ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 сентября 2022 года Дело № А14-8621/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ушаковой И.В.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: ФИО1 – представитель по доверенности от 05.05.2022, предъявлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью «Евдаковский коммунальник»: ФИО2 – представитель по доверенности от 30.03.2021, сроком действия на 3 года, представлен паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2022 по делу № А14-8621/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евдаковский коммунальник» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Евдаковский коммунальник» (далее - заявитель, ООО «Евдаковский коммунальник») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ ВО, заинтересованное лицо) №04-31/012 от 20.04.2021.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2022 заявленные требования удовлетворены.
Предписание ГЖИ ВО №04-31/012 от 20.04.2021 признано незаконным. ГЖИ ВО обязанаустранить допущенные предписанием №04-31/012 от 20.04.2021 нарушения прав и законных интересов ООО «Евдаковский коммунальник».
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ ВО обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Ссылается на взимание заявителем платы за коммунальные услуги за февраль 2021 года при отсутствии установленного для заявителя тарифа. Считает, предписание законным.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ООО «Евдаковский коммунальник».
В судебном заседании представитель ГЖИ Воронежской области поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО «Евдаковский коммунальник» возражал на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение – без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно постановлениям администрации Каменского городского поселения Каменского муниципального района Воронежской области от 15.08.2013, от 30.12.2013 № 266, ООО «Евдаковский коммунальник» осуществляет теплоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, а также формирование и доставку платежных документов на оплату коммунальных услуг в отношении, в том числе, собственников помещений жилого дома № 13 (далее – МКД № 13) по ул.Народной пгт.Каменка Каменского р-на Воронежской обл.
Заявителем заключены договоры на холодное водоснабжение от 12..01.2021, № 1, на водоотведение от 12.01.2021 № 5, на теплоснабжение от 12.01.2021 № 2.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 20.04.2021 № 1169 была проведена проверка в отношении ООО «Евдаковский коммунальник» на предмет соблюдения требований к применению тарифов на коммунальные услуги в МКД № 13 по ул.Народной п.г.т. Каменка Каменского р-на Воронежской обл.
Проверка проведена на основании жалоб собственников помещений в указанном МКД.
По результатам проверки 20.04.2021 был составлен акт проверки № 04-29/19.
Также 20.04.2021 ООО «Евдаковский коммунальник» было выдано предписание регистрационный № 04-31/12 с требованием в срок до 21.06.2021 провести перерасчет (списание в полном объеме) платы за холодное водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение за февраль 2021 года в отношении МКД № 13 по ул.Народной пгт.Каменка Каменского р-на Воронежской обл.
Исполнение предписания подразумевает обнуление счетов.
Не согласившись с предписанием ГЖИ ВО от 20.04.2021 № 04-31/012, ООО «Евдаковский коммунальник» обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Предоставление коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами.
Согласно пункту 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В силу абзаца 5 пункта 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в iм жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод, газа и электрической энергии, согласно пунктам 42 и 43 № 354, определяется по формуле 1: Рi = V iп х Ткp, где Ткp - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение указанной формулы возможно при соблюдении пункта 38 Правил № 354, только после установления тарифа для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В Воронежской области таким органом является департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области.
Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 09.03.2021 № 10/8 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Евдаковский коммунальник» потребителям, расположенным на территории Каменского городского поселения Воронежской области на период с 28.03.2021 по 31.12.2021» в размере 1592,16 руб./Гкал,
Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 09.03.2021 № 10/1 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью «Евдаковский коммунальник», осуществляющего холодное водоснабжение потребителей в границах Каменского городского поселения Каменского муниципального района Воронежской области на период с 30.03.2021 по 31.12.2021» установлен тариф в размере 25,77 руб./мЗ.
Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 09.03.2021 № 10/2 «Об установлении тарифов на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «Евдаковский коммунальник», осуществляющего водоотведение в границах Каменского городского поселения Каменского муниципального района Воронежской области на период с 30.03.2021 по 31.12.2021» в размере 9,69 руб./мЗ.
ООО «Евдаковский коммунальник» при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению жильцам многоквартирного дома № 13 по ул. Народной пгт. Каменка Каменского района Воронежской области за февраль 2021 применял не действующий тариф – тариф, по которому расчет платы производился в предшествующий период ранее управлявшей компанией.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался статьями 15, 16, 539, 544, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и исходил из того, что отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать потребителей от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества ресурса и само по себе не является основанием для неначисления и невзыскания такой платы (Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2020 № 302-ЭС20-4867 по делу № А58-7921/2018).
Суд первой инстанции верно указал, что исходя из толкования норм ст. ст. 539, 544, 548, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае, коммунальная услуга предоставлялась надлежащего качества, а потребители фактически приняли коммунальную услугу.
Кроме того, в силу пунктов 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Отсутствие в спорном периоде утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги в случае, когда законодательством установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать потребителя от исполнения обязательств по оплате фактически принятого количества ресурса.
Стороны не оспаривают факты оказания заявителем в феврале 2021 года коммунальных услуг собственникам помещений в МКД № 13 по ул.Народной пгт.Каменка Каменского р-на Воронежской обл., а также взимание заявителем платы за них.
Требования ответчика, изложенные в оспариваемом предписании, не могут быть признаны судом законными в силу того, что прямо направлены на лишение заявителя всей платы за коммунальные услуги.
В силу закона собственник обязан оплачивать потребленные ресурсы и услуги.
Отсутствие тарифа, утвержденного уполномоченным органом, не может быть квалифицировано как обстоятельство, препятствующее начислению платы за коммунальные услуги и освобождающее потребителя от исполнения обязательств по оплате фактически принятого количества ресурса, что в противном случае влечет на стороне последнего неосновательное обогащение.
Нормами жилищного права данный случай не отнесен к освобождающим собственников от уплаты за потребленную коммунальную услугу или ресурс.
Апелляционная коллегия также не усматривает оснований для полного освобождения собственников от оплаты за спорный период услуги по теплоснабжению в случае, когда она фактически была оказана надлежащего качества, а ее стоимость рассчитана в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ.
Аналогичный подход сформулирован ВАС РФ в постановлении от 15.03.2006 года № 11696/05.
Доказательств и обоснования того, что при ином расчете или применении иного тарифа сумма, начисленная к оплате была бы значительно меньше, чем при использовании прошлогоднего тарифа, Управлением не представлено.
Завышения стоимости услуг не установлено. Доказательств того, что интересы жильцов были ущемлены в результате расчета по ранее установленному тарифу, превышения предельно допустимых цен - не представлено.
Таким образом, Управлением не доказано, что оспариваемые предписания приведут к восстановлению каких-либо нарушенных жилищных прав собственников.
Изложенная позиция суда находит свое подтверждение в Определениях Верховного Суда РФ от 09.06.2021 № 310-ЭС21-6655 по делу № А48-11762/2019, от 28.04.2020 № 302-ЭС20-4867 по делу № А58-7921/2018,Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 04.03.2021 №Ф10-498/2021 по делу № А48-11762/2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии обжалуемого предписания положениям жилищного законодательства, Гражданского кодекса РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с чем, арбитражный суд области обоснованно удовлетворил заявленные требования Общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2022 по делу № А14-8621/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
судьи И.В. Ушакова
П.В. Донцов