ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-9392/16 от 11.01.2017 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 января 2017 года

г. Вологда

Дело № А13-9392/2016

Резолютивная часть постановления объявлена января 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено января 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от общества ФИО1 по доверенности от 29.12.2016, ФИО2 по доверенности от 10.01.2017, от Департамента ФИО3 по доверенности от 09.01.2017, от администрации                   ФИО4 по доверенности от 08.07.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Венера» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2016 года по делу                 № А13-9392/2016 (судья Киров С.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Венера» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>, этаж 1, помещение 8, далее – общество,                ООО «Венера») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>, далее - Департамент) о признании незаконными действий Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (ОГРН <***>,                        ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>, далее - Инспекция), правопреемником которой является Департамент, по отказу от 15.04.2016 в принятии объекта, расположенного по адресу: <...>, для осуществления государственного строительного надзора.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации города Вологды (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160035, <...>, далее - Администрация).

Решением суда от 27 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, ее представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы общества, просит решение суда первой инстанции отменить и заявленные обществом требования удовлетворить.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Как следует из материалов дела, Администрация 10.10.2012 выдала   обществу с ограниченной ответственностью «Ричи» (далее - ООО «Ричи») разрешение № RU35327000-200 на строительство 3-этажного 36-квартирного жилого дома со строительным объемом 22 098 куб. м, общей площадью здания 6773 кв.м, общей площадью квартир 4073,7 кв.м, подземной автостоянкой площадью 1412 кв.м на земельном участке площадью 4421 кв.м, расположенном по адресу: <...> а.

Данный земельный участок (кадастровый номер 35:24:0201010:26) приобретен ООО «Ричи» по договору купли-продажи недвижимого имущества от 31.05.2011 и находился в его собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от  01.07.2011 35-СК № 920657.

В дальнейшем ООО «Ричи» по договору купли-продажи земельного участка от 04.02.2015 года продало указанный земельный участок заявителю, которому на него 25.05.2015 выдано свидетельство о государственной регистрации права от  17.03.2015 35-АБ № 332657.

В связи с этим ООО «Венера» обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 10.10.2012                            № RU35327000-200.

Администрация 01.06.2015 выдала заявителю разрешение № 35-24-130-2015 на строительство объекта по адресу: <...>, а именно на строительство многоквартирного жилого дома со строительным объемом 22 098 куб.м, общей площадью здания 6773 кв.м, общей площадью квартир 4073,7 кв.м, расположенного на земельном участке площадью 4421 кв.м.

В дальнейшем общество обратилось в Администрацию с заявлением от 16.02.2016 на выдачу разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <...> а.

Администрация на основании данного заявлению выдала обществу разрешение на реконструкцию от 20.02.2016 № 35-35327000-35-2016 объекта капитального строительства - жилого комплекса по улице Благовещенской,  дом 52а.

Общество 17.03.2016 направило в Инспекцию извещение о начале реконструкции данного объекта - жилого комплекса по улице Благовещенской, дом 52а, указав  начало реконструкции – 30.03.2016.

На основании распоряжения от 04.04.2016 № 196 Инспекцией проведена выездная проверка общества в отношении объекта капитального   строительства - жилого комплекса по улице Благовещенской, 52а, в городе Вологде, по результатам которой составлен акт проверки от 15.04.2016.

При проверке Инспекцией установлено, что по состоянию на 12.04.2016 на объекте частично выполнено устройство 4-го этажа, устройство перекрытия подземной автостоянки, а также выполняются работы по монтажу окон здания на 1-3 этажах. При этом государственный строительный надзор за строительством объекта не осуществлялся, поскольку извещение о начале строительства (реконструкции) поступило в Инспекцию 17.03.2016.

В связи с этим Инспекция посчитала, что начиная с 05.06.2013 на принадлежащем обществу на праве собственности спорном земельном участке  ведется строительство объекта, в процессе строительства которого в результате действий застройщика поменялись характеристики строящегося объекта. При этом государственный надзор за строительством указанного объекта в период проведения земляных работ, устройства фундамента и возведения 4-х наземных этажей не проводился.

Также Инспекцией в результате визуального осмотра построенной части объекта обнаружены нарушения проектной документации и технических регламентов, часть которых имеют критический дефект.

На основании этого Инспекцией сделан вывод о том, что продолжение работ по дальнейшей надстройке здания приведет к нарушению части 4 статьи 38, пункта 4 части 1 статьи 39 Технического регламента о безопасности зданий (далее – Технический регламент) и сооружений, статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а также о нарушении обществом при возведении 1 – 4 этажей здания частей 1, 2 статьи 5, статьи 7, пунктом 5 и 7 части 2 статьи 10 Технического регламента.

В связи с этим Инспекция в письме от 15.04.2016 № 15-0896/16 сообщила обществу об отказе в принятии спорного объекта для осуществления государственного строительного надзора, поскольку осуществление государственного строительного надзора на продолжение работ по надстройке зданий и последующая выдача заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта капительного строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в установленном порядке  невозможна ввиду того, что часть здания построена без осуществления государственного строительного надзора и с нарушением норм Технического регламента.

Общество, полагая, что действия по отказу 15.04.2016 в принятии объекта, расположенного по адресу: <...>, для осуществления государственного строительного надзора не соответствуют градостроительному законодательству и нарушают его интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 51 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

В силу статьи 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; под объектом капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии со статьей 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией; при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Из части 2 статьи 49 ГрК РФ следует, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства - многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три.

Также исходя из положений статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006                 № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее – Положение № 54).

Согласно пункту 8 Положения № 54 государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (заключение о соответствии).

Частью 5 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 9 Положения № 54 государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.

Согласно пункту 10 Положения № 54 проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:

а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (пункт 16 Положения № 54).

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17 Положения № 54).

Согласно пункту 18 Положения № 54 орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (далее - Порядок проведения проверок).

Пункт 5 Порядка проведения проверок также предусматривает, что застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в Приложении № 2 к данному Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Такое извещение с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение семи рабочих дней с даты получения такого извещения (пункт 6 Порядка проведения проверок).

Из приведенных положений следует, что основной задачей государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и их своевременное устранение в течение всего периода строительства в целях обеспечения безопасности эксплуатации объекта капитального строительства.

В связи с этим градостроительное законодательство устанавливает обязанность застройщика предварительно уведомлять уполномоченный орган о планируемом строительстве до начала выполнения строительных работ на объекте.

В данном случае из материалов дела следует, что в соответствии с выданными разрешениями на строительство, общество вправе было осуществлять строительство трехэтажного многоквартирного дома. В связи с чем при строительстве данного дома государственный строительный надзор не осуществлялся.

Разрешение на реконструкцию выдано обществу 17.03.2016, начало проведения работ по реконструкции определено заявителем - 30.03.2016.

При проверке Инспекцией установлено, что по состоянию на 12.04.2016 на объекте частично выполнено устройство 4-го этажа, устройство перекрытия подземной автостоянки, а также выполняются работы по монтажу окон здания на 1-3 этажах. При этом государственный строительный надзор за строительством объекта не осуществлялся, поскольку извещение о начале строительства (реконструкции) поступило в Инспекцию 17.03.2016.

Данные обстоятельства заявитель не оспаривал в суде первой инстанции.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции общество также не представило доказательства, опровергающие установленные Инспекцией при проверке обстоятельства.

Также суд первой инстанции правомерно посчитал, что общество изначально до получения разрешения на реконструкцию осуществляло строительство объекта, подпадающего под государственный строительный надзор по разрешениям от 10.10.2012 и от 01.05.2015, поскольку на объекте уже были возведены стены 4-го этажа здания. Данные обстоятельства обществом не опровергнуты в ходе рассмотрения дела.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 13.01.2016, которым за обществом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства по адресу <...> со степенью готовности 50% и объяснений представителя заявителя следует, что строительство спорного объекта осуществляло только само общество,                      ООО «Ричи» не регистрировало за собой право собственности на объект незавершенного строительства по адресу <...> и не передавало данный объект обществу.

Таким образом, осуществление государственного строительного надзора в отношении жилого дома по адресу: г. Вологда, улица Благовещенская, дом 52а, было обязательно еще до получения разрешения на реконструкцию от 20.02.2016.

Данный контроль при строительстве объекта капитального строительства Инспекцией не осуществлялся, и как следствие, орган государственного строительного надзора не может подтвердить соответствие выполненных в процессе строительства работ, осуществленных застройщиком до направления в Инспекцию извещения о начале строительства, то есть в период с 10.10.2012 до 17.03.2016, требованиям технических регламентов (нормам и правилам), иных нормативных правовых актов и проектной документации и соответственно Инспекция не может подтвердить безопасность объекта капитального строительства при эксплуатации.

В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно посчитал, что изменение застройщиком в процессе строительства своего решения относительно этажности возводимого объекта капитального строительства влечет невозможность осуществления государственного строительного надзора в установленном законом порядке, является риском застройщика, свидетельствует о нарушении обществом требований ГрК РФ и не влечет обязанность уполномоченных органов по осуществлению государственного строительного надзора.

Также следует отметить, что разрешение выдано на реконструкцию жилого комплекса по ул. Благовещенской, 52а в г. Вологде, а не на реконструкцию объекта незавершенного строительства по адресу <...> со степенью готовности 50% с общей площадью застройки 6773 кв.м.

При этом, как правомерно указано судом первой инстанции, данный жилой комплекс как объект капитального строительства не существует.

Исходя из изложенного, в виду того, что государственный строительный надзор с начала строительства объекта не проводился, у Инспекции отсутствовали основания для принятия объекта, расположенного по адресу: <...>, для осуществления государственного строительного надзора.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, апелляционная инстанция не находит оснований  для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября          2016 года по делу № А13-9392/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Венера» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Н.В. Мурахина

В.И. Смирнов