ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 февраля 2022 года Дело № А14-5704/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области: Бурахин К.Ю. – представитель по доверенности от 15.07.2021 № 43-01-25/2035, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью «Вервие»: Баталкин Е.В. – представитель по доверенности от 16.08.2021, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2021 по делу № А14-5704/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Вервие» (далее – ООО «Вервие», заявитель,) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее – Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа №12 о прекращении права пользования недрами от 15.01.2021 и решения от 15.01.2021 о прекращении права пользования недрами, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и продлить сроки лицензии ВРЖ 80131ТП (с учетом принятого судом уточнения – л.д.90,119-120).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2021 по делу №А14-5704/2021 признан незаконными и отменен приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области № 12 от 15.01.2021 и решение от 15.01.2021 о прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО «Вервие». Суд обязал Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Вервие».
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя доводы жалобы, заявитель указывает на то, что Департамент обладал достаточными основаниями для прекращения права пользования недрами ООО «Вервие» в связи с отсутствием документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а в последующем – в связи с истечением срока действия лицензии, в связи с чем, законно и правомерно вынес решение от 15.01.2021 о прекращении правом пользования недрами, утвержденное приказом Департамента №12 от 15.01.2021. Департамент обращает внимание судебной коллегии на надлежащее уведомление общества о некомплектности заявки № 3/19, ссылаясь на информационное письмо от 16.04.2019 № 43-01-25/1978.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом представленных дополнений).
Представитель ООО «Вервие» с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях, заслушав позиции участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в том числе вступившего в законную силу постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу №А14-15580/2019, ООО «Вервие» являлось пользователем недр в соответствии с лицензией ВРЖ 80131 ТП от 22.04.2016 сроком действия до 22.04.2019 с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, поиск и оценка месторождения песков на участке недр местного значения «Богдановское-1».
ООО «Вервие» по окончании работ 30.09.2016 в адрес Департамента направлен отчет о результатах работ с целью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых по объекту, по результатам рассмотрения которого 30.11.2016 Департаментом составлено заключение экспертной комиссии, в котором вынесены замечания и предложено их устранить.
В дальнейшем, 14.03.2017 исправленный отчет вновь направлен заявителем на утверждение в Департамент.
ООО «Вервие» 29.12.2017 получено заключение №142 экспертной комиссии государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых по участку недр местного значения «Богдановское-1», в котором сделан вывод о необходимости доработки отчета путем бурения дополнительных скважин с целью более точной оценки качества и количества песков. Буровые работы должны быть проведены в присутствии сотрудников Департамента.
В связи с чем, заявитель 29.03.2019 обратился в Департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии ВРЖ 80131 ТП до 25.12.2019, указав при этом, что в этот срок готов провести весь комплекс дополнительных работ и представить на рассмотрение экспертной комиссии доработанный отчет по участку недр местного значения «Богдановское-1».
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом принято решение, изложенное в письме №43-01-25/1978 от 16.04.2019, которым:
отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на нарушение заявителем пунктов 2.6.2.2 и 3.2.1.9 административного регламента, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области № 443 от 23.08.2017 (заявление подано не по форме, установленной приложением № 3 административного регламента, к заявлению не приложены документы, перечисленные в приложении №4 административного регламента) (пункт 1);
отказано в продлении срока действия лицензии на пользование недрами со ссылкой на невыполнение заявителем пунктов 2.2.5 и 6.3 условий пользования недрами (приложение к лицензии ВРЖ80131ТП) (пункт 2).
Решением Департамента от 14.05.2019, утвержденного приказом от 14.05.2019 №194), прекращено право пользования недрами ООО «Вервие» по лицензии ВРЖ 80131ТП, указанная лицензия аннулирована.
Не согласившись с отказом в продлении лицензии и приказом о прекращении права пользования недрами, ООО «Вервие» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2020 по делу №А14-15580/2019 в удовлетворении требований ООО «Вервие» отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу №А14-15580/2019 решение суда первой инстанции отменено, признан незаконным отказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в продлении сроков действия лицензии ВРЖ №80131 ТП, выраженный в письме от 16.04.2019 №43-01-25/1978. суд апелляционной инстанции обязал Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Вервие». Также был признан недействительным приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 14.05.2019 №194 о прекращении права пользования недрами, которым утверждено решение от 14.05.2019 о прекращении права пользования недрами.
На основании вышеуказанного постановления суда апелляционной инстанции Департамент 07.12.2020 отменил приказ от 14.05.2020 №194 «О прекращении права пользования недрами» (л.д. 101). Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушении прав и законных интересов общества.
Впоследствии, 15.01.2021 Департаментом принято решение о прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО «Вервие» в соответствии с лицензией на пользование недрами ВРЖ 80131 ТП в связи с истечением установленного срока действия выданной лицензии, и об аннулировании указанной лицензии. Данное решение утверждено приказом Департамента от 15.01.2021 №12 (л.д. 10-11) и получено обществом 16.02.2021, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 77).
Вместе с тем ООО «Вервие» с учетом обстоятельств, установленных постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу №А14-15580/2019, и в отсутствие со стороны Департамента действий по исполнению судебного акта по делу №А14-15580/2019, заявлением 01.02.2021 самостоятельно повторно обратилось в Департамент с новой заявкой о продлении действия лицензии ВРЖ №80131 ТП до 31.12.2021 с приложением определенного пакета документов (л.д. 8).
Заявке ООО «Вервие» Департаментом был присвоен входящий номер от 17.02.2021 №43-01-21/1578 (л.д. 113). Однако, ответ на указанную заявку не последовал.
Ссылаясь на незаконность указанных выше приказа Департамента №12 о прекращении права пользования недрами от 15.01.2021 и решения от 15.01.2021 о прекращении права пользования недрами, и на нарушение прав и законных интересов ООО «Вервие», общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департамент вновь принял оспариваемые решение о прекращении права пользования недрами и приказ о его утверждении в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и статьи 16 АПК РФ до получения результатов рассмотрения ранее поданной обществом заявки.
Суд первой инстанции также усмотрел в действиях Департамента наличие признаков злоупотребления предоставленными полномочиями ввиду искусственного создания ситуации, при которой общество оказалось лишено возможности по рассмотрению его заявки на продление срока действия лицензии, с учетом требований вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное наличие указанных в статье 198 АПК РФ оснований: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно частью 3 статьи 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Право пользования недрами прекращается, в том числе, по истечении установленного в лицензии срока ее действия. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах).
В силу статьи 5 Закона Воронежской области от 20.12.2006 №115-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области» (далее – Закон №115-ОЗ) регулирование отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области осуществляют в соответствии с действующим законодательством Воронежская областная Дума, правительство Воронежской области, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере отношений недропользования на территории Воронежской области (далее – уполномоченный орган), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Согласно статьям 10, 14 указанного Закона право пользования участками недр местного значения возникает на основании принятого в соответствии с законодательством Воронежской области решения уполномоченного органа о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляет уполномоченный орган в порядке, установленном уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 16 Закона №115-ОЗ право пользования участками недр местного значения прекращается, а также может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Решение о прекращении, ограничении и приостановлении права пользования участками недр местного значения принимается уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Воронежской обл. от 10.05.2012 №382 утверждено Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее – Положение), пунктами 1.1, 1.2 которого предусмотрено, что Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области. Департамент является правопреемником управления по экологии и природопользованию Воронежской области и инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Воронежской области.
Согласно пункту 3.1.5 Положения Департамент исполняет государственные функции, в том числе, принимает решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения, а также о прекращении, ограничении и приостановлении права пользования участками недр местного значения.
Департамент предоставляет государственные услуги, в том числе, по оформлению, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения (пункт 3.2.3 Положения).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что вступившим в законную силу постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу №А14-15580/2019 признан незаконным отказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в продлении сроков действия лицензии ВРЖ №80131 ТП, выраженный в письме от 16.04.2019 №43-01-25/1978, а также признан недействительным приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 14.05.2019 №194 о прекращении права пользования недрами, которым утверждено решение от 14.05.2019 о прекращении права пользования недрами.
Согласно вышеуказанному судебному акту ввиду того, что Департамент в нарушение пункта 3.2.2.5 административного регламента принял к рассмотрению некомплектный пакет документов, представленный ООО «Вервие», и принял решение по существу (отказ в продлении срока действия лицензии), а не отказал в приеме заявления, то надлежащим способом восстановления прав и законных интересов ООО «Вервие» по делу №А14-15580/2019 будет являться рассмотрение поступившего заявления в соответствии с требованиями административного регламента с предоставлением возможности устранить допущенные при его подаче недостатки.
В силу статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, как верно обращено внимание судом первой инстанции, при исполнении постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 по делу №А14-15580/2019 Департамент был обязан запросить у ООО «Вервие» недостающий пакет документов и рассмотреть ранее представленную заявку от 29.03.2019 с учетом дополнительно представленных документов.
Однако, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области во исполнение решения суда апелляционной инстанции 07.02.2021 отменил лишь ранее принятый приказ от 14.05.2020 №194 «О прекращении права пользования недрами», не осуществив при этом необходимых действий по рассмотрению ранее поданной ООО «Вервие» заявки от 29.03.2019 с предоставлением возможности по предоставлению недостающего пакета документов.
Данное обстоятельство документально не опровергнуто, доказательств обратного в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что вышеуказанная обязанность у Департамента не предусмотрена нормативными правовыми актами, продление срока действия лицензии является государственной услугой и носит заявительный характер, и о том, что ООО «Вервие», будучи осведомленным о некомплектности заявки, не представлял полный пакет документов в течение 2-х месяцев, подлежат отклонению как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора.
Ссылку Департамента на письмо от 16.04.2019 № 43-01-25/1978 ( л.д. 92) как на надлежащее информирование заявителя о некомплектности заявки № 3/19 от 29.03.2019 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный отказ Департамента в продлении срока действия лицензии, выраженный в указанном письме, был предметом рассмотрения дела А14-15580/2019, являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции, суд обязал Департамент предоставить возможность обществу устранить недостатки, допущенные при подаче заявления от 29.03.2019 с требования административного регламента, что сделано ответчиком не было.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции, что издание оспариваемого приказа о прекращении права пользования недрами №12 от 15.01.2021, то есть до даты получения заявителем результатов процедуры по рассмотрению ранее поданного заявления о продлении срока действия лицензии от 29.03.2019, осуществлено Департаментом с нарушением пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах.
Наряду с этим, суд усмотрел в действиях Департамента злоупотребление предоставленными полномочиями ввиду искусственного создания уполномоченным органом ситуации, при которой ООО «Вервие» оказалось лишено возможности по рассмотрению его заявки на продление срока действия лицензии от 29.03.2019 с учетом требований вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции по делу №А14-15580/2019.
Как верно обращено внимание судом первой инстанции, в данной ситуации принятие 15.01.2021 Департаментом решения о прекращении права пользования недрами и об аннулировании лицензии, а также приказа №12 от 15.01.2021 об утверждении данного решения, при несовершении предписанных решением апелляционного суда действий по запросу у ООО «Вервие» необходимого пакета документов для рассмотрения принятой заявки общества от 29.03.2019, являлось преждевременным, поскольку лишило ООО «Вервие» возможности предоставить необходимый пакет документов для рассмотрения по существу ранее поданной обществом заявки на продление срока действия лицензии (29.03.2021), чем, безусловно, нарушило права и законные интересы ООО «Вервие».
В то же время, действия Департамента по направлению 04.08.2021, уже в ходе рассмотрения настоящего спора судом, в адрес ООО «Вервие» информационного письма о необходимости устранения недостатков, выявленных при рассмотрении заявки от 29.03.2019, при наличии направленного ООО «Вервие» 01.02.2021 в самостоятельном порядке пакета документов (вх. №43-01-21/1578 от 17.02.2021), которые не были учтены Департаментом при направлении данного письма, фактически накладывают на общество дополнительные обязанности по предоставлению необходимых документов и подачи еще одного заявления о продлении действия лицензии.
В силу частей 1, 2, 4 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах и статьи 16 АПК РФ, устанавливающей обязательность судебного акта, принял оспариваемые решение о прекращении права пользования недрами и приказ о его утверждении до получения результатов рассмотрения ранее поданной обществом заявки (29.03.2021).
В связи с чем, требования ООО «Вервие» о признании незаконным решения от 15.01.2021 о прекращении права пользования недрами и об аннулировании лицензии, и о признании незаконным приказа №12 от 15.01.2021 об утверждении данного решения правомерно признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, учитывая, что поскольку решение от 15.01.2021 о прекращении права пользования недрами и об аннулировании лицензии, и приказ №12 от 15.01.2021 об утверждении данного решения, были приняты Департаментом природных ресурсов в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах, а также без исполнения решения суда апелляционной инстанции по делу №А14-15580/2019, то надлежащим способом восстановления прав и законных интересов заявителя будет являться отмена ранее принятых решения и приказа Департамента от 15.01.2021.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Департамент обладал достаточными основаниями для прекращения права пользования недрами ООО «Вервие» в связи с отсутствием документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а в последующем – в связи с истечением срока действия лицензии, подлежат отклонению как несостоятельные и заявленные без учета обстоятельств рассматриваемого спора, в том числе вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции, содержащего вывод о том, что надлежащим способом восстановления прав и законных интересов ООО «Вервие» будет являться рассмотрение поступившего заявления в соответствии с требованиями административного регламента с предоставлением возможности устранить допущенные при его подаче недостатки.
Как отмечалось выше, в данном случае Департамент, в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах и статьи 16 АПК РФ, принял оспариваемые решение о прекращении права пользования недрами и приказ о его утверждении до получения результатов рассмотрения ранее поданной обществом заявки, вследствие чего ООО «Вервие» оказалось лишено возможности по рассмотрению его заявки на продление срока действия лицензии от 29.03.2019.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2021 по делу №А14-5704/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Малина
Судьи Н.Д. Миронцева
А.И. Протасов