ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-6776/19 от 18.02.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 февраля 2020 года

Дело №

А13-6776/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «СМУ-8» ФИО1 (доверенность от 17.02.2020), от акционерного общества «Вологодская Областная Энергетическая Компания» ФИО2 (доверенность от 01.01.2020 № 20/30),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СМУ-8» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу № А13-6776/2019,

                                    у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «СМУ-8», адрес: 160000, <...>/2,                        ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к акционерному обществу «Вологодская Областная Энергетическая Компания», адрес: 160014, <...>, ОГРН <***>,          ИНН <***> (далее – Компания), с требованием о понуждении уменьшить стоимость технологического присоединения к электрическим сетям путем исключения из размера платы расходов на строительные работы в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением от 21.06.2019, оставленным без изменения постановлением от 12.09.2019, в иске отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.06.2019 и постановление от 12.09.2019, иск удовлетворить.

По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 № 1116 «О внесении изменений в основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Постановление № 1116), устанавливающий, что с 01.10.2017 в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов до присоединяемых объектов, распространяет свое действие на ранее заключенные договоры технологического присоединения. В связи с этим при исполнении спорного договора с 01.01.2017 размер платы за технологическое присоединение подлежит корректировке с учетом названных изменений вне зависимости от размера платы, определенного договором и дополнительным соглашением от 24.03.2017 № 1. Условия Договора в части, не соответствующей пункту 87 Основ ценообразования № 1178 в действующей редакции ничтожны в силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Компания (сетевая организация) и Общество (заявитель) заключили договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.09.2016  (далее – Договор), по которому сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя: вводно-распределительное устройство (далее - ВРУ) 0,4 кВ, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 30 кВт; категория надежности – III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ; а заявитель - оплатить расходы на технологическое присоединение.

Размер платы за технологическое присоединение определен сторонами в пункте 3.1 Договора и составляет 363 383 руб. 78 коп.

Компания 13.12.2016 выдала Обществу новую редакцию технических условий присоединения к электрическим сетям, которыми предусмотрена максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя – 48 кВт; категория надежности – II.

Стороны подписали дополнительное соглашение от 24.03.2017 № 1 к Договору (далее – дополнительное соглашение № 1), которым изменена максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя и категория надежности в соответствие с новой редакцией технических условий, а также согласован новый размер платы за технологическое присоединение, который составил 724 821 руб. 70 коп.

Плата определена на основании приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 09.12.2015 № 747 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям акционерного общества «Вологдаоблэнерго» на уровне напряжения ниже 35 кВ и максимальной мощности менее 8900 кВт на 2016 год» (далее – Приказ РЭК от 09.12.2015 № 747).

Акт о выполнении технических условий подписан сторонами 27.12.2018.

Общество, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением № 1116 с 01.10.2017 в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью менее чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, обратилось к Компании с письмом от 14.02.2019, предложив пересчитать размер платы за технологическое присоединение, исключив из расчета расходы, связанные со строительными работами. Однако указанное письмо оставлено Компанией без удовлетворения.

Ссылаясь  на то, что фактически технологическое присоединение по Договору осуществлялось позднее 01.10.2017, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по тарифам, устанавливаемым уполномоченными на то государственными органами.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).

В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ          «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию.

Согласно подпункту «д» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила      № 861), размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, должен указываться в договоре как его существенное условие.

При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что правомерность размера платы за технологическое присоединение, определенного в пункте 3.1 Договора и дополнительного соглашения № 1, на момент их заключения ответчик не оспаривает.

Размер платы за технологическое присоединение определен в Договоре и дополнительном соглашении № 1 на основании Приказа  РЭК от 09.12.2015          № 747.

В соответствии с пунктом 5.1 Договор может быть изменен по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 ГК РФ, суды пришли к выводу о том, что истец не представил доказательств наличия оснований для изменения условий Договора в части определения размера платы за технологическое присоединение в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 (в редакции, действовавшей на момент определения сторонами в Договоре и в дополнительном соглашении № 1 к нему платы за технологическое присоединение), в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение  организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения и расходов на строительство объектов электросетевого от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Аналогичные положения содержались в Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012     № 209-э/1, действовавшим на момент заключения сторонами Договора (далее – Методические указания), которые определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.

Постановлением № 1116 пункт 87 Основ ценообразования № 1178 дополнен текстом следующего содержания: «С 01.10.2017 в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики».

Аналогичные дополнения внесены приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2014 № 1198-э в пункт 10 Методических указаний, которыми руководствуется регулирующий орган при установлении размера платы за технологическое присоединение.

Поскольку размер платы за технологическое присоединение Обществу был определен в соответствии с тарифными ставками, утвержденными Приказом  РЭК от 09.12.2015 № 747, то оснований для исключения из состава платы с 01.10.2017 расходов, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в рассматриваемом случае не имеется. Данные расходы не будут учитываться регулирующим органом в соответствии с Постановлением    № 1116 и Методическими указаниями при установлении величины стандартизированных тарифных ставок и состава расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям для соответствующих потребителей, с 01.10.2017. Величину стандартизированных тарифных ставок и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, при  ее формировании определяет  уполномоченный регулирующий орган; ответчик их не устанавливает.

Изменение с 01.10.2017 Основ ценообразования № 1178 при формировании платы за технологическое присоединение не влечет пересмотра платы за технологическое присоединение, определенной в Договоре и дополнительном соглашении № 1 на основании соответствующего решения уполномоченного органа, принятого до этой даты.

Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что в силу статьи 6 Закона № 36-ФЗ, в соответствии с которой утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу, плата, определенная в Договоре, должна быть уменьшена. Названный довод основан на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в иске.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                            п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу № А13-6776/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СМУ-8» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Михайловская

Судьи

А.А. Кустов

 В.К. Серова