ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-9477/2021 от 10.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июня 2022 года

Дело №

А13-9477/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.

при участии от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Садинова Т.М. (доверенность от 10.01.2022 № 4), от общество с ограниченной ответственностью «Газкомплектресурс» Шеина А.А. (доверенности от 01.06.2022),

рассмотрев 08.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газкомплектресурс» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу № А13-9477/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газкомплектресурс», адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 19а, корпус 1, офис 32, ОГРН 1153525009516, ИНН 3525347128 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; ОГРН 1023500877949, ИНН 3525108200 (далее – Департамент), о признании незаконными решения от 05.07.2021 № 140 об отказе в продлении срока действия разрешения на пользование недрами, письма от 07.07.2021 № 08-5821/21.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Изыскания, проектирование, строительство», адрес: 160035, Вологодская область, город Вологда, Пречистенская набережная, дом 34, ОГРН 1033500036646, ИНН 3525094364 (далее – ООО «ИПС»).

Решением суда первой инстанции от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявление.

Общество указывает, что бездействие Департамента, выраженное в ненаправлении письма с указанием допущенных нарушений и мотивированных причин отказа в предоставлении государственной услуги, лишило Общество возможности принять оперативные меры к устранению нарушений до рассмотрения его заявления на комиссии Департамента; утверждение о превышении объема добычи полезного ископаемого является ошибочным, поскольку условиями лицензии установлен только его ориентировочный объем; Департаментом в оспариваемом решении не указаны нарушения условий лицензии, допущенные Обществом, данное решение не мотивированно, превышение объема добычи минерального сырья в 2020 году и нарушение границ горного отвода не являются существенными нарушениями условий лицензии, устранимы в последующем и произошли по объективным причинам.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент опровергает доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе.

ООО «ИПС» в отзыве на кассационную жалобу выражает согласие с доводами Общества.

Возражая против отзыва Департамента Общество указывает, что приведенные в нем доводы являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Департамента возражал против ее удовлетворения.

Представители ООО «ИПС», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществом 17.09.2015 получена лицензия на пользование недрами ВОЛ 80442 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и последующая добыча строительных песков на месторождении «Никола-Пенье», для строительства КС «Новогритинская» и вдоль трассовых проездов Северо-Европейского газопровода. Дата окончания действия лицензии - 17.07.2021.

Общество обратилось в Департамент с заявлением от 17.06.2021 № 85/21 о представлении государственной услуги по продлению срока действия лицензии ВОЛ 80442 ТЭ на 6 лет с целью завершения разработки месторождения и проведения рекультивационных работ на месторождении «Никола-Пенье».

По результатам рассмотрения заявления Департамент принял решение от 05.07.2021 № 140 об отказе в продлении срока действия разрешения на пользование недрами, которое направлено Обществу письмом с уведомлением от 07.07.2021 № 08-5821/21.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отсутствие оснований для удовлетворения требований Общества.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

Как установлено частью 5 статьи 12 названного Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Как предусмотрено подпунктом 7 части 1 статьи 12 Закона о недрах, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать согласованный уровень добычи полезных ископаемых.

Статьей 23.2 Закона о недрах установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах по истечении установленного в лицензии срока ее действия право пользования недрами прекращается.

Частью 3 статьи 10 указанного Закона предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Таким образом, при необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых требовать продления срока пользования участком недр вправе лишь пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии.

В данном случае судами установлено, что Обществом допускались нарушения абзаца второго пункта 6, подпунктов 3, 6 пункта 7 условий пользования недрами по лицензии ВОЛ 80442 ТЭ (далее – Условия), выразившиеся в превышении среднегодового объема добычи минерального сырья на месторождении (подтверждается статистической отчетностью по форме 5-ГР, согласно которой объем добычи составил 120,3 м3, протоколом от 05.12.2019 № 56 технического совещания по согласованию плана развития горных работ по карьеру строительных песков «Никола-Пенье» Грязовецкого района Вологодской области на 2020 год, где отражен план развития горных работна 2020 год, которым определен объем добычи ископаемых в 100 м3), в нарушении Обществом при ведении вскрышных и добычных работ границ горного отвода (подтверждается справкой Северо-Западного управления Ростехнадзора от 04.12.2020, результатами маркшейдерской съемки, материалами проверки исполнения законодательства о недрах на территории Грязовецкого района, проведенной в ноябре 2020 года прокуратурой Грязовецкого района совместно с представителями Администрации Грязовецкого района, Северо-Западного управления Ростехнадзора).

Довод Общества о несущественности нарушения пункта 6 Условий и ориентировочный характер установленного объема добычи отклонен судами мотивированно, факт превышения такого объема установлен и Обществом не оспорен, нормирование добычи, которое Общество отрицает, предусмотрено в абзаце втором пункта 6 Условий, где указано, что среднегодовой объем добычи минерального сырья на месторождении на период действия лицензии в любом случае определяется планами развития горных работ.

Доводы Общества, которые сводятся к утверждению об отсутствии в его действиях факта нарушения подпунктов 3, 6 пункта 7 Условий, согласно которым Общество обязано производить добычные работы в соответствии с согласованными проектами разработки и рекультивации, планами развития горных работ на месторождении, не соответствуют установленным судами на основании материалов дела обстоятельствам, в частности, суды установили, что вскрышные работы велись Обществом в западном и северо-западном направлении с нарушением границ горного отвода, допускалась выборочная отработка полезных ископаемых.

Утверждение Общества об игнорировании судами доводов третьего лица отклоняется, поскольку указанные доводы, по существу, аналогичны приведенным выше.

Суд округа не усматривает в действиях Департамента нарушений Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного приказом Департамента от 30.10.2017 № 829 (далее – Регламент), на которые ссылается Общество.

В силу пункта 3.2.3.3 Регламента при поступлении заявления и прилагаемых к нему документов ответственный исполнитель в течение 4 календарных дней с даты поступления в отдел геологии и использования недр проверяет заявление и все представленные документы на наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, и в случае:

наличия оснований, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, в течение 5 календарных дней готовит проект письма Заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа за подписью начальника Департамента или лица, его замещающего;

отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, ответственный исполнитель в течение 5 календарных дней передает заявление и прилагаемые документы на рассмотрение в Комиссию по лицензированию.

Таким образом, если ответственный исполнитель не установит оснований, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 Регламента, заявление и прилагаемые документы передаются на рассмотрение в Комиссию по лицензированию. Ненаправление ответственным исполнителем письма на этом этапе не свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения заявления Общества.

Комиссия по лицензированию в срок не более 6 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов рассматривает их на наличие (отсутствие) оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, и в случае наличия оснований, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, в течение 3 календарных дней принимает решение об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или продлении срока действия лицензии и передает его в отдел геологии и использования недр Департамента. Решение Комиссии по лицензированию оформляется протоколом (пункт 3.2.4.2 Регламента).

В силу пункта 3.2.5.2 Регламента решение об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или продлении срока действия лицензии с указанием причин отказа ответственный исполнитель в течение 3 календарных дней со дня поступления протокола Комиссии по лицензированию в отдел геологии и использования недр готовит и подписывает у начальника Департамента (лица, его замещающего).

В этом случае в силу пункта 3.2.5.9 Регламента ответственный исполнитель в течение 3 календарных дней с даты подписания решения готовит письмо заявителю об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, продлении срока действия лицензии и передает его на подпись начальнику Департамента.

С учетом того, что Департамент направил Обществу решение с указанием причин отказа (в связи с нарушением абзаца 2 пункта 6, подпунктов 3 и 6 пункта 7 Условий) и письмо с мотивами отказа, нарушений Регламента не допущено.

Приняв во внимание вышеназванные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения Департамента упомянутым нормам и, как следствие, сочли обоснованным отказ Обществу в продлении срока пользования недрами, с чем соглашается и суд округа.

Оспариваемый отказ отвечает компетенции Департамента, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу № А13-9477/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газкомплектресурс» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газкомплектресурс» (ОГРН 1153525009516, ИНН 3525347128; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 19а, корпус 1, офис 32) из федерального бюджета государственную пошлину излишне уплаченную по платежному поручению от 26.04.2022 № 64 в размере 1500 руб.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

В.М. Толкунов