ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А15-1692/20 от 23.12.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А15-1692/2020

30 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волчанским В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Строй Дом», Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.09.2020 по делу № А15-1692/2020, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стрела» (ОГРН 1030501262110, ИНН 0502002160) к Комитету по государственным закупкам Республики Дагестан (ОГРН 1130572002032, ИНН 0572005870), государственному казенному учреждению Республики Дагестан «Спецгазстройсервис» (ОГРН 1020502528771, ИНН 0541025764), обществу с ограниченной ответственностью «Строй Дом» (ОГРН 1150533000750, ИНН 0510011521) о признании недействительным электронного аукциона, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Стрела» (далее – ООО «Стрела», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Комитету по государственным закупкам Республики Дагестан (далее – комитет), государственному казанному учреждению Республики Дагестан «Спецгазстройсервис» (далее - ГКУ РД «Спецгазстройсервис»), обществу с ограниченной ответственностью «Строй Дом» (далее – ООО «Строй Дом») о признании недействительным электронного аукциона за реестровым номером 0103200008420000428 от 04.03.2020 на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ «Подводящий газопровод к с.Герхмахи - с.Нижнее Мулебки», о признании недействительным государственного контракта от 06.05.2020 №2-20/ОКС, заключенного между ГКУ РД «Спецгазстройсервис» и ООО «Строй Дом» по результатам электронного аукциона за реестровым номером 0103200008420000428 и применении последствий недействительности сделки, об обязании комитета возобновить электронный аукцион на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ «Подводящий газопровод к с.Герхмахи - с.Нижнее Мулебки».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан.

Решением суда от 02.09.2020 исковое заявление удовлетворено. Признан недействительным электронный аукцион за реестровым номером 0103200008420000428 от 04.03.2020 на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ «Подводящий газопровод к с.Герхмахи - с.Нижнее Мулебки». Признан недействительным государственный контракт от 06.05.2020 №2-20/ОКС, заключенный между ГКУ РД «Спецгазстройсервис» и ООО «Строй Дом» по результатам электронного аукциона за реестровым номером 0103200008420000428 с применением последствий недействительности сделки. Суд обязал комитет возобновить электронный аукцион на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ «Подводящий газопровод к с.Герхмахи - с.Нижнее Мулебки».

Не согласившись с принятым судебным актом, комитет и ООО «Строй Дом» обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Определением суда от 25.11.2020 комитету предложено представить информацию об исполнении государственного контракта от 06.05.2020 № 2-20/ОКС, заключенного между ГКУ РД «Спецгазстройсервис» и ООО «Строй Дом».

18.12.2020 от комитета поступили копии следующих документов: дополнительного соглашения № 1 от 25.08.2020, справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 01.09.2020, справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 14.10.2020, справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 20.10.2020, справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 30.10.2020, платежного поручения № 185730 от 09.09.2020, платежного поручения № 9948 от 13.11.2020, которые приобщены к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.09.2020 по делу № А15-1692/2020 подлежит отмене, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 04.03.2020 в единой информационной системе в сфере закупок по адресу в сети «Интернет»: www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП») http//roseltorg.ru. была размещена информацию о проведении электронного аукциона, в том числе, аукционная документация, для закупки по объекту: «Подводящий газопровод к с.Герхмахи-с.Нижнее Мулебки» (номер закупки 0103200008420000428).

Пунктом 15.1 информационной карты аукционной документации среди требований к участникам установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99), а именно, опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке.

В подтверждении наличия опыта участником ко второй части заявки на участие в электронном аукционе должны быть приложены:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закона о бухгалтерском учете), и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

16.03.2020 уполномоченным органом были рассмотрены первые части заявок участников торгов.

Подано шесть заявок на участие в торгах, каждая из которых допущена к участию в аукционе.

23.03.2020 аукционной комиссией для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении спорной закупки были рассмотрены вторые части заявок, о чем составлен протокол подведения итогов электронного аукциона.

Согласно данному протоколу оценивались заявки шести участников - ООО «Абукъ», ООО «Техноконтроль», ООО СК «Арт Онис», ООО «Стрела», ООО «Строй дом» и ООО «Стройлайн».

В результате рассмотрения вторых частей заявок победителем закупки признано ООО «Строй дом», предложившее цену контракта 36 000 000 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, аукционная комиссия рассмотрев в соответствии со статьей 69 Закона № 44-ФЗ вторые части заявок на участие в аукционе приняла решение о признании второй части заявки на участие в электронном аукционе, поданного ООО «Стрела», не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.

Как следует из указанного протокола, в качестве обоснования принятого решения о признании второй части заявки ООО «Стрела» не соответствующей документации об электронном аукционе комиссией указано, что представленные формы выполненных работ (КС-3) не содержат всех обязательных реквизитов, установленных частью 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, в соответствии с Постановлением № 99, а именно, к примеру, в формах КС-3 № 3 от 20.12.2019 отсутствует расшифровка подписи, должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего документ.

Решение основано на пункте 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ и указано на то, что не представлены документы и информация, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок между ГКУ РД «Спецгазстройсервис» и ООО «Строй Дом» заключен государственный контракт от 06.05.2020 № 2-20 ОКС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Подводящий газопровод к с.Герхмахи-с.Нижнее Мулебки».

Не согласившись с решением комиссии по оценке второй части заявки, ООО "Стрела" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном конкретном случае ненадлежащим образом оформленные КС-2 и КС-3 не являются основанием для вывода о том, что контракт в целом не исполнен и могут быть приняты в качестве доказательства наличия опыта в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон № 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации о нем. К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению.

Вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частям 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ).

В части 1 статьи 69 Закона № 44-ФЗ установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 данного закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей (часть 2 статьи 69 Закона № 44-ФЗ).

В силу части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 данного закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона.

В части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 данной статьи, не допускается.

Согласно части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).

В Постановлении № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1; соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнении строительных работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей установлены дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

ООО «Стрела» в составе второй части заявки были представлены: муниципальный контракт № 0103300013019000025 от 17.11.2019 на выполнение работ по объекту «Строительство подводящего водопровода с. Муги Акушинского района», цена которого составляет 23 060 350 рублей 60 копеек, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, согласно которым ООО «Стрела» были выполнены по указанному контракту работы на общую сумму
23 060 350 рублей, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2019
№ RU 05-502-316-2019 и акт приемки законченного строительством объекта № 01 от 20.12.2019, в котором указано, что стоимость объекта составляет 23 060 352 рубля.

Материалами дела подтверждено, что ООО «Стрела» в составе заявки на участие в аукционе в качестве документов, подтверждающих соответствие требованиям аукционной документации и Постановления № 99 о наличии опыта исполнения соответствующего контракта, представило акты выполненных работ (КС-3), которые не содержат всех обязательных реквизитов, установленных частью 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, в соответствии с Постановлением № 99, а именно в формах КС-3 № 3 от 20.12.2019 отсутствует расшифровка подписи, должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего документ.

Поскольку ООО «Стрела» в составе второй части заявки представлены акты о приемке выполненных работ, в которых отсутствует расшифровка подписи, должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего документ, а также принимая во внимание, что в аукционной документации установлено требование о соответствии обязательных реквизитов актов выполненных работ части 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что аукционная комиссия не имела объективной возможности установить лиц, подписавших представленные акты выполненных работ, и сделать однозначный вывод о соответствии представленных документов требованиям аукционной документации основываясь лишь на наличии печатей сторон на указанных документах. В противном случае такой вывод носил бы предположительный характер, что не соответствует целям и задачам проведения торгов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае представленные ООО «Стрела» в составе заявки на участие в аукционе документы не подтверждают наличие у общества опыта исполнения строительных работ в объеме, предусмотренном документацией об аукционе.

При таких обстоятельствах, комиссией обоснованно принято решение о признании второй части заявки ООО «Стрела» не соответствующей документации об электронном аукционе, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Стрела» в части признания недействительными электронного аукциона и государственного контракта.

Кроме того, государственный контракт от 06.05.2020 № 2-20 ОКС на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Подводящий газопровод к с.Герхмахи-с.Нижнее Мулебки», заключенный между ГКУ РД «Спецгазстройсервис» и ООО «Строй Дом», сторонами контракта исполняется, в подтверждение указанного обстоятельства в материалы дела представлены копии следующих документов: справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 01.09.2020, справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 14.10.2020, справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 20.10.2020, справки КС-3 и акта выполненных работ КС-2 от 30.10.2020, платежного поручения № 185730 от 09.09.2020, платежного поручения № 9948 от 13.11.2020.

С учетом указанных обстоятельств, обязание комитета возобновить электронный аукцион на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ «Подводящий газопровод к с.Герхмахи - с.Нижнее Мулебки» не приведет к восстановлению в правах участника аукциона ООО «Стрела». Обжалуемый судебный акт в этой части является неисполнимым, нарушает принцип правовой определенности (соответствующий подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2013 № 12573/11).

С учетом изложенного, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.09.2020 по делу № А15-1692/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.09.2020 по делу № А15-1692/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стрела» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строй Дом» расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий И.Н. Егорченко

Судьи Г.В. Казакова

З.М. Сулейманов