ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-9191/20 от 08.07.2021 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 июля 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-9191/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоРомановой А.В., судей Ралько О.Б. и                    Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Бахориковой М.А.,

при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 представителя ФИО2 по доверенности от 01.07.2020, от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 по доверенности от 06.04.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 апреля 2021 года по делу                     № А13-9191/2020,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (адрес: 161388, Вологодская область; ОГРНИП <***>,                                     ИНН <***>; далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, <...>;                                                ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Департамент) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 06.08.2009                                           № 02-02-16/869-2009.

Решением суда от 29 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Департамент с решением суда в части изменения вида разряда такс и внесением изменений в приложение 4 «Сроки внесения арендной платы», приложение 7 «Расчет арендной платы» не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в рассматриваемом случае на момент проведения аукциона и заключения договора Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310) действовало и не может рассматриваться как существенное изменение обстоятельств. Ответчик полагает, что изменение вида разряда такс по лесному участку по договору аренды, заключенному по результатам аукциона, является существенным изменением условий аукциона, не связанным с изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, пункт погрузки не изменился.

Представитель Департамента в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов жалобы возражали, указав на то, что разряд такс был неверно указан на момент проведения аукциона.

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом стороны не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 27 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 05.08.2009 на основании протокола об итогах аукциона № 7 в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) аукцион признан не состоявшимся.

Департаментом (арендодатель) и единственным участником аукциона индивидуальным предпринимателем ФИО4 (арендатор) 06.08.2009 заключен договор аренды лесного участка № 02-02-16/869-2009, в соответствии с которым арендатору передан во временное пользование лесной участок площадью 6796,0 га, местоположение: Вологодская область, Нюксенский муниципальный район, Нюксенское лесничество.

По дополнительному соглашению от 11.01.2016, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, Арендатором по договору аренды лесного участка от 06.08.2009 № 02-02-16/869-2008 стал Предприниматель.

Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к договору. Лесной участок передан по акту приема-передачи.

Договор заключен 06 августа 2009 года, зарегистрирован в установленном порядке. Срок аренды установлен по 05.08.2058.

В связи с внесением изменений в лесохозяйственный регламент Нюксенского лесничества Вологодской области, утвержденный приказом Департамента лесного комплекса от 13.12.2019 № 1691, а также с учетом изменений в сведениях о количественных и качественных характеристиках лесного участка, подтвержденных выпиской из Государственного лесного реестра (далее – ГЛР) от 17.04.2020 № 199, истец обратился в Департамент с заявлением от 22.05.2020 о внесении соответствующих данных ГЛР изменений в договор аренды в части характеристики лесного участка и его насаждений, объемов использования лесов, размера арендной платы путем заключения дополнительного соглашения к Договору.

Департамент отказал в заключении дополнительного соглашения, указав, что договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен только в судебном порядке, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом в обжалуемой части.

Основания изменения и расторжения договора определены в статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу статьи 451 ГК РФ основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.

В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статьей 72 ЛК РФ предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Согласно части 1 статьи 74 названного Кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается.

Из приведенных норм права следует, что ЛК РФ установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истцом доказано наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Лесохозяйственным регламентом Нюксенского лесничества на территории Вологодской области (приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области № 825 от 31.08.2011) изменены разряды такс для лесных кварталов по договору, в связи с чем, истец обратился в Департамент с претензией от 24.03.2020 о внесении изменений в договор и пересчете арендной платы с 01.04.2017. Департамент отказал в перерасчете и во внесении изменений в договор, ввиду того, что договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен только в судебном порядке.

Пунктом 6 договора установлено, что арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению 4 к договору и представляет арендодателю в течение 30 дней после произведенной оплаты подтверждающие документы.

Согласно пункту 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.

Согласно пункту 5 договора арендная плата по настоящему договору составляет 1 080 198 руб. 96 коп. в год и рассчитывается в соответствии с приложением 7.

Расчет арендной платы по вышеуказанному договору изложен в приложении 7 к договору. В формулу расчета арендной платы входит разряд такс.

В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ Постановлением № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Согласно пункту 4 Постановления № 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом. При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 км при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.

Согласно пункту 3 примечания таблицы № 1 Постановления № 310 ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).

В рассматриваемом случае в расчете арендной платы к вышеуказанному договору указан третий разряд такс.

Лесохозяйственным регламентом Нюксенского лесничества на территории Вологодской области и для лесных кварталов (вступил в силу 31.08.2011) по договору установлен 5 разряд такс

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017                     № 989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310» внесены изменения в пункт 5 примечаний к таблице 1 Постановления № 310, регламентирующий возможность изменения распределения лесов по разрядам такс, а именно указанный пункт дополнен подпунктом «в», согласно которому такое изменение возможно в случаях устранения несоответствий установленного порядка распределения лесов по разрядам такс.

Как следует из материалов дела, на момент проведения аукциона и заключения договора аренды лесные участки соответствовали 3 разряду такс. Согласно пояснениям Департамента при исчислении размера арендной платы разряд такс определен арендодателем исходя из расстояния от центра кварталов до автомобильной дороги с твердым покрытием Нюксеница-Брусенец-Игмас, в связи с чем, на момент заключения договора лесные участки отнесены арендодателем к 3 разряду такс. Как пояснил представитель истца, изначально пунктом вывозки древесины с лесных участков арендатором определена железнодорожная станция «Юза», соответственно месторасположение установленного арендатором пункта погрузки древесины находится в пределах расстояния 100 км. На момент проведения аукциона Постановление действовало, в этой связи оснований исходить из наличия ближайших дорог с твердым покрытием при расчете размера арендной платы, при проведении аукциона у Департамента не имелось.

В силу подпункта «б» пункта 5 примечания к таблице № 1 Постановления № 310 изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в случае изменения местонахождения погрузочных пунктов.

С 2010 года и на сегодняшний день пунктом вывозки древесины с лесных участков арендатором, а также Департаментом определена железнодорожная станция «Юза». Департамент по вопросу отнесения лесных участков к 5 разряду такс возражений не имеет, что подтверждается документально и не отрицалось представителем Департамента в ходе судебных заседаний.

Как указано в Постановлении № 310, составляющей ставкой является разряд такс, следовательно, изменение разряда такс влечет изменение ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений и в силу условий договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. При этом изменение разряда такс нельзя квалифицировать как изменение условий договора, на изменение которого установлены ограничения, поскольку разряд такс не является предметом аукциона. Требование истца об обязании ответчика внести изменения в договор в предложенной им редакции не является способом уменьшения размера арендной платы, установленной на аукционе, а направлено на приведение размера арендной платы по данному договору в соответствие с требованиями Постановления и действующим законодательством РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии со статьями 450 ГК РФ, 74.1 ЛК РФ.

Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.

Поскольку Департамент, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 апреля                      2021 года по делу № А13-9191/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

О.Б. Ралько

А.Н. Шадрина