ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-9156/13 от 23.06.2014 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2014 года Дело № А13-9156/2013

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Савицкой И.Г., Самсоновой Л.А.,

рассмотрев 18.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.12.2013 (судья Колтакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) по делу № А13-9156/2013,

у с т а н о в и л:

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***> (далее – Департамент сельского хозяйства), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Имени А.И. Коробицына», место нахождения: 162232, <...>, ОГРН <***> (далее – Общество), о взыскании 451 862 руб. неправомерно полученных субсидий.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***> (далее – Департамент финансов).

Решением суда первой инстанции от 23.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.03.2014, в удовлетворения иска Департамента сельского хозяйства отказано.

В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 23.12.2013 и постановление от 11.03.2014. По мнению подателя жалобы, Обществом не выполнены условия предоставления субсидий.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, в рамках долгосрочной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011 – 2013 годы» в соответствии с Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1130 (далее – Положение о возмещении части затрат на приобретение минеральных удобрений), между Департаментом сельского хозяйства и Обществом 26.04.2011 заключен договор № 604, согласно которому Департамент сельского хозяйства выделил Обществу 282 363 руб. средств областного бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений для своевременного проведения полевых работ.

Кроме того, в соответствии с Положением о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 19.04.2010 № 445 (далее – Положение о возмещении части затрат на приобретение ГСМ), Департамент сельского хозяйства и Общество 12.04.2011 заключили договор № 389, в силу которого (с учетом дополнительного соглашения от 03.08.2011) Департамент сельского хозяйства выделил Обществу 169 499 руб. средств областного бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение ГСМ для проведения полевых сельскохозяйственных работ.

Указанные суммы перечислены Обществу.

Департаментом финансов 08 – 09 ноября 2012 года проведена проверка осуществления Департаментом сельского хозяйства операций со средствами областного бюджета, выделяемыми в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение ГСМ и минеральных удобрений в 2011 году. В ходе данной проверки Департамент финансов пришел к выводу о том, что выплата в 2011 году субсидий Обществу произведена с нарушением названных выше положений, поскольку на момент заключения договоров по итогам предшествующего года доля выручки Общества от произведенной сельскохозяйственной продукции составила 35%, то есть, по мнению Департамента финансов, оно не являлось сельхозтоваропроизводителем и, соответственно, субсидии получило необоснованно.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что Департаментом финансов не установлено фактов представления Обществом недостоверных сведений (документов) для получения субсидий и невыполнения им обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий, отказал в иске Департамента сельского хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со статьей 289 БК РФ (действовавшей в спорный период) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

Согласно пункту 3.3 Положения о возмещении части затрат на приобретение минеральных удобрений и пункту 3.2 Положения о возмещении части затрат на приобретение ГСМ в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, Департамент сельского хозяйства направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате излишне полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 календарных дней. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней Департамент сельского хозяйства принимает меры к их взысканию в судебном порядке.

Пунктами 3.2.5 названных договоров предусмотрена обязанность Общества возвратить в областной бюджет излишне полученную субсидию в случае представления недостоверных сведений, неисполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных в пункте 3.2 договоров.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не представил доказательств сообщения ответчиком недостоверных сведений (документов) на получение субсидий либо невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и ГСМ.

Документов, подтверждающих нецелевое использование субсидий истец также не представил, не доказан факт того, что денежные средства направлены и использованы на цели, не соответствующие условиям их получения.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу № А13-9156/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Бухарцев

Судьи И.Г. Савицкая

Л.А. Самсонова