ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
18 августа 2022 года | г. Вологда | Дело № А13-975/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н.при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Нестеровой Е.В. по доверенности от 31.12.2021, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области Мурахиной А.В. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2022 года по делу № А13-975/2022,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (ОГРН 1043500062517, ИНН 3525140148; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 107; далее – управление) от 17.01.2022 № ПО-35/3/14 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы апелляционным судом по делу назначено судебное заседание.
Представитель управления в судебном заседании доводы и требования жалобы поддержал.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, обществу выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 02.04.2019 № 190-рчс-19-0884 на срок до 01.04.2029. В приложении к разрешению содержатся Условия использования радиочастот и радиочастотных каналов, согласно которым общество эксплуатирует конкретные радиоэлектронные средства (далее – РЭС), в том числе РЭС, обозначенное в сети как БС-1, расположенную по адресу: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, с. Усть-Алексеево, пс Усть-Алексеево 60N2756 46E2817.
На основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 02.04.2019 № 190-рчс-19-0884 сведения о РЭС внесены в реестр зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств на срок до 01.04.2029 (запись от 15.05.2019 № 35 19 005121 сроком действия до 01.04.2029).
Общество 20.10.2021 обратилось в управление с заявлением о переоформлении разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в связи с изменением наименования с публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» на публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад».
Обществу выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 12.11.2021 № 524-рчс-21-0004 на срок до 01.04.2029. В данном разрешении указаны места установки РЭС в том числе в отношении БС-1, расположенной по адресу: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, с. Усть-Алексеево, пс Усть-Алексеево 60N2756 46E2817; частоты передачи и приема 162,2 МГц.
Место установки РЭС и условия использования РЭС соответствуют ранее выданному разрешению, срок действия разрешения не изменен, смена адресов фактического места размещения действующих РЭС не производилась.
Приказом Роскомнадзора от 12.11.2021 № 524-рчс действие разрешения на использование радиочастот 02.04.2019 № 190-рчс-19-0884 прекращено с 12.11.2021 со ссылкой на заявление общества от 20.10.2021 и пункт 49 Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденного решением ГКРЧ при Минкомсвязи России от 07.11.2016 № 16-39-01 (далее – Порядок).
Общество 14.12.2021 обратилось в управление с заявлением о регистрации РЭС и высокочастотных устройств гражданского значения на основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 12.11.2021 № 524-рчс-21-0004.
На основании указанного разрешения сведения о РЭС внесены в реестр зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств на срок до 01.04.2029 (запись от 28.12.2021 № 35 21 009650).
Управлением 07.12.2021 в период с 11 час 10 мин по 11 час 40 мин на основании задания от 01.12.2021 № К-0147/МКРК в отношении общества проведены мероприятия по радиоконтролю, в ходе которого выявлены нарушения правил регистрации РЭС, а именно: 07.12.2021 в 11 час 20 мин по адресу: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, с. Усть-Алексеево, пс Усть-Алексеево общество допустило использование БС сети технологического назначения БС-1, работающей на частоте 162,200 МГц без регистрации РЭС в территориальном органе Роскомнадзора, чем нарушило требования пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ), пункта 4 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539 (далее – Правила № 539), действовавших в рассматриваемый период.
По данному факту управлением в отношении общества составлен протокол от 23.12.2021 № АП-35/3/1012 об административном правонарушении по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Постановлением управления от 17.01.2022 № ПО-35/3/14 общество привлечено к административной ответственности по названной норме Кодекса в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу об отсутствии в деянии заявителя состава вмененного ему в вину правонарушения.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование без регистрации РЭС и (или) высокочастотного устройства, подлежащих регистрации, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 126-ФЗ регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с установленными в пункте 4 статьи 22 Закона № 126-ФЗ принципами, одним из которых является разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру.
Согласно пункту 5 статьи 22 Закона № 126-ФЗ средства связи, иные РЭС и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень РЭС и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
РЭС и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, должны быть установлены по месту, указанному при регистрации РЭС или высокочастотного устройства, не позднее тридцати дней со дня их регистрации.
Использование без регистрации РЭС и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Правила № 539 устанавливают порядок регистрации РЭС и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
На основании пункта 3 Правил регистрация РЭС и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов), посредством внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств.
В силу пунктов 7 и 8 Правил № 539 регистрация РЭС и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца РЭС и (или) высокочастотных устройств или пользователя РЭС, подаваемому в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование РЭС и высокочастотных устройств.
РЭС и (или) высокочастотное устройство считается зарегистрированным при условии наличия записи о нем в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств, срок действия которой не истек (пункт 11 Правил № 539).
Согласно пункту 13 Правил срок действия записи в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств устанавливается в соответствии со сроком действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов), если такое разрешение требуется, и не должен превышать срок действия решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот, являющихся основанием для регистрации РЭС и (или) высокочастотных устройств.
В соответствии с пунктом 15 Правил № 539 внесение изменений в запись в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств производится на основании обращения заявителя либо правопреемника владельца РЭС и (или) высокочастотных устройств и в соответствии с требованиями к формированию реестра зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств на основании заявления о регистрации РЭС и (или) высокочастотных устройств на бумажном носителе или в электронной форме, подаваемого в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Внесение изменений в запись в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств осуществляется при изменении сведений, указанных в заявлении о регистрации РЭС и (или) высокочастотных устройств и прилагаемых к нему документах, или в связи с истечением срока действия записи в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств.
В данном случае судом первой инстанции правомерно учтено, что заявление о переоформлении разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов направлено обществом в связи с изменением своего наименования, обществу выдано новое разрешение на использование радиочастот от 12.11.2021 № 524-рчс-21-0004.
Доказательств прекращения регистрации спорного РЭС от 15.05.2019 на момент совершения выявленного управлением правонарушения в материалах дела не имеется.
При этом на основании приказа от 12.11.2021 № 524-рчс действие разрешения на использование радиочастот от 02.04.2019 № 190-рчс-19-0884 прекращено со ссылкой на заявление общества от 20.10.2021 и пункт 49 Порядка.
Вместе с тем из указанной нормы Порядка, а также положений Правил № 539 следует, что действие регистрации РЭС и высокочастотных устройств и действие записи в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств прекращается в том случае, когда прекращается действие разрешения на использование радиочастоты, то есть в случае, если у владельца прекращается право использования частоты как таковое и обладатель права изменяется. Также ранее выданное разрешение на использование радиочастот прекращается при переоформлении разрешения в связи с изменением наименования адреса фактического места размещения действующего РЭС.
В рассматриваемом случае анализ разрешений на использование радиочастот от 02.04.2019 № 190-рчс-19-0884 и от 12.11.2021 № 524-рчс-21-0004 свидетельствует о том, что место размещения спорной РЭС при переоформлении разрешения на использование радиочастот не изменялось. Фактический пользователь также не изменялся, изменения внесены только в отношении его наименования.
Как верно отметил суд первой инстанции, смена реквизитов юридического лица и переоформление в связи с этим разрешения на использование частоты не влекут за собой автоматического прекращения права использования частоты и не могут служить основанием для прекращения действия ранее выданного разрешения на использование радиочастот в отношении спорной РЭС, место размещения которой не изменялось, и, как следствие, повлечь за собой автоматическое прекращение действия записи в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств.
Само по себе отсутствие записи о спорном РЭС в момент проведения проверки в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств на основе разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 12.11.2021 № 524-рчс-21-0004 не свидетельствует о том, что общество эксплуатировало РЭС без регистрации.
Буквальное толкование диспозиции части 2 статьи 13.4 КоАП РФ не свидетельствует об ответственности при отсутствии регистрации РЭС на основании переоформленного разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов при наличии регистрации по ранее выданному тому же лицу разрешению.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом обжалуемого решения о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события, состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требований общества не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие апеллянта с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2022 года по делу № А13-975/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.Н. Болдырева |