оснований для привлечения общества к ответственности не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 июня 2019 года по делу № А13-6371/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.А. Алимова |