ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-8259/20 от 27.01.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 января 2022 года

Дело №

А13-8259/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от акционерного общества «Онегалеспром» Горбуновой Ю.А. (доверенность от 14.01.2022),

рассмотрев 26.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Онегалеспром» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу № А13-8259/2020,

                                               у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Онегалеспром», адрес: 162900, Вологодская обл., г. Вытегра, Ленинградский тракт, д.26, ОГРН 1023502089467,                  ИНН 3508003230 (переименовано на акционерное общество «Онегалеспром»; выписка из ЕГРЮЛ от 28.09.2021, заявление)  (далее – АО «Онегалеспром», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее – Рослесхоз) и Департаменту лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее – Департамент) о признании незаконным бездействия ответчиков в непринятии мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) о наличии статуса особозащитных участков (далее - ОЗУ) «исключенные из РГП» и «леса спецназначения» в границах лесного участка, предоставленного истцу на праве аренды, и возложении обязанности на ответчиков устранить допущенные нарушения путем принятия мер, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, а именно: обязать Рослесхоз упразднить статус ОЗУ «исключенные из РГП» и ОЗУ «леса спецназначения», присвоенный отдельным выделам лесного участка общей площадью 5448,80 га, переданного Обществу по договору аренды от 12.11.2008 № 02-02-16/267-2008 (далее - договор аренды); возложить на Департамент обязанность внести изменения в ГЛР в части исключения сведений о статусе ОЗУ «исключенные из РГ» и «леса спецназначения», присвоенного отдельным выделам лесного участка общей площадью 5448,80 га, переданного Обществу по названому договору аренды (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее -                 АПК РФ).

Решением суда от 30.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.11.2021, в удовлетворении иска Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить иск. Как на обоснование необходимости внесения испрашиваемых изменений, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, Общество указывает на то, что ответчики не представили достоверную и исчерпывающую информацию когда и на каком основании в ГЛР (до его введения - в данных государственного лесного учета) появилась информация о присвоении части арендуемых истцом лесных участков статуса ОЗУ «исключенные из РГП» и «леса спецназначений», при этом такой статус как «исключенные из РГП» ни действующим законодательством, ни законодательством, действовавшим на момент лесоустройства Вытегорского лесничества в 1994 и 1999 г.г. не был предусмотрен. Более того, в протоколах первых лесоустроительных совещаний в перечнях ОЗУ не значатся участки «исключенные из РГП», не указаны сведения о таких участках и в таксационном описании арендуемого участка.

Общество настаивает на том, что внесение соответствующих изменений в ГЛР должно быть осуществлено путем устранения ошибки, а не путем внесения изменений в сведения. Податель жалобы также обращает внимание на то, что со своей стороны Департамент не выполнил мероприятия, направленные на актуализацию данных лесоустройства в Вытегорском лесничестве, что установлено решением Вытегорского районного суда от 25.11.2019 по делу                  № 2а-450/2019.

От Департамента поступил отзыв на жалобу, в котором его податель не согласился с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Представители Рослесхоза и Департамента, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество (арендатор) и Департамент (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка от 12.11.2008 № 02-02-16/267-2008.

Согласно пункту 2 договора арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 249419,7 га, расположенный по адресу: Вологодская область, Вытегорский муниципальный район, Вытегорский районный отдел - государственное лесничество: Лемское участковое лесничество, кварталы № 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 22-26, 27ч, 35-37, 49-51, 69, 70, 71, 75-77, 82-84 (целевое назначение - защитные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы № 37ч, 50ч, 51, 52ч, 60ч, 70-73, 74ч, 75ч, 76ч, 79, 92-94, 96, 97,108ч, 109-110, 111ч, 117ч, 128, 129ч, 137ч, 138ч, 139-143 (целевое назначение - защитные леса); Ладвозерское участковое лесничество, кварталы № 58ч, 88, 89 (целевое назначение - защитные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы № № 1ч, 2ч, Зч, 5ч, 6ч, 7ч, 11ч, 21ч (целевое назначение - защитные леса); Оштинское участковое лесничество (СПК «Большевик»), кварталы № 36, 39, 41-44, 84, 87, 88, 91, 97-101, 103, 107, 111- 113 (целевое назначение - защитные леса); Ковжинское участковое лесничество ООО «Восток», кварталы № 20-22, 30-33, 39-42, 44-49, 54-55, 73, 81ч, 84ч, 91ч, 92ч, 93ч, 96, 97, 105ч, 124, 127, 130-132, 134ч, 135ч, 136ч, 138-141 (целевое назначение - защитные леса); Педажезерское участковое лесничество, кварталы № 116-118, 122-1224, 131-134 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Лемское участковое лесничество, кварталы № 1-9, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15- 21, 27ч, 28-34, 40-42 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество, кварталы № 1-3, 22, 24, 26-28, 32-34, 37, 39-41, 49- 53, 59-59, 63-64, 70-72, 78-110, 112-128, 130-156 (целевое назначение - эксплуатационные леса; Мегорское участковое лесничество, кварталы № 84- 86 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы № 1-12, 14-21, 23-26, 29-35, 37-42, 45-50, 52-57, 60-66, 68-69, 74-78, 80-90, 98-108, 111-127, 129-138 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Ладвозерское участковое лесничество, кварталы № 1-5, 8-17, 31, 39-42, 58, 67-70, 94-98, 112, 113, 115-124, 137-149, 157-166, 175- 181, 190, 191-200, 208-215 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы № 1-9, 11-35, 37-65 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Андомское участковое лесничество, кварталы № 2, 4 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Вытегорское участковое лесничество (СПК «Зори»), кварталы № 1-5, 37, 47-49, 72-76, 96- 100, 102, 103, 105-117, 121, 123-127, 131-135, 139, 140, 142-144, 146-148, 152- 154, 158, 170, 173, 174, 178-180, 182, 183, 185, 208, 216 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество (АО «Вытегорское»), кварталы № 35-44, 56-60, 71, 80, 84-98 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество (к-з «Мегра»), кварталы № 42-47, 50-52, 55-57, 64, 66-68, 71-84, 86-90, 93-96, 98-101 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Оштинское участковое лесничество (СПК «Большевик»), кварталы № 11-13, 18-20, 27-28, 31, 36, 37, 41-44, 48, 50-54, 58, 60-82, 87, 88, 91, 93, 97, 98, 101, 104, 107, 109, 115 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Андомское участковое лесничество (ООО «Андома»), кварталы № 33-39, 45, 47-50, 58-62, 66-71, 75-77, 82-85, 89-92, 95- 97, 104-107, 114, 115, 121-123, 130, 134, 135, 137, 139, 140, 141, 143, 144, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 156, 159, 161, 163, 165, 167, 168, 170, 171, 177, 181, 182, 184 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Ковжинское участковое лесничество ООО «Восток», кварталы № 1-19, 23-29, 32-39, 42-43, 50-53, 56-58, 68ч, 69, 74, 81ч, 84ч, 85, 86, 91ч, 92ч, 93ч, 95, 104, 105ч, 107-118, 121-123, 125, 126, 129, 133, 134ч, 136ч, 137 (целевое назначение- эксплуатационные леса).

Согласно приложению № 3 к договору лесной участок передан Обществу в целях осуществления заготовки древесины в объемах, согласованных при заключении договора аренды.

Поскольку отдельным выделам арендуемого лесного участка, площадью5448,80 гаприсвоен статус особо защитных участков (ОЗУ) «исключенные из РГП» и «леса спецназначения», а расчетная лесосека по указанному договору аренды определена с учетом осуществления заготовки, в том числе на указанных выделах, Общество обратилось к Департаменту и Рослесхозу с требованиями о снятии статуса ОЗУ в отношении спорных частей лесного участка.

Департамент и Рослесхоз отказали Обществу в удовлетворении его требования.

Означенные отказы послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.

Согласно статье 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе, на следующих принципах: сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Частью 2 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Согласно части 6 статьи 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Полномочия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации возложены на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Таким органом является Рослесхоз в соответствии с пунктом 5.20 (3) Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 (далее - Положение № 736).

В силу пункта 5.4.4 Положения № 736 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

Согласно статье 68.2 ЛК РФ, по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 ЛК РФ, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.

Проектирование ОЗУ осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования, с подготовкой текстового и графического описания местоположения границ земель, на которых они располагаются, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ                                     «О государственной регистрации недвижимости».

Суды установили, что проведение указанных работ входит в содержание лесоустройства и относится к полномочиям Рослесхоза.

В соответствии с пунктами 21, 22 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122                              «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (далее - Лесоустроительная инструкция) ОЗУ проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.

Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра.

Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводится количественная, качественная характеристики земель и лесных насаждений. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов.

Как установлено судами двух инстанций на территории Вытегорского лесничества лесоустройство проводилось в 1994 и 1999 годах; лесоустройство проведено в полном объеме, в том числе выделены ОЗУ леса в соответствии с требованиями основных положений по выделению ОЗУ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», постановления губернатора Вологодской области от 30.11.1998                № 908 «Об утверждении параметров особо защитных участков леса на территории области и режиме лесопользования в них» пункты 30 и 31 протокола первого лесоустроительного совещания) и материалы по проведению такого лесоустройства были приняты.

Следовательно, информация об ОЗУ «исключенные из РГП» и «леса спецназначения» в названом лесничестве по состоянию на 01.01.2007 уже была учтена при ведении учета лесного фонда и в дальнейшем включена в ГЛР.

Суды со ссылкой на ЛК РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ и то, что параметры ОЗУ утверждались до 31.12.2004 органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, а с 01.01.2005 и до 01.01.2007 - территориальными органами управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства, пришли к обоснованному выводы, что до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра по прежнему сохраняется статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007.

Констатируя вышеназванные обстоятельства, с учетом положений статей 81-84, 91 ЛК РФ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 об утверждении Перечня, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень № 496), суды обоснованно отказали Обществу во внесении изменений в государственный лесной реестр.

Так, судами учтено, что в силу пункта 2.1 Перечня № 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты:

- о внесении документированной информации в государственный лесной реестр;

- об изменении документированной информации государственного лесного реестра;

- несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.

Основанием для внесения документированной информации в перечисленные выше акты является первичная документация по установленному перечню, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (данным органом является Рослесхоз) о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация (пункт 2.2 Перечня № 496).

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области ведения ГЛР установлен определенный перечень документов, которые являются основаниями для внесения изменений сведений в указанном реестре в части особо защитных участков лесов.

Между тем, материалами дела подтверждается, что изменения относительно статуса спорных лесных участков после 1999 года в материалы лесоустройства не вносились, на момент обращения Общества с заявлением в Рослесхоз отсутствовало решение о снятии с интересующих истца лесных участков статуса особо охраняемых. Доказательств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для исключения спорных лесных участков из категории ОЗУ, Обществом не представлено.

Таким образом, определенная для испрашиваемого исключения процедура не соблюдена, поскольку в силу пункта 2.1 Перечня № 496 отсутствуют законные основания для рассмотрения Рослесхозом вопроса о возможном исключении спорных лесных участков из категории ОЗУ лесов.

Как на правомерное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований (в виду отсутствия в материалах лесоустройства изменений статуса спорных лесных участков после 1999 года и решения Рослесхоза о снятии с таких участков статуса особо охраняемых) указано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 03.12.2021 № 307-ЭС21-22765.

В силу изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                            п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2021 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу № А13-8259/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Онегалеспром» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов