ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-17235/20 от 14.09.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 сентября 2022 года Дело № А14-17235/2020

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,

судей Ушаковой И.В.,

Донцова П.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,

от Владимирова А.Д.: Владимиров А.Д. – лично, предъявлен паспорт гражданина РФ; Карпеев А.Н. – представитель по доверенности №36 АВ 3316434 от 22.01.2021, сроком действия на три года;

от главы КФХ Махмудова Р.И.: Махмудов Р.И. - лично, представлен паспорт гражданина РФ; Султанов Т.З. – представитель по доверенности №36 АВ 3591979 от 26.01.2022 сроком действия на пять лет;

представитель Администрации Хохольского муниципального района Воронежской области не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и Владимирова Александра Дмитриевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.09.2021 по делу №А14-17235/2020 по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Махмудова Расула Исмаиловича (ОГРНИП 305362809500029 ИНН 363100366635) о признании недействительным постановления Администрации Хохольского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601319521 ИНН 3631001604) №602 от 08.09.2020 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка,

третье лицо: Владимиров Александр Дмитриевич,

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Махмудов Расул Исмаилович (далее - глава к(ф)х Махмудов Р.И.) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Хохольского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) о признании недействительным постановления Администрации Хохольского муниципального района Воронежской области №602 от 08.09.2020 о предоставлении Владимирову А.Д. в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 336 774 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская обл., Хохольский район, западная часть кадастрового квартала 36:31:3900003.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Владимиров Александр Дмитриевич.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.09.2021 заявленные требования удовлетворены, постановление Администрации №602 от 08.09.2020 о предоставлении Владимирову А.Д. в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 336 774 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская обл., Хохольский район, западная часть кадастрового квартала 36:31:3900003, признано недействительным, суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав главы к(ф)х Махмудова Р.И.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация и Владимиров А.Д, обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами и просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать удовлетворении заявленных требований. Считают, что спорный земельный участок подлежал предоставлению без торгов, поскольку предоставлялся для сенокошения.

Администрация считает, что участок предоставлен законно, без торгов для сенокошения. Не соглашается с выводом суда первой инстанции о превышении максимально допустимой площади, установленной применительно к земельным участкам, испрашиваемым для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку Владимиров А.Д. является главой КФХ, предпринимателем, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.

Владимиров А.Д. указывает, что спорный земельный участок был предоставлен по заявлению о предварительном согласовании его предоставления для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных (не для ведения личного подсобного хозяйства) в порядке стаей 39.6 и 39.11 Земельного кодекса РФ, а согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков все виды разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения включают и сенокошение, и выпас сельскохозяйственных животных.

Судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 14.09.2022, Владимиров А.Д. и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, ответили на вопросы суда.

Глава к(ф)х Махмудов Р.И. и его представитель полагали обжалуемое решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве, ответили на вопросы суда.

Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

27.02.2020 Владимиров А.Д. обратился в администрацию Хохольского муниципального района Воронежской области с заявлением об утверждении схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Хохольскии район, кадастровый квартал 36:31:3900003, западная часть, площадью 336756 кв.м., категория земель - сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельхозпроизводства.

Постановлением Администрации от 10.03.2020 №160 была утверждена схема расположения земельного участка.

23.03.2020 земельный участок площадью 336774 кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:31:390000:359.

02.09.2020 Владимиров А.Д. обратился в администрацию Хохольского муниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении в аренду на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: западная часть кадастрового квартала 36:31:3900003, с кадастровым номером 36:31:390000:359, общей площадью 336756 кв.м., с разрешенным использованием - для сенокошения и выпаса скота.

По результатам рассмотрения указанного заявления 08.09.2020 Администрацией вынесено постановление №602 о предоставлении Владимирову А.Д. в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 336756 кв.м. с кадастровым номером 36:31:390000:359, расположенного по адресу: Воронежская область, Хохольский район, западная часть кадастрового квартала 36:31:3900003, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

10.09.2020 глава к(ф)х Махмудов Р.И. обратился в Администрацию с заявлением о приостановлении рассмотрения заявления Владимирова А.Д. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 36:31:390000:359 в связи с нахождением на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих главе к(ф)х Махмудову Р.И. на праве собственности.

Письмом от 16.09.2020 №30-11/657 Администрация сообщила главе к(ф)х Махмудову Р.И., что земельный участок передан в аренду, в связи с чем отказала в приостановлении рассмотрения обращения.

25.09.2020 между Администрацией (арендодатель) и
Владимировым А.Д. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 36:31:390000:359, который зарегистрирован 30.10.2020 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области за №36:31:3900003:359-36/093/2020-2; земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи участка земли от 25.09.2020 по условиям договора «для сельхозпроизводства».

Полагая, что постановление Администрации №602 от 08.09.2020 нарушает права как собственника объектов, расположенных на предоставленном в аренду Владимирову А.Д. земельном участке, а именно: механической дойке, площадью 98,3 кв.м., и право на равную конкурентную среду при занятии сельскохозяйственной деятельностью, глава к(ф)х Махмудов Р.И. обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).

Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулирует Федеральный закон от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Закон №112-ФЗ), в статье 2 которого под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (пункт 1 статьи 2); личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2 статьи 2).

Из совокупности положений пункта 5 статьи 4 Закона №112-ФЗ и статьи 7 Закона Воронежской области Воронежской области от 06.10.2011 №127-ОЗ «О личном подсобном хозяйстве в Воронежской области», статьи 10 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» следует, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Воронежской области устанавливается в размере 1,5 га.

Таким образом, исходя из системного толкования, действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления без торгов земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных площадью, превышающей 1,5 га.

Приведенный правовой подход отражен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2021 №Ф10-210/2021 по делу №А48-12638/2019.

В связи с чем, соответствующий вывод арбитражного суда области не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, судом установлено и из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду Владимиров А.Д.обладал статусом главы к(ф)х, а из содержания оспариваемого постановления не следует, что земельный участок предоставлялся ему как гражданину для сенокошения и выпаса скота, и обращался с заявлением в котором, в связи с чем спорный земельный участок заявленной площадью подлежал предоставлению в общем порядке в рамках конкурентной процедуры.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Положениями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов Земельным кодексом РФ определены следующим образом.

Согласно подпункту договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов применительно к рассматриваемому спору в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Так, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Данная процедура соблюдена не была. Информация о возможном формировании или предоставлении земельного участка в установленном порядке не размещалось, наличие иных претендентов не выяснялось. Обратного Администрацией не доказано.

При этом правовая позиция ее строится на том, что в данном случае соблюдение этой процедуры не требовалось.

Исходя из приведенных законоположений, суд не может признать ее верной.

Судебная коллегия также учитывает, что в силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Однако, из установленных обстоятельств дела и представленных доказательств усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 36:31:390000:203, владельцем которого является Махмудов Р.И., оказался внутри спорного земельного участка с кадастровым номером 36:31:390000:359. Таким образом, оспариваемым постановлением участок предоставлен Владимирову А.Д. несмотря еще и на то, что он сформирован с нарушением приведенных требований закона, при том, что сенокошение и выпас скота не указан в оспариваемом акте и в договоре аренды как цель его предоставления.

Владимирову А.Д. фактически разрешено на нем осуществление сельхозпроизводство, что является более широким понятием, чем сенокошение.

Иных оснований для предоставления участка без торгов в ходе судебного разбирательства не установлено. Так, КФХ уже организовано, в связи с чем, оснований полагать, что земельный участок необходим Владимирову А.Д. для организации КФХ у суда не имеется.

Доводы апелляционных жалоб об обратном основаны на неверном совокупном толковании приведенных нормативных положений земельного законодательства.

Главой к(ф)х Махмудовым Р.И. в материалы дела представлены договор купли продажи от 10.09.2014, акт приема-передачи от 10.09.2014, технический паспорт сооружений, договор купли продажи от 16.12.2019, с учетом материалов публичной кадастровой карты, договора купли –продажи от 10.09.2014, решения Хохольского районного суда Воронежской области от 17.12.2020 по делу №2-463/2020, из которых следует, что глава к(ф)х Махмудов Р.И. является законным владельцем земельного участка с кадастровым номером 36:31:390000:203 и расположенных на нем объектов недвижимости (овчарник №1, овчарник №2, объекта незавершенного строительства, силосной траншеи (литер А), водонапорной башни (литер А6), водонапорной скважины (литер А7), механической дойки, расположенные по адресу: Воронежская область, Хохольский район, кадастровый квартал 36:31:3900003).

Поскольку на спорной территории или в непосредственной близости к границам спорного земельного участка расположены указанные им объекты сельскохозяйственного назначения, а внутри предоставленного Владимирову А.Д. оказался приобретенный Махмудовым Р.И. земельный участок, суд находит, что у него имелся интерес в получении права аренды спорной территории, а поэтому его права признает нарушенными оспариваемым правовым актом, принятым с вышеуказанными нарушениями закона..

Совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о нарушении Администрацией установленной процедуры предоставления спорного земельного участка, обеспечивающей установление иных претендентов , а следовательно и прав главы к(ф)х Махмудова Р.И.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождена. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Владимирова А.Д. возлагаются на последнего.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.09.2021 по делу №А14-17235/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Н.Д. Миронцева

судьи И.В. Ушакова

П.В. Донцов