ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-10004/19 от 26.03.2020 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

«26» марта 2020 года Дело № А14-10004/2019

г.Калуга

Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Серокуровой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019 (резолютивная часть) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу по делу N А14-10004/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

У С Т А Н О В И Л:

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва N 4 (далее - МБУ СШОР N 4, ответчик) о взыскании 183157,41 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, образовавшейся за период с 01.04.2016 по 01.04.2019 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Воронеж (далее - администрация, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, третье лицо обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Кассатор не согласен с оценкой судами фактических обстоятельств дела. Ссылается на то, что нежилое помещение площадью 56,4 кв. м. по адресу: ул. Новосибирская, д. 23/1 не находится во владении ответчика. Считает, что взыскание задолженности может привести к неосновательному обогащению истца. Указывает, что ответчик не получал платежные документы.

Согласно ч. 2 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее - постановление Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10), кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются арбитражным судом без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.

В соответствии с ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству и ее рассмотрении судом кассационной инстанции без вызова сторон в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.

Истец представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 АПК РФ, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения площадью 251,9 кв. м, 249,4 кв. м, 56,4 кв. м, расположенные в г. Воронеже по адресам: ул. Новосибирская, <...>. Право оперативного управления на указанные помещения зарегистрировано 15.12.2014, 22.10.2010, 05.07.2017.

Согласно постановлению Правительства Воронежской области от 10.10.2013 N 884 «О создании фонда, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (регионального оператора)», Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.

Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы» спорные многоквартирные дома включены в Региональную Программу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, установлены приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на 2016 год в размере 6,60 рублей (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 260 от 22.12.2015), на 2017 год в размере 6,60 рублей (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 218 от 26.12.2016), на 2018 год в размере 6,60 рублей (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 306 от 14.12.2017).

За период с 01.04.2016 по 01.04.2019 ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 23/1 по ул. Новосибирская, N 31 по Бульвару Победы в общей сумме 183157,41 руб.

Истец, ссылаясь на невнесение платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в которых расположены помещения, принадлежащие ответчику на праве оперативного управления, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требование истца, суды правомерно руководствовались положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частей 1, 2 статьи 39, пункта 2 части 2 статьи 154, части 1 статьи 169, части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской (далее - ЖК РФ),и пришли к обоснованному выводу о том, что собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.

На основании пункта 2 статьи 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежит и право оперативного управления.

Таким образом, как верно отмечено судами, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права оперативного управления, заключающийся в необходимости государственной регистрации.

Пункт 1 статьи 296 ГК РФ предусматривает, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (пункт 1 статьи 299 Кодекса).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Суды установили, что ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения площадью 251,9 кв. м, 249,4 кв. м, 56,4 кв. м, расположенные в г. Воронеже по адресам: ул. Новосибирская, <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Право оперативного управления на указанные помещения зарегистрировано 15.12.2014, 22.10.2010, 05.07.2017.

В силу пункта 5 статьи 228 АПК РФ, суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Суд первой инстанции в отсутствие процессуально-правовых оснований для перехода к рассмотрению дела в общем порядке, рассмотрел спор по существу на основании имеющихся в деле доказательств в порядке упрощенного производства.

Довод заявителя жалобы о том, что помещение площадью 56,4 кв. м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <...>, не принадлежит ответчику на праве оперативного управления, являлся предметом рассмотрения апелляционного суда и правомерно отклонен как противоречащий материалам дела.

Доказательства, подтверждающие уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в полном размере, ответчиком не представлены, а также не представлены доказательства, освобождающие его от исполнения принятого на себя обязательства, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании 183157,41 руб. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 23/1 по ул. Новосибирская, N 31 по Бульвару Победы в г. Воронеже за период с 01.04.2016 по 01.04.2019.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу по делу N А14-10004/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья У.В. Серокурова