ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
15 августа 2022 года | г. Вологда | Дело № А13-7975/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» представителя ФИО1 по доверенности от 27.12.2021 № 186д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»на решение Арбитражного суда Вологодскойобласти от 24 мая 2022 года по делу № А13-7975/2021 ,
у с т а н о в и л :
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; адрес: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; далее – Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (ОГРН 1027739550156,ИНН 7705395248; адрес: 125375, Москва, Дегтярный пер., д. 8, стр. 3; далее – Учреждение)о возложении обязанности подписать акты приема-передачи недвижимого имущества в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Здание Городской думы с пожарной каланчой, 1-я пол. XIX века», общей площадью 253,9 кв. м, с кадастровым номером 35:19:0103001:66, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Устюжна, пл. им. Жертв Революции, д. 1 (уточненный адрес: Вологодская обл., г. Устюжна, Соборная пл., д. 1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске на основании неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела. Согласно пункту 20 устава Учреждения его целью является обеспечение сохранения, эффективного использования и популяризации объектов культурного наследия. Ввиду тяжелой экономической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, Учреждение сообщило Территориальному управлению об отсутствии своего согласия на закрепление за ним спорного объекта. Передача объекта, находящегося в руинированном состоянии и не пригодного для вовлечения в хозяйственный оборот, негативно скажется на реализации Учреждением полномочий по обеспечению сохранности объекта. На основании положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бюджетное учреждение вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Учреждение, действуя законно и добросовестно, приняло решение об отказе от принятия спорного объекта в оперативное управление, о чем информировало истца. Однако Территориальное управление закрепило за Учреждением здание и зарегистрировало право оперативного управления на него по своей инициативе, против воли Учреждения, без согласования с Министерством культуры Российской Федерации.
Представитель Учреждения в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы жалобы, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений Вологодской области в отзыве на апелляционную жалобу просит рассмотреть жалобу в его отсутствие, оставляет вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда.
Министерство культуры Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы поддержало.
Территориальное управление, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав представителя Учреждения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, объект недвижимости – нежилое одноэтажное здание бывшей городской думы спожарной каланчой, площадью 253,9 кв. м,расположенное по адресу: <...> (уточненный адрес: <...>), с кадастровым номером 35:19:0103001:66, – принадлежит на праве собственности Российской Федерации (зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее –ЕГРН) 24 июля 2012 года, запись о регистрации № 35-35-21/005/2012-106).
Данное здание является объектом культурного наследия федерального значения«Здание Городской думы с пожарной каланчой, 1-я пол. XIX в.», поставленопод государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического икультурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Распоряжением Территориального управления от 24.03.2021 № 35-138-р«О закреплении недвижимого имущества, расположенного по адресу:<...> (уточненныйадрес: <...>) на правеоперативного управления за федеральным государственным бюджетнымучреждением культуры «Агентство по управлению и использованиюпамятников истории и культуры» (далее – Распоряжение) нежилое зданиебывшей городской думы с пожарной каланчой закреплено на правеоперативного управления за Учреждением.
На основании данного распоряжения в ЕГРН 05 апреля 2021 годавнесена запись о государственной регистрации права оперативного управления ответчика на указанныйобъект.
Письмом от 08.04.2021 № 35-ЛЕ-02/2910 Территориальное управление направило в адрес Учреждения Распоряжение и акт приема-передачи недвижимого имущества.
Письмом от 29.04.2021 № 1446/7 Учреждение отказало в подписании актаприема-передачи со ссылкой на то, что письмами от 23.09.2020 № 2997/7 и от 26.10.2020 № 3487/7 уведомляло Территориальное управление о невозможности принять объект (по причине нахождения объекта в неудовлетворительномсостоянии и отсутствия денежных средств на ремонтно-восстановительныеработы).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2021года по делу № А13-8577/2021, оставленным без изменения постановлениемЧетырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2022 года,Учреждению отказано в удовлетворении требований о признаниинедействительным Распоряжения.
Ссылаясь на то, что здание подлежит передаче на баланс ответчика по акту приема-передачи, однако Учреждение неправомерно отказалось от подписания акта, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, признал исковые требования обоснованными по праву и удовлетворил их.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Пунктом 1 статьи 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью вРоссийской Федерации является имущество, принадлежащее на правесобственности Российской Федерации (федеральная собственность), иимущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РоссийскойФедерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения,автономной области, автономным округам (собственность субъектаРоссийской Федерации).
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат прававладения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственниквправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего емуимущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовымактам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, втом числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам,передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования ираспоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять егодругими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся вгосударственной собственности, закрепляется за государственнымипредприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение всоответствии с названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенноепредприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативногоуправления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах,установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,назначением этого имущества и, если иное не установлено законом,распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения илиправо оперативного управления имуществом, в отношении которогособственником принято решение о закреплении за унитарным предприятиемили учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с моментапередачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовымиактами или решением собственника.
В силу положений пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В материалах дела усматривается, что 05.04.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области произведена государственная регистрация права оперативного управления Учреждения в отношении указанного имущества.
Территориальным управлением в адрес Учреждения направлен акт приема-передачи объекта, однако данный акт ответчиком не подписан.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве поуправлению государственным имуществом, утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение), предусмотрено, что Федеральноеагентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Росимущество осуществляетсвою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы иподведомственные организации во взаимодействии с другими федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
В силу пункта 5.22 Положения Росимущество закрепляет находящееся вфедеральной собственности имущество на праве оперативного управленияфедеральных государственных учреждений, а также без согласияфедеральных министерств, руководство деятельностью которыхосуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб ифедеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководстводеятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации,производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемогоили используемого не по назначению имущества, закрепленного на правеоперативного управления указанных учреждений.
На основании пункта 4.1.9 Положения о Территориальном управлении,утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278 «Ореорганизации территориальных управлений Федерального агентства поуправлению государственным имуществом», Территориальное управление самостоятельно закрепляет находящееся вфедеральной собственности имущество на праве оперативного управления сцелью размещения территориальных органов федеральных органовгосударственной власти и подведомственных им федеральныхгосударственных учреждений на территории соответствующего субъектаРоссийской Федерации, а также производит в установленном порядкеизъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначениюимущества, закрепленного на праве оперативного управления затерриториальными органами федеральных органов государственной власти иподведомственными им федеральными государственными учреждениями, изакрепление данного имущества за иными территориальными органамифедеральных органов государственной власти и подведомственными имфедеральными государственными учреждениями.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации игосударственной охраны объектов культурного наследия (памятников историии культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный законот 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятникахистории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурногонаследия независимо от категории их историко-культурного значения могутнаходиться в федеральной собственности, собственности субъектовРоссийской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок неустановлен федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона № 73-ФЗ особенностивладения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия,включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследияопределяются настоящим Законом, гражданским законодательствомРоссийской Федерации, градостроительным законодательством РоссийскойФедерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 48 Закона № 73-ФЗ распоряжение объектомкультурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектомкультурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владенияи (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации при условии выполнениятребований настоящего Закона.
В пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в случае,если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен направе хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарномупредприятию или учреждению, охранное обязательство подлежитвыполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно пункту 1 устава Учреждения, утвержденного приказомМинистерства культуры Российской Федерации от 09.09.2011 № 920,Учреждение является некоммерческой организацией, созданной дляобеспечения выполнения функций, связанных с управлением, сохранением,популяризацией и использованием объектов культурного наследия.
На основании пункта 3 устава функции и полномочия учредителя вотношении Учреждения осуществляются Министерством культурыРоссийской Федерации.
Пунктом 11 устава предусмотрено, что Учреждение владеет, пользуетсяимуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, впределах, установленных законом, в соответствии с целями своейдеятельности, назначением этого имущества и, если иное не установленозаконом, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства культурыРоссийской Федерации в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
В силу пункта 20 устава целями Учреждения являются: обеспечениесохранения, эффективного использования и популяризации объектовкультурного наследия (памятников истории и культуры) народов РоссийскойФедерации, независимо от их категории историко-культурного значения, в томчисле вновь выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 5.4.1 Положения о Министерстве культурыРоссийской Федерации, утвержденного постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культурыРоссийской Федерации», Министерство культуры Российской Федерации осуществляет впорядке и пределах, определенных федеральными законами, актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных иказенных учреждений, а также полномочия собственника в отношениифедерального имущества, необходимого для обеспечения исполненияфункций федеральных органов государственной власти в установленнойпунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числеимущества, переданного подведомственным федеральным государственнымунитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям иказенным предприятиям.
Пунктом 7 Поручения первого заместителя Председателя ПравительстваРоссийской Федерации от 20.07.2012 № ИШП44-4173 (далее – Поручение)Росимуществу, Министерству культуры Российской Федерации предложено в трехмесячный срокобеспечить передачу в оперативное управление Учреждениюобъектов культурного наследия, прошедших разграничение собственности,отнесенных к федеральной собственности и не используемых в настоящеевремя федеральными органами исполнительной власти и федеральными учреждениями, а также объектов культурного наследия, ранее переданных органами Росимущества федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Росимущества или без ведомственной принадлежности.
На основании указанных положений суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Учреждение является юридическим лицом,обладающим специальной правоспособностью, созданным специально в целяхобеспечения сохранения, эффективного использования и популяризацииобъектов культурного наследия.
В связи с этим именно в его компетенции находится владение, пользование спорным объектом культурного наследия и обеспечение его содержания.
Доводы ответчика о том, что зданиенаходится в неудовлетворительном состоянии, у Учреждения отсутствуетфинансирование на проведение консервационных и противоаварийных работ,закрепление за Учреждением объекта культурного наследия осуществлено вотсутствие согласия Учреждения и Министерства культуры Российской Федерации, обоснованно отклонены в решении судакак не соответствующие целям уставной деятельности Учреждения игарантиям обеспечения сохранности объектов культурного наследия (статья 7Закона № 73-ФЗ). Принятие объекта культурного наследия подохрану и его сохранение являются обязанностью Учреждения в силуделегированных ему полномочий, а невыполнение такой обязанности влечетнарушение прав собственника объекта культурного наследия – РоссийскойФедерации и публичных интересов в сфере охраны объектов культурногонаследия.
Таким образом, с учетом установленных фактических обстоятельств и положений названных норм права при передаче Учреждению в оперативное управление спорных объектов у Учреждения возникла обязанность по принятию недвижимого имущества. Правовые основания для уклонения от подписания актов приема-передачи недвижимого имущества у Учреждения отсутствовали.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодскойобласти от 24 мая 2022 года по делу № А13-7975/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.В. Зрелякова |
Судьи | А.Я. Зайцева Н.В. Чередина |