ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-6809/19 от 11.11.2019 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 ноября 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-6809/2019

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,

при участии от производственного кооператива «Вологодский молочный комбинат» ФИО1 по доверенности от 30.11.2018 № 71, от Департамента экономического развития Вологодской области  ФИО2 по доверенности от 07.05.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2019 года по делу                             № А13-6809/2019,

у с т а н о в и л:

производственный кооператив «Вологодский молочный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – кооператив, ПК «ВМК»)  обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту экономического развития Вологодской области                                  (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее - департамент) о признании незаконным решения от 20.02.2019 № 07-0945/2019.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – МИФНС №11, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2019 года по делу № А13-6809/2019 признано не соответствующим Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее -  Закон № 171-ФЗ) и незаконным решение департамента от 20.02.2019 № 07-0945/2019. На департамент возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов кооператива путем возврата государственной пошлины в сумме 325 000 руб., уплаченной по платежному поручению от 16.01.2019 № 420. Кроме того, с департамента в пользу                        ПК «ВМК» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования департамента удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Ссылаясь на положения статьи 19 Закона № 171-ФЗ, указывает, что не вправе запрашивать дополнительные документы.  Решение об отказе в продлении лицензии от 20.02.2019 № 07-0945/2019 вынесено на основании информации, полученной от МИФНС № 11, об имеющейся у кооператива задолженности.

Кооператив в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

МИФНС № 11 отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Налоговый орган  надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, ПК «ВМК» имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 31.01.2016                     № 35РПА0000944 со сроком действия до 02.03.2019 (далее – лицензия).

Кооператив 31.01.2019 обратился в департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии (том 1, лист 86).

В рамках проведенной проверки департаментом в налоговый орган направлен запрос о наличии (отсутствии) у заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов на 01.01.2019 и на дату подачи заявления (том 1, листы 133,134).

Согласно ответу инспекции по состоянию на 01.01.2019 и на дату подачи заявления у кооператива имеется задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.

Получив от МИФНС № 11 информацию о наличии у кооператива задолженности и руководствуясь подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Закона 171-ФЗ, департамент принял решение от 20.02.2019 № 07-0945/2019 об отказе кооперативу в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Не согласившись с таким решением департамента от 20.02.2019                           № 07-0945/2019, кооператив оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.

В силу подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в частности, наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по запросу лицензирующего органа.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что основанием для отказа может являться наличие имеющейся на первое число месяца задолженности, не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

Действительно, согласно справке инспекции о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2019 у кооператива имелась задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 381 456, 62 руб. (на страховую часть) и в сумме 102 201, 67 руб. (доп. тариф на выплату страховой пенсии), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 86 333, 27 руб.

Во исполнение решения государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Вологде от 15.11.2018 № 045V12180000201 (далее – решение от 15.11.2018) кооперативу выставлено требование № 647 об уплате   налогов, сборов, страховых взносов по состоянию на 11.01.2019 в общей сумме  864 284, 98 руб. в срок до 31.01.2019.

Вместе с тем до даты обращения с заявлением в департамент (31.01.2019) платежными поручениями от 29.01.2019 № 1063, 1053, 1054, 1044, 1049, 1064, 1055, 1060, 1050, 1051, 1065, 1061, 1062, 1052, 1043 кооператив погасил указанную в требовании № 647 задолженность.

Кроме того, в материалах дела усматривается, что кооператив 03.12.2018 обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения от 15.11.2019 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 381 765, 95 руб., пеней в сумме 39 481, 22 руб. и штрафа 76 353, 19 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 91 962, 60 руб., пеней в сумме 9 295, 15 руб. и штрафа в сумме 18 392, 52 руб., а также в части штрафа за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 20 440, 33 руб. (дело № А13-19982/2018).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.02.2019 признано не соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и недействительным решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от 15.11.2018 № 045V12180000201 в части доначисления ПК «ВМК» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 381 765, 95 руб., пеней в сумме 39 481, 22 руб. и штрафа в сумме                76 353, 19 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 91 962, 60 руб., пеней в сумме 9 295, 15 руб. и штрафа в                                    сумме 18 392, 52 руб., а также в части штрафа за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 10 220,17 руб. В удовлетворении остальной части заявленных  требований отказано.

В справке инспекции на 31.01.2019 отражено наличие задолженности по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 2 650, 47 руб., из них: 1 773, 78 руб. пени на сумму недоимки                   381 456, 62 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование),  475, 24 руб. на сумму недоимки 102 201,67 руб. (страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации  по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии), 401,45 руб. на сумму недоимки 86 333, 27 руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование), которая образовалась в период с 12.01.2016 по 30.01.2016 в связи с несвоевременным погашением задолженности по требованию № 647 (том 2, листы 12-13, 27-29).

Вместе с тем данная задолженность на 01.01.2019 у кооператива также отсутствовала и в справке по состоянию на эту дату не была отражена,   самостоятельно рассчитать данную задолженность с учетом автоматического зачета программным комплексом переплаты в сумме 309,33 руб. кооператив не имел возможности.

Помимо того, как отмечалось ранее, у кооператива отсутствовала и фактическая обязанность по уплате пеней в отраженном в справке по состоянию на 31.01.2019 размере, поскольку доначисление недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафных санкций в указанном выше размере решением от 15.11.2018 произведено неправомерно, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.02.2019 по делу № А13-19982/2018 (том 2, листы 19-25).

Несмотря на это, пени в общей сумме 2 650, 47 руб. во избежание негативных последствий уплачены кооперативом 08.02.2019 платежными поручениями № 1685, 1683, то есть до вынесения оспариваемого решения департамента (20.02.2019).

Кроме этого, согласно справке инспекции, акту совместной сверки расчетов по состоянию на 31.01.2019 на дату подачи заявления в департамент  у кооператива имелась переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 22 768,01 руб.,  по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 5 629, 33 руб.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные кооперативом требования, поскольку установлена незаконность оспариваемого решения об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 20.02.2019 № 07-0945/2019.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы департамента не могут быть приняты, поскольку лицензирующий орган обязан был выяснить правовую природу платежей, по которым, согласно представленным инспекцией сведениям, у кооператива имелась задолженность, и период ее возникновения, однако этого им сделано не было.

Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 310-КГ18-7101 следует, что с должностных лиц лицензирующего органа не снимается обязанность правильно устанавливать состояние расчетов с бюджетом по результатам анализа информации, представляемой заявителем и (или) полученной от налоговых органов в порядке межведомственного взаимодействия. Иной подход по существу означал бы, что на лицо, обращающееся за предоставлением государственной услуги, возлагается бремя негативных последствий ненадлежащего выполнения своих обязанностей органами государственной власти, что приводило бы к нарушению права на своевременное получение государственной услуги, гарантированного частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Решение судом принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2019 года по делу № А13-6809/2019оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева