ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-4569/2023 от 31.08.2023 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 августа 2023 года Дело № А14-4569/2023

город Воронеж

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

судьи Малиной Е.В.,

без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Олимп» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2023 (резолютивная часть от 26.05.2023) по делу №А14-4569/2023 по иску Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Олимп» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Воронеж) о взыскании убытков в размере 304 564,84 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Олимп» (далее – ответчик, Общество) о взыскании 304564,84 руб. в счет возмещения убытков.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2023 (резолютивная часть от 26.05.2023) по делу № А14-4569/2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «Олимп» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО «Олимп» указывает на то, что исходя из положений п. 2.1. ст. 24.7 КоАП РФ, расходы по перевозке, демонтажу, хранению и уничтожению изъятых в ходе проведения административного расследования предметов административного правонарушения не могут быть отнесены к убыткам и представляют собой именно административные издержки, так как необходимы для решения задач производства по делам об административных правонарушениях, в том числе для правильного рассмотрения дела в суде и применения наказания. При этом, правовых оснований для вывода о том, что административные издержки могут быть взысканы в качестве убытков в рамках гражданского судопроизводства в том случае, если решение об издержках не отражено в постановлении по делу об административном правонарушении, рассмотренному судом, не имеется. По мнению общества, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу не было лишено права на предъявление издержек по перевозке и хранению изъятой алкогольной продукции ко взысканию при подаче заявления о привлечении ООО «ОЛИМП» к административной ответственности либо после принятия решения о привлечении к административной ответственности, поскольку нормы АПК РФ не содержат запрета на рассмотрение заявления о взыскании издержек по перевозке и хранению изъятой алкогольной продукции после принятия судебного акта. Кроме того, ООО «Олимп» полагает, что расходы Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу являются чрезмерными и необоснованными.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывая, что поскольку вопрос о расходах за перевозку и хранение изъятых в ходе проведения административного расследования предметов административного правонарушения не разрешен при принятии процессуальных решений в рамках КоАП РФ, то лицо не лишено возможности обратиться в суд путем предъявления иска о взыскании убытков в пределах общего срока исковой давности.Приведенные Обществом примеры заключенных договоров на перевозку грузов по территории РФ являются несостоятельными, поскольку цена услуг по заказу государственного органа в рамках государственного контракта не может являться сопоставимой с ценой на свободном рынке аналогичных услуг для коммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением в отношении ОО «Олимп» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в рамках которого алкогольная продукция, явившаяся предметом административного правонарушения, изъята из оборота согласно протоколу изъятия вещей и документов № 0301/140720/02965-3 от 15.07.2020 (л.д. 9-10).

В целях оказания акционерным обществом «Росспиртпром» (далее – АО «Росспиртпром») услуг по вывозу и хранению алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота, между Управлением (заказчик) и АО «Росспиртпром» (исполнитель) ежегодно заключаются государственные контракты на оказание соответствующих услуг, в частности в частности № 0173100005119000027 от 09.12.2019.

В соответствии с частью 13 статьи 27.10 КоАП РФ изъятые предметы административного правонарушения (алкогольная продукция в количестве 184 кеги объемом 50 литров, 180 кег объемом 30 литров) были вывезены вне места изъятия и переданы на склад ответственного хранения АО «Росспиртпром» на основании заявки о вывозе и приеме на хранение продукции (или) предметов от 14.07.2020 №у3-12502/11-07, акта приема-передачи продукции и (или) предметов от 15.07.2020 №у3- у3-12502/11-07).

Постановлением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.11.2020 по делу №5-1534/2020 ООО «Олимп» привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. с направлением изъятой из оборота алкогольной продукции на уничтожение. Постановление вступило в законную силу 12.01.2021.

В рамках дела об административном правонарушении, совершенном ООО «Олимп», Росалкогольрегулирование понесло затраты на общую сумму 304 564 руб. 84 коп., в том числе за оказание услуг по перевозке изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в размере 241 354 руб. 45 коп., за оказание услуг по хранению изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в размере 63 210 руб. 39 коп., что следует из справки-расчета о затратах по оказанию услуг по перевозке и хранению изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.12.2020 (л.д. 72).

Факты оказания и оплаты услуг по вывозу и хранению вне мест изъятия предметов административного правонарушения подтверждается актами приема-сдачи услуг и платежными поручениями за период с 15.07.2020 по 01.12.2020 (л.д. 28-67).

01.12.2020 Управлением в адрес АО «Росспиртпром» направлена заявка об уничтожении продукции и (или) предметов № у3-23555/11-07 (л.д. 68 - 69).

Общая стоимость услуг АО «Росспиртпром» по вывозу и хранению изъятой у ООО «Олимп» алкогольной продукции составила 304 564 руб. 84 коп. Указанные средства оплачены Управлением в пользу АО «Росспиртпром» за счет средств федерального бюджета.

Затраты по делу об административном правонарушении в порядке статьи 24.7 КоАП РФ с ООО «Олимп» не взыскивались.

Росалкогольрегулирование направило ООО «Олимп» претензию о возмещении понесенных убытков от 12.01.2023 № у3-254/02-11 (л.д. 73-77), которая была оставлена последним без удовлетворения.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд области, исходя из того, что по делу об административном правонарушении административным органом понесены расходы - затраты федерального бюджета на вывоз и хранение изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции, размер которых составляет 304 564,84 руб., что подтверждается Справкой-расчетом по оказанию услуг по перевозке и хранению изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по состоянию на 01.12.2020, предоставленной АО «Росспиртпром», удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.

Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действия (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).

В силу статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - ФЗ N 171-ФЗ) в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования (абзац шестой подпункта 1 пункта 1); сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции в случае, если они обнаружены в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 названного закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (подпункт 4 пункта 1).

Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 названной статьи и (или) явившиеся предметом административного правонарушения, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 названной статьи, подлежат вывозу и уничтожению или уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац второй пункта 2).

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению, незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление Правительства N 1027) утверждены, в том числе, Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, В и 9-пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 данных Правил вывоз и хранение продукции и (или) предметов осуществляются акционерным обществом «Росспиртпром».

В соответствии с пунктом 2 Правил вывоз и хранение продукции и (или) предметов осуществляются АО «Росспиртпром».

В силу пункта 5 Постановления № 1027 реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

Пунктом 5 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, предусмотрены полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в том числе организация в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 ФЗ N 171-ФЗ из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет (п. 5.3.5(3)).

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Поэтому Управление обладает полномочиями по предъявлению требований о взыскании в доход федерального бюджета убытков в виде затрат на оплату услуг АО «Росспиртпром» по вывозу и хранению предметов административного правонарушения.

Материалам дела установлено, что в результате неправомерных действий ООО «Олимп» Росалкогольрегулирование понесло расходы из федерального бюджета на вывоз и хранение алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте.

Истцом в материалы дела представлена справка-расчет АО «Росспиртпром» о затратах по оказанию услуг по перевозке и хранению изъятых (конфискованных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.12.2020, в которой указаны конкретные формулы расчета суммы издержек по вывозу и хранению изъятой алкогольной продукции по государственному контракту от 09.12.2019 №0173100005119000027.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Контракта №0173100005119000027 от 09.12.2019 общая стоимость услуг по вывозу продукции определяется из стоимости услуг по вывозу 1 килограмма продукции и (или) предметов в размере 12,82 (Двенадцать) рублей 82 копейки, в том числе НДС (20%) 2,14 (Два) рубля 14 копеек.

Согласно пункту 5.1, 5.2 Контракта №0173100005119000027 от 09.12.2019 выполненные Исполнителем работы и оказанные услуги оформляются актами приема-сдачи оказанных услуг и выполненных работ. Такие акты оформляются ежемесячно по результатам выполненных работ, оказанных в отчетном месяце услуг.

При этом у Заказчика (Росалкоголърегулирования) согласно пункту 4.2 Государственного контракта №0173100005119000027 от 09.12.2019 есть обязанность принять выполненные работы и оказанные услуги, подписать акты приема-сдачи, а также осуществить оплату выполненных работ и оказанных услуг.

В соответствии с пунктом 3.1 Государственного контракта №0173100005119000027 от 09.12.2019 оплата выполненных работ и оказанных услуг по Контракту производится Заказчиком в безналичной форме в течение 15 дней с даты подписания и представления актов приема-сдачи оказанных услуг и выполненных работ путем перечисления Заказчиком суммы на расчетный счет Исполнителя.

Как следует из акта приема-передачи продукции от 15.07.2020 №уЗ-12502/11-07, вес вывезенной продукции в рамках дела об административном правонарушении в отношении ООО «Олимп» составил 18 826,4 кг, следовательно, стоимость услуг по перевозке продукции составляет: 18 826,40 кг х 12,82 = 241 354,45 руб. Взвешивание продукции происходило при передаче продукции на склад ответственного хранения АО «Росспиртпром».

Так как услуга по вывозу изъятой продукции была оказана АО «Росспиртпром» в июле 2020 года, оплата Росалкоголърегулированием данной услуги подтверждается актами приема-сдачи услуг по вывозу продукции, а также платежными поручениями на оплату услуг по вывозу продукции с мест ее изъятия за июль 2020 г.

Согласно пункту 2.2.1 Государственного контракта N 0173100005119000027 от 09.12.2019 общая стоимость услуг по хранению продукции определяется исходя из стоимости хранения 1000 (одной тысячи) килограмм продукции в день в размере 24 (Двадцать четыре) руб. 33 копеек, в том числе НДС (20%) 4,06 (Четыре) рубля 06 копеек.

Стоимость услуг за хранение учитывается до направления заявки на уничтожение изъятой продукции. В данном случае, 01.12.2020 Управлением в АО «Росспиртпром» направлена заявка об уничтожении продукции.

Исходя из того, что датой передачи на хранение является 15.07.2020, услуги по хранению осуществлялись до 01.12.2020 в течение 138 суток по Государственному контракту N 0173100005119000027 от 09.12.2019.

С учетом этого, затраты федерального бюджета на хранение изъятой продукции составили: 18 826,4/1000*138*24,33 = 63 210,39 руб.

Оплата Росалкоголърегулированием услуг по хранению изъятой продукции подтверждается актами приема-сдачи услуг по хранению продукции, а также платежными поручениями за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года (л.д. 65-67).

Общая сумма понесенных федеральным бюджетом расходов по вывозу и хранению изъятой алкогольной продукции в рамках дела об административном правонарушении в отношении ООО «Олимп» составила: 241 354,45+63 210,39 = 304 564,84 руб.

Таким образом, доводы ООО «Олимп» о том, что расходы Управления являются чрезмерными отклоняется как несостоятельный, поскольку расходы на оплату услуг, оказанных АО «Росспиртпром», определены на основании государственного контракта от 09.12.2019 № 0173100005119000027. При этом, цена услуг по заказу государственного органа в рамках государственного контракта не может являться сопоставимой с ценой на свободном рынке аналогичных услуг для коммерческих организаций.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что совокупность доказательств, подтверждающих вину ответчика (материальный ущерб в общей сумме 304 564,84 руб. причинен в связи несением расходов на вывоз и хранение изъятой у ООО «Олимп» из незаконного оборота алкогольной продукции на основании требований статьи 25 ФЗ № 171 и вступившего в законную силу судебного акта), причинную связь между действиями ответчика и расходами истца предоставляет последнему право на возмещение убытков, в связи с чем правомерно удовлетворил исковое заявление Управления.

Довод ответчика о том, что заявленные к взысканию расходы являются судебными издержками подлежит отклонению.

При вынесении постановления о назначении наказания по делу №5-1534/2020 вопрос об издержках по вывозу и хранению изъятой алкогольной продукции в порядке, установленном ст. 24.7 КоАП РФ, не разрешен.

Само по себе не предъявление издержек по перевозке и хранению изъятой алкогольной продукции к взысканию при направлении протокола об административной ответственности и иных материалов дела о привлечении общества к административной ответственности не может служить основанием для вывода об отсутствии у административного органа права на рассмотрение данного вопроса после принятия решения о привлечении к административной ответственности, поскольку нормы КоАП РФ, АПК РФ не содержат запрета на рассмотрение искового заявления о взыскании убытков, возникших при перевозке и хранению изъятой алкогольной продукции, после принятия судебного акта по делу об административном правонарушении.

Поскольку вопрос о расходах по перевозке и хранению изъятых в ходе проведения административного расследования предметов административного правонарушения не разрешен при принятии процессуальных решений в рамках КоАП РФ, то лицо не может быть лишено возможности обратиться в суд путем предъявления самостоятельного иска о взыскании убытков в пределах общего срока исковой давности.

Управлением правомерно надлежащим способом защиты права избрано требование о возмещении убытков, возникших по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании вступившего в законную силу судебного акта, которое подлежит рассмотрению как спор о праве в порядке статьи 15 ГК РФ.

Таким образом, предъявление настоящего иска не противоречит нормам ГК РФ, действующему законодательству и направлено на возмещение реальных потерь федерального бюджета, которые подлежат возмещению.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2023 по делу №А14-4569/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Олимп» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.В. Малина