АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
29 ноября 2023 года Дело № А14-21329/2021
город Калуга
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2023
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2023
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола помощником судьи Кравченко Е.Ю.,
при участии представителей:
от департамента предпринимательства и торговли Воронежскойобласти (ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО1 (доверенность от 17.10.2023, диплом);
от общества с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс" (ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО2 (доверенность от 05.04.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу департамента предпринимательства и торговли Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу № А14-21329/2021,
УСТАНОВИЛ:
Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс" (далее - ООО "Проактив Плюс", общество, ответчик) о взыскании 1 162 000 руб. гранта в форме субсидии.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 решение суда от 29.12.2022 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, департамент обратился в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт, указывая на нарушение судами норм материального права, а именно судом апелляционной инстанции не применены подлежащие применению в рассмотренном деле положения пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также субъективно определена незначительность нарушений общества.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы департамент просит оставить в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Проактив Плюс" считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность судебного акта по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, 27.11.2020 между Департаментом предпринимательства и торговли Воронежской области и ООО "Проактив Плюс" заключено соглашение о предоставлении гранта для развития материально-технической базы объектов сельского туризма № 9 (далее - соглашение), в соответствии с пунктом 1.1 которого обществу предоставляется из областного бюджета в 2020 году грант в форме субсидии на развитие материально-технической базы объектов сельского туризма в рамках реализации получателем проекта "Создание туристско-рекреационного комплекса в п.г.т. Подгоренский": на проведение работ по благоустройству прилегающей территории коллективных средств размещения, территории мест отдыха, включая приобретение материалов.
Соглашением предусмотрено предоставление обществу гранта в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 к соглашению на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения, в сумме 1 162 000 руб.
На получателя соглашением возложена обязанность предоставлять главному распорядителю отчет об использовании гранта, в том числе об использовании средств софинансирования гранта не позднее 01.06.2021, отчет о достижении установленных при предоставлении гранта значений показателей результативности предоставления гранта - не позднее 20.12.2021.
Как следует из пункта 4.1.6 соглашения, главный распорядитель обязуется в случае установления главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Порядком предоставления грантов в форме субсидий на реализацию проектов по развитию туристской инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 05.08.2016 № 572 (далее - Порядок), и (или) соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком и (или) соглашением, недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата гранта в бюджет Воронежской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В случае получения от главного распорядителя требования в соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения получатель обязан возвращать в бюджет Воронежской области грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (пункты 4.3.7, 4.3.7.1 соглашения).
Приложениями № 1 - 5 к соглашению являются соответственно: перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является грант; сведения о финансовом обеспечении мероприятий за счет иных источников; показатели результативности предоставления гранта; отчет о достижении установленных при предоставлении гранта значений показателей результативности предоставления гранта; отчет об использовании гранта, в том числе об использовании средств обязательного софинансирования гранта.
Предусмотренный соглашением грант перечислен обществу платежным поручением от 30.11.2020 № 844803 в сумме 1 162 000 руб.
Департаментом проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов для развития материально-технической базы объектов сельского туризма, предоставленных в 2020 году, результаты которой оформлены справкой соответствующей комиссии о нарушении обществом условий соглашения, а также о не достижении показателей эффективности и реализации мероприятий в рамках субсидии по соглашению, вследствие чего обществу было направлено требование о возврате гранта в соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения и пунктом 5.2 Порядка (письмо от 22.09.2021 № 70-11/2143), которое ответчиком не было добровольно исполнено, что в свою очередь послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с иском к обществу.
Удовлетворяя исковое заявление департамента, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности ООО "Проактив плюс" факта надлежащего освоения суммы полученного гранта, соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта, обеспечения полноты и достоверности сведений, представляемых департаменту в соответствии с условиями соглашения, направления отчетности в установленный срок, что влечет обязанность получателя гранта возвратить денежные средства в доход областного бюджета.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
По общему правилу субсидии предоставляются безвозмездно и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Между тем нарушение получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, а также условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора (соглашения) являются основаниями для возврата субсидии в соответствующий бюджет.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля со блюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Как следует из пунктов 4.1, 4.2 Порядка, получатель гранта не позднее 10 декабря года, следующего за годом перечисления гранта, направляет в департамент отчеты о достижении результата предоставления гранта и об осуществлении расходов средств гранта по формам, определенным типовой формой соглашения, установленной департаментом финансов Воронежской области.
Департамент вправе устанавливать в соглашении сроки и формы предоставления получателем гранта дополнительной отчетности.
Получатель гранта несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в отчетных документах.
Ответственность за нецелевое использование предоставленного гранта, недостоверность сведений, содержащихся в документах, несет получатель гранта в соответствии с действующим законодательством (пункт 5.2 Порядка).
Согласно пунктам 5.1 - 5.3 Порядка департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта.
В случае нарушения получателем гранта условий, установленных при предоставлении гранта, выявленного, в том числе, по фактам проверок, проведенных департаментом и органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значения результата предоставления гранта и показателя, необходимого для достижения результата предоставления гранта, средства гранта подлежат возврату в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При выявлении нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, департамент принимает меры по возврату гранта посредством направления получателю гранта требования о возврате гранта в течение десяти рабочих дней с даты выявления нарушения. Грант подлежит возврату в областной бюджет в течение тридцати календарных дней с даты получения требования.
При не возврате гранта в установленный срок департамент принимает меры по взысканию подлежащего возврату гранта в областной бюджет в судебном порядке.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Как следует из материалов дела, письмом от 31.05.2021 № 16 ООО "Проактив Плюс" предоставило отчет с приложением комплекта документов, подтверждающих использование средств гранта: договор купли-продажи от 07.12.2020 № 07/12-20, заключенный между ООО "Массив" и ООО "Проактив плюс"; товарная накладная от 02.03.2021 № 116; договор купли-продажи от 10.12.2020 № 38, заключенный между ООО "Макс-Люкс" и ООО "Проактив плюс"; товарная накладная от 01.03.2021 № 12; платежные поручения от 14.12.2020 № 236, от 14.12.2020 № 235, от 22.12.2020 № 249, от 08.12.2020 № 232, от 10.12.2020 № 234, от 14.12.2020 № 237, от 22.12.2020 № 250.
Кроме того, ООО "Проактив плюс" представлено письмо от 31.05.2021 № 15, согласно которому получатель гранта подтверждает, что на дату представления отчета все приобретенные конструкции установлены по адресу: <...>.
Представленные документы в совокупности подтверждают целевое использование средств гранта, надлежащее оформление и принятие к бухгалтерскому учету приобретенных на средства гранта гриль-беседок без нарушения сроков, обозначенных соглашением.
Схема-экспликация строений, расположенных на территории земельных участков по адресу: <...> подтверждает наличие объектов на указанной территории на дату составления документа - 03.09.2021. На данной схеме-экспликации в рамках заключенного соглашения на средства гранта и личные средства (софинансирование) приобретены объекты под номерами 8 (закрытая гриль-беседка - 3 шт.), 9 (беседка с передвижным грилем - 1 шт.).
Фактическое благоустройство территории и размещение гриль-беседок подтверждается фотографиями, видеозаписями и рекламными материалами.
В соглашении от 27.11.2020 указано, что в срок до 10.12.2021 обществу необходимо было достичь показателей результативности предоставления гранта (приложение № 5 к соглашению):
- количество привлекаемых туристов (чел.) - 1 500;
- количество создаваемых рабочих мест (шт.) - 3;
- количество бесплатных мероприятий для социально незащищенных групп населения - 2.
Отчет о достижении установленных показателей был направлен ответчиком в адрес истца 30.12.2021 по электронной почте, 10.01.2022 почтой России.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что незначительные нарушения общества, касающиеся сроков представления отчета, не повлияли на результативность государственной программы по развитию туристской деятельности и на целевое расходование средств.
На средства гранта куплены и установлены четыре гриль-беседки (двух разных видов), рабочие места созданы, социально незащищенные группы населения бесплатно пользуются гриль-беседками.
Поскольку ООО "Проактив плюс" благоустроило территорию отдыха, приобрело и разместило гриль-беседки, цели и задачи государственной программы Воронежской области "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 18.12.2013 № 1119, соглашения от 27.11.2020 № 9 являются достигнутыми.
Факт реализации обществом проекта департаментом по существу не опровергнут, доказательств нецелевого использования гранта в материалы дела не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что истец не представил доказательств вмененного обществу нарушения бюджетного законодательства, в результате чего отказал в удовлетворении иска о взыскании с общества субсидии в сумме 1 162 000 руб., поскольку расходование обществом средств субсидии, результативность и целевой характер освоения бюджетных средств были достигнуты.
Доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с судебной оценкой обстоятельств данного спора и представленных доказательств, были предметом рассмотрения, не опровергают выводы апелляционного суда, положенных в основу обжалуемого судебного акта, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, суд округа не установил.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу № А14-21329/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В. Леонова
Судьи
Е.В. Бессонова
С.И. Смолко