ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-11049/2023 от 21.11.2023 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21.11.2023 года Дело № А14-11049/2023

г. Воронеж

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пороника Андрея Александровича,

без вызова сторон,

рассмотрев в порядке упрощенного производства

апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области

на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2023 по делу № А14-11049/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (г. Воронеж, ОГРН 1123668030232, ИНН 3664120043, в настоящее время – Министерство)

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (г. Воронеж, ОГРН 1023601547177, ИНН 3664007552)

о признании незаконным решения от 17.05.2023 № 36012350000486 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по взысканию суммы неуплаченных страховых взносов в размере 5 388,05 руб. на сумму ежегодной денежной компенсационной выплаты на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части в размере 2 694 028,72 руб. за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, по начислению пени за неуплату страховых взносов в размере 499,19 руб. и штрафа в размере 1 077,61 руб. на оспариваемую сумму за указанный период,

УСТАНОВИЛ:

Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее – ОСФР по Воронежской области, фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 17.05.2023 № 36012350000486 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по взысканию суммы неуплаченных страховых взносов в размере 5 388,05 руб. на сумму ежегодной денежной компенсационной выплаты на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части в размере 2 694 028,72 руб. за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, по начислению пени за неуплату страховых взносов в размере 499,19 руб. и штрафа в размере 1 077,61 руб. на оспариваемую сумму за указанный период.

Определением от 06.07.2023 арбитражный суд принял заявление в порядке упрощенного производства и возбудил производство по делу.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2023 по делу № А14-11049/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, заявление Департамента удовлетворено.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Воронежской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы ОСФР по Воронежской области сослалось на то, что выплаты, производимые страхователем в пользу своих сотрудников в связи с санаторно-курортным лечением и (или) отдыхом при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, являлись обязанностью работодателя и производились в интересах сотрудников именно данного страхователя в соответствии с требованиями охраны труда, из чего следует, что указанные выплаты должны являться объектом обложения страховыми взносами.

Определением от 04.10.2023 апелляционная жалоба ОСФР по Воронежской области принята к производству, судом предложено Департаменту в срок до 01.11.2023 представить отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес фонда.

Судом апелляционной инстанции установлено, что 19.10.2023 согласно выписке из ЕГРЮЛ заинтересованное лицо изменило наименование, в связи с чем, суд в порядке ч. 4 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произвел смену наименования заинтересованного лица с Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области на Министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее – Министерство).

02.11.2023 посредством сервиса подачи документов «Мой арбитр» от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложением доказательств его направления в адрес фонда, в котором заявитель просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела в порядке ст.ст. 159, 262, 266, 268 АПК РФ.

Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.

В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, ОСФР по Воронежской области была проведена выездная проверка страхователя – Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

06.04.2023 по итогам проведенной проверки составлен акт № 36012350000484 (л.д. 13 – 18).

17.05.2023 по результатам рассмотрения материалов проверки, а также представленных страхователем возражений ОСФР по Воронежской области принято решение № 36012350000486 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д. 19 – 25). В соответствии с данным решением заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – ФЗ № 125-ФЗ), в виде штрафа в сумме 1 077 руб. 61 коп., Департаменту предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 5 388 руб. 05 коп., начисленные пени в сумме 499 руб. 19 коп. и указанную сумму штрафа.

Основанием для произведенных доначислений послужил вывод ОСФР по Воронежской области о занижении страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате невключения в базу для их исчисления сумм компенсации стоимости санаторно-курортного лечения в размере 152 605 942,80 руб.

Не согласившись с названным решением ОСФР по Воронежской области, Департамент обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Исходя из ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены ФЗ № 125-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 1 ФЗ № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 20.1 ФЗ № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

На основании пункта 2 статьи 20.1 ФЗ № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 ФЗ № 125-ФЗ.

Ввиду чего, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является осуществление организацией-страхователем в пользу физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с данной организацией, выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 ФЗ № 125-ФЗ.

В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20 ТК РФ).

ТК РФ предусматривает различные компенсационные выплаты.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей – непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.

Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (в настоящее время – Министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области) является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, формирование фонда оплаты труда которого определяется статьей 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79-ФЗ) и статьей 19 Закона Воронежской области от 30.05.2005 № 29-ОЗ «О государственной гражданской службе Воронежской области» (далее – Закон № 29-ОЗ).

Исходя из статьи 23 ФЗ № 79-ФЗ, трудовые отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя регламентируются служебным контрактом, по которому представитель нанимателя обязуется выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять государственные социальные гарантии в обмен на обязательство гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Как следует из частей 1, 2, 4, 5, 10 статьи 50 ФЗ № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Положениями статей 52, 53 ФЗ № 79-ФЗ установлены основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, как связанные с исполнением служебных обязанностей, так и имеющие социальный характер, перечень которых не является исчерпывающим.

Согласно статье 73 ФЗ № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Вопросы организации государственной гражданской службы Воронежской области, отнесенные к предметам ведения Воронежской области как субъекта Российской Федерации, регулируются Законом № 29-ОЗ.

В силу частей 1 – 4 статьи 18 Закона № 29-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) оплата труда гражданского служащего производится в соответствии с федеральным и областным законодательством в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы Воронежской области.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы Воронежской области (далее – должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы Воронежской области (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются законом Воронежской области.

Ежемесячные и иные дополнительные выплаты устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством о гражданской службе.

Положениями статьи 20 Закона № 29-ОЗ установлены основные и дополнительные гарантии гражданским служащим.

Пунктом 4 части 2 статьи 20 Закона № 29-ОЗ установлено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Воронежской области, может предоставляться право на ежегодную денежную компенсационную выплату на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также на ежегодную денежную компенсацию на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно. Порядок и размер выплаты устанавливается в соответствии с приложением 16 к указанному Закону Воронежской области.

Пунктом 2 Приложения 16 к Закону № 29-ОЗ «Положение о ежегодной денежной компенсационной выплате на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также о ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха» (далее – Положение) предусмотрено, что гражданским служащим, использующим отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата на оплату стоимости санаторно-курортной путевки.

Согласно п. 4 Положения гражданскому служащему, не использующему отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата.

Денежная выплата производится один раз в календарном году по месту службы по заявлению гражданского служащего при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части. Лицу, впервые поступившему на гражданскую службу Воронежской области, в году поступления на службу (работу), по его заявлению денежная выплата производится пропорционально отработанному времени из расчета 1/12 годового размера, установленного в пункте 4 Положения, за каждый полный календарный месяц гражданской службы в календарном году (п. 5 Положения).

Исходя из вышеприведенных норм закона, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, применительно к государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные гражданским служащим от нанимателя за исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом в виде денежного содержания.

В свою очередь, выплаты в пользу гражданского служащего в рамках социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о государственной гражданской службе, не являющиеся денежным содержанием, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 20.1 ФЗ № 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия «оплата труда», сформулированному в вышеприведенных нормах.

Как усматривается из оспариваемого решения, в ходе проведенной ОСФР по Воронежской области выездной проверки страхователя было установлено, что Департаментом в 2020 – 2022 г.г. не были начислены страховые взносы на ежегодную денежную компенсационную выплату на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части.

Из материалов дела следует, что указанные компенсации затрат на санаторно-курортное лечение сотрудников произведены на основании положений Закона № 29-ОЗ.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и в этой связи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данные выплаты по своему характеру обусловлены исключительно возможностями работодателя применительно к социальной сфере обеспечения своих работников, исходя из чего, не закреплены в качестве гарантированных выплат и компенсаций в трудовом законодательстве.

Учитывая, что рассматриваемые спорные выплаты не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), поскольку их выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий, а также не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера, исходя из чего, не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование применительно к положениям п. 1 ст. 20.1 ФЗ № 125-ФЗ.

Характер и назначение спорных расходов страхователя, а также их размер сторонами не оспаривается, документальное подтверждение данных расходов проверялось в ходе осуществления проверки, что отражено в акте и оспариваемом решении.

На основании изложенного, суды соглашаются с доводами заявителя об отсутствии оснований для включения данных выплат в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем, доначисление страховых взносов, пеней, штрафа по данному основанию является неправомерным.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение ОСФР по Воронежской области № 36012350000486, обязав фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными по указанным ранее основаниям, а также ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.

Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.

Заявителем жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу спора.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, фондом не представлено.

Спорные компенсационные выплаты являлись единовременной несистематической выплатой социального характера и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы.

Вопреки позиции фонда, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.

Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно которым, суд апелляционной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в определении Верховного Суда РФ № 303-КГ15-20158 от 19.02.2016, постановлениях арбитражных судов: Центрального округа от 21.03.2018 по делу № А14-19093/2016, Северо-Западного округа от 16.05.2022 по делу № А13-12327/2021, от 08.08.2019 по делу № А13-21038/2018, Западно-Сибирского округа от 15.08.2018 по делу № А27-3094/2018, Уральского округа от 18.05.2018 по делу № А76-25243/2017, Восточно-Сибирского округа от 31.08.2020 по делу № А19-29685/2019, Поволжского округа от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 266 – 272.1 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2023 по делу № А14-11049/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.

Судья А.А. Пороник