АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 июня 2022 года | Дело № | А13-8743/2021 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года. Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2022 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Щуриновой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Севергаз» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу № А13-8743/2021, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Севергаз», адрес: 160026, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, адрес: 160012, <...>, лит. Б, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от вынесения решения (приказа) об отмене приказа от 18.12.2020 № 704-р «Об установлении предельно максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ООО «Севергаз» населению для бытовых нужд на территории Вологодской области на 2021 год» по заявлению Общества от 03.03.2021 № 18 (с учетом уточнения иска). Решением от 30.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2022, в иске отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.12.2021 и постановление апелляционного суда от 22.03.2022, принять новый судебный акт, которым требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание то, что Общество не осуществляет реализацию сжиженного газа для коммунально-бытовых услуг населения и не имеет для указанной деятельности соответствующего оборудования. Отсутствие соответствующего решения Департамента нарушает право Общества на свободу осуществления экономической деятельности, что подтверждается наличием исков к истцу с требованиями о понуждении к заключении договоров поставки газа. Суды не учли, что обязанность по поставке сжиженного газа населению может быть возложена только на того, у кого имеется соответствующее оборудование, а также статус ресурсоснабжающей организации, которым истец не наделен. Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Департамент направил в суд кассационной инстанции через систему подачи документов «Мой арбитр» ходатайство от 24.06.2022 о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявки Общества от 04.12.2020 № 14-11042/20 об установлении тарифа на сжиженный газ для бытовых нужд населения на 2021 год, Департамент издал приказ от 18.12.2020 № 704-р «Об установлении предельно максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ООО «Севергаз» населению для бытовых нужд на территории Вологодской области, на 2021 год» (далее – Приказ № 704-р), опубликованный в установленном порядке. Приказом № 704-р установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый Обществом населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности с учетом налога на добавленную стоимость, в том числе сжиженный газ в баллонах с места промежуточного хранения (склада) – 38,46 руб./кг (с 01.01.2021 по 30.06.2021), 39,61 руб./кг (с 01.07.2021 по 31.12.2021); сжиженный газ из групповых газовых резервуарных установок – 27,14 руб./кг (с 01.01.2021 по 30.06.2021), 27,95 руб./кг (с 01.07.2021 по 31.12.2021). Общество 04.03.2021 обратилось в Департамент с заявлением от 03.03.2021 № 18 об отмене Приказа № 704-р, указав, что оно не осуществляет деятельность по поставкам сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд населения. Письмом от 26.03.2021 № 14-1521/2021 Департамент сообщил, что вопрос о признании утратившим силу Приказа № 704-р будет рассмотрен на заседании правления департамента, о чем будет сообщено дополнительно, однако дополнительная информация Обществу не направлялась. Полагая, что со стороны Департамента имеет место незаконное бездействие, нарушающее права Общества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Правовые основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ). В соответствии со статьей 16 Закона № 69-ФЗ основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются, в частности, создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий. В статье 20 Закона № 69-ФЗ закреплено, что одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является удовлетворение платежеспособного спроса на газ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее – Основные положения). В силу подпункта «е(1)» пункта 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд. Пунктом 11 Основных положений определено, что государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из: возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов) (подпункт «а»); удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа (подпункт «в»). При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что одним из основных принципов государственной политики в области газоснабжения, в том числе при регулировании розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, является создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа. В пункте 8 Основных положений указано, что розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. На территории Вологодской области таким органом исполнительной власти, исходя из пунктов 1.1, 3.1 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16.11.2015 № 958, является департамент. В силу пункта 16 Основных положений государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов. Регулирование розничных цен на сжиженный газ осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 (далее – Методические указания), из пунктов 17–20 которых следует, что регулирующим органом розничные цены устанавливаются для субъекта регулирования на основании заявления последнего и пересматриваются по предложению регулируемой организации или по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении розничных цен и (или) материалов, предусмотренных настоящими Методическими указаниями. В пункте 23 Методических указаний регламентировано, что розничные цены утверждаются на год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Установленные цены (предельный уровень) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в следующих случаях: а) выявление нарушений, связанных с недостоверным предоставлением сведений о доходах и расходах, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, включенных в регулируемые цены; б) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»; в) исполнение решения суда, вступившего в законную силу. Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истец не доказал наличие оснований для признания незаконным бездействия Департамента, выразившегося, по мнению истца, в уклонении от вынесения решения (приказа) об отмене Приказа № 704-р по заявлению Общества от 03.03.2021 № 18. При этом суды исходили из того, что Общество самостоятельно обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении для него тарифа на сжиженный газ, реализуемый населению Вологодской области для бытовых нужд, заявив о намерении осуществлять указанный вид деятельности в 2021 году и представив необходимые документы. В составе приложенных к заявке Обществом документов имелось предложение общества с ограниченной ответственностью «Управление Севергаз» (далее – ООО «Управление Севергаз») о заключении договора на услуги по хранению и обработке сжиженного газа на Вологодской газонаполнительной станции с 01.01.2021 по 31.12.2021 и проект договора поставки сжиженного газа на период с 01.01.2021 на календарный год между Обществом и ООО «Управление Севергаз», которое в предыдущие периоды регулирования осуществляло деятельность по реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд. В связи с изложенным и в целях обеспечения потребности населения в приобретении сжиженного газа Департамент обоснованно установил тариф для Общества на 2021 год. Обращаясь в Департамент с заявлением от 03.03.2021 № 18 об отмене Приказа № 704-р, Общество указало на то, что оно не осуществляет фактическую деятельность по поставкам сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд населения. Вместе с тем, как обоснованно указали суды двух инстанций, такое обстоятельство не является безусловным основанием для отмены Департаментом Приказа № 704-р. Общество не представило доказательства невозможности поставки сжиженного газа в 2021 году населению, не приведены ссылки на нормативно-правовые акты, обязывающие Департамент совершить действия по отмене Приказа № 704-р, а также период, в течение которого такие действия должны быть совершены. Суды обоснованно отклонили ссылку Общества на издание на 2021 год приказа от 17.12.2020 № 652-р «Об установлении предельно максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) населению для бытовых нужд, на 2021 год», поскольку указанным приказом установлены розничные цены для реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд только на территории воинской части поселка Шайма Череповецкого района Вологодской области (военнослужащим, проживающим в жилых домах № 1, 2). Суды также отклонили довод Общества о наличии в Арбитражном суде Вологодской области исков ООО «Стройкомплект», ООО «Жилищник», ООО «УК «Вожега», ООО «УК «Фиона плюс», ООО «Авангард» о понуждении Общества к заключению договоров поставки сжиженного газа (дела № А13-6233/2021, А13-8852/2021, А13-9715/2021, А13-9691/2021, А13-14257/2021), указав на то, что наличие таких дел само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества и не ограничивает его предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Кроме того, апелляционный суд отметил, что Приказ № 704-р признан утратившим силу с 01.01.2022 в связи с изданием приказа Департамента от 17.12.2021 № 691-р. При таких обстоятельствах, суды двух инстанций правомерно отказали в иске. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют. Поскольку при подаче кассационной жалобы Общество не уплатило государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы, кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, на основании статьи 110 АПК РФ подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу № А13-8743/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Севергаз» – без удовлетворения. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Севергаз», адрес: 160026, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. | ||||
Председательствующий | Е.А. Михайловская | |||
Судьи | Е.В. Боглачева С.Ю. Щуринова | |||