ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
25 октября 2016 года | г. Вологда | Дело № А13-7111/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2016 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2016 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества ФИО1 по доверенности от 08.01.2016, ФИО2 по доверенности от 25.01.2016, от Департамента ФИО3 по доверенности от 08.09.2016, от третьего лица ФИО4 по доверенности от 11.01.2016, ФИО5 по доверенности от 10.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июля 2016 года по делу № А13-7111/2016 (судья Парфенюк А.В.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (место нахождения: 150040, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее - общество, ОАО «ТГК-2») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 16.05.2016 № 13-0-4/3137/5849 отказа Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (место нахождения: 160000, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Департамент) в принятии решения об утрате муниципальным унитарным предприятием «Вологдагортеплосеть» статуса единой теплоснабжающей организации.
В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать Департамент в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об утрате муниципальным унитарным предприятием «Вологдагортеплосеть» статуса единой теплоснабжающей организации.
В порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом принято изменение наименования заинтересованного лица на Департамент городского хозяйства администрации города Вологды.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Вологдагортеплосеть» (место нахождения: 160000, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее - предприятие, МУП «Вологдагортеплосеть»).
Решением суда от 06 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Департамент и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Вологды от 03.06.2014 № 3911 МУП «Вологдагортеплосеть» определено единой теплоснабжающей организацией. Границы зон деятельности предприятия установлены применительно к источникам тепловой энергии, указанным в пунктах 1-39 таблицы 8.1 Схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Вологда» до 2028 года, утвержденной названным постановлением, в число которых входит Вологодская ТЭЦ ГУ ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону, Советский проспект, 141а (пункт 1 таблицы 8.1).
ОАО «ТГК-2» обратилось к главе города Вологды с заявлением от 25.04.2016 № 1000-27/002491 с просьбой принять решение об утрате предприятием статуса единой теплоснабжающей организации в связи с систематическим неисполнением и ненадлежащим исполнением предприятием обязательств, предусмотренных условиями заключенного между ОАО «Вологдаэнерго» - правопредшественником ОАО «ТГК-2» (продавец) и МУП «Вологдагортеплосеть» (перепродавец) договора от 20.02.2000 № 403 на теплоснабжение в горячей воде, поскольку предприятие систематически более 3 раз в течение 12 месяцев на момент подачи заявления не исполняло свои обязательства по оплате за теплоснабжение. В подтверждение данных обстоятельств заявитель сослался на решения Арбитражного суда Вологодской области от 10 апреля 2015 года по делу № А13-1899/2015, от 10 февраля 2016 года по делу № А13-374/2016, от 12 февраля 2016 года по делу № А13-14464/2015.
Заявление от 25.04.2016 подписано управляющим директором Главного управления ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону.
Департамент, рассмотрев заявление общества, оставил его без удовлетворения, поскольку Главное управление ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону не является стороной договора теплоснабжения и лицом, права и законные интересы которого систематически были нарушены МУП «Вологдагортеплосеть» (письмо от 16.05.2016 № 13-0-4/3137/5849).
Не согласившись с отказом Департамента в принятии решения об утрате предприятием статуса единой теплоснабжающей организации, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований на основании того, что заявление от 25.04.2016 подано руководителем обособленного подразделения общества без предоставления документов, подтверждающих его полномочия действовать от имени юридического лица.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 названного Закона органам местного самоуправления предоставлены в сфере теплоснабжения полномочия по утверждению схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4, пунктом 15 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, в схему теплоснабжения включается, в числе прочих, раздел 8 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)», который определяет единую теплоснабжающую организацию (организации) и границы зон ее деятельности.
Согласно положениям подпункта «а» пункта 17 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений:
а) утверждает схему теплоснабжения;
б) направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для утверждения проект схемы теплоснабжения в электронной форме, а также протоколы публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту (для поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, городов федерального значения);
в) возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний.
Пунктом 12 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), предусмотрено, что единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:
- заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
- заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;
- заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В силу абзаца второго пункта 13 Правил № 808 организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случае систематического (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнения или ненадлежащее исполнения обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 настоящих Правил. При этом факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
В соответствии с пунктом 14 Правил № 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
Согласно пункту 16 данных Правил уполномоченный орган обязан принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
Суд первой инстанции посчитал, что Правилами № 808 не предусмотрена возможность принятия уполномоченным органом решения об утрате статуса единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 Правил, в отсутствие такого заявления со стороны лица, чьи права и законные интересы нарушены. Поскольку заявление от 25.04.2016 подписано управляющим директором Главного управления ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону ФИО6 без предоставления документа, подтверждающего его по полномочия для подписания данного заявления от имени юридического лица, суд первой инстанции сделал вывод о не доказанности наличия у Департамента оснований рассматривать такое заявление.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку из указанных выше норм не следует, что юридическое лицо обязано подавать в уполномоченный орган какое-либо заявление о принятии решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации, при этом подписанное уполномоченным лицом.
Положениями пункта 14 Правил № 808 предусмотрено, что лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации, что в данном случае и было сделано обществом.
Департаментом не оспорено, что права и интересы ОАО «ТГК-2» в состав которого входит Главное управление по Верхневолжскому региону, на момент подачи обществом заявления были нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, что также подтверждается представленными вместе с заявлением решениями Арбитражного суда Вологодской области.
При этом согласно Положению о Главном управлении ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону, утвержденному в новой редакции приказом ОАО «ТГК-2» от 23.04.2015 № 98, Главное управление является обособленным подразделением ОАО «ТГК-2», в состав управления входит Вологодская ТЭЦ, с которой осуществляется теплоснабжение в соответствии с заключенным договором № 403.
В связи с этим Департамент неправомерно не рассмотрел информацию, содержащуюся в заявления от 25.04.2016 поданным Главным управлением ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону.
В то же время, как следует из указанных выше норм, решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации может быть принято в случае систематического, а именно 3 и более раза в течение 12 месяцев неисполнения или ненадлежащее исполнения обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 Правил № 808. При этом факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
Обществом заявлены требования о признании незаконным отказа Департамента в принятии решения об утрате МУП «Вологдагортеплосеть» статуса единой теплоснабжающей организации. В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать Департамент в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об утрате МУП«Вологдагортеплосеть» статуса единой теплоснабжающей организации.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что общество обязано доказать нарушение своих прав и интересов, а именно систематическое 3 и более раза в течение 12 месяцев неисполнение или ненадлежащее исполнение предприятием своих обязательств по договору на теплоснабжение на момент принятия судебного акта.
Как следует из пояснения лиц, участвующих в деле, задолженность предприятия перед обществом по оплате за теплоснабжение на настоящий момент отсутствует. Решения Арбитражного суда Вологодской области, послужившие основанием для обращения с заявлением в Департамент, полностью исполнены.
При этом, исходя из указанных решений, задолженность по оплате теплоснабжения установлена за январь, апрель, ноябрь и декабрь 2015 года.
В связи с этим на настоящий момент у Департамента отсутствуют основания для принятия решения об утрате предприятием статуса единой теплоснабжающей организации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июля 2016 года по делу № А13-7111/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.Н. Осокина |
Судьи | Н.В. Мурахина В.И. Смирнов |