ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А15-4612/2021
20.10.2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2022
Постановление изготовлено в полном объёме 20.10.2022
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей: Луговой Ю.Б. и Демченко С.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан апелляционную жалобу акционерного общества «Оборонэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2022 по делу № А15-4612/2021, по иску акционерного общества «Оборонэнерго», г. Москва (ИНН: <***> ОГРН: <***>) к муниципальному бюджетному учреждению «Махачкала-1», г. Махачкала (ИНН: <***>,ОГРН: <***>) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № 1/000351/К/2021-РО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица: МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкала», при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Дагестан представителя от бюджетного учреждения «Махачкала-1» - ФИО1 (по доверенности № 297 от 08.09.2022);в здании Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда представителя от акционерного общества «Оборонэнерго» – ФИО2 (по доверенности № 61 от 21.09.2021),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Оборонэнерго» (далее - АО «Оборонэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Махачкала-1» (далее - МБУ «Махачкала-1», учреждение, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, путем принятия условий договора в редакции АО «Оборонэнерго»:
- пункт 4: «Стороны договорились, что условия договора применяются к их отношениям, возникшим с «01» марта 2021 года»;
- пункт 4.1. добавить в договор: «Договор на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами»;
- пункт 5 дополнить текстом следующего содержания: «При утверждении в установленном законодательством РФ порядке новых размеров единого тарифа и (или) нормативов накопления ТКО стоимость услуг по настоящему договору изменяется соответственно вновь утвержденным тарифам и (или) нормативам накопления ТКО с начала периода их действия. Информирование потребителя об утверждении новых размеров единого тарифа и (или) нормативов накопления ТКО осуществляется оператором в письменной форме и (или) путем публикации в средствах массовой информации и (или) размещение информации на официальном сайте оператора. Заключение дополнительного соглашения к настоящему договору об изменении единого тарифа и (или) нормативов накопления ТКО в таком случае не является обязательным для Сторон»;
- пункт 26: «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2021 г., а по финансовым обязательствам - до полного исполнения. Стороны установили, что условия настоящего договора применяются к их отношениям, возникши с даты, указанной в п. 4. договора»;
- изменить номер раздела XI Договора (в соответствии с новой нумерацией) на XII,
- раздел XI переименовать в «Антикоррупционные условия» и изложить в следующей редакции:
- пункт 34.1. Исполнителю известно о том, что заказчик реализует требования статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принимает меры по предупреждению коррупции, ведет антикоррупционную политику и развивает не допускающую коррупционных проявлений культуру, ведет деловые отношения с контрагентами, которые гарантируют добросовестность своих партнеров и поддерживают антикоррупционные стандарты ведения бизнеса;
- пункт 34.2. стороны настоящего договора признают проведение процедур по предотвращению коррупции и контролируют их соблюдение. При этом стороны прилагают разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, а также оказывают взаимное содействие друг другу в целях предотвращения коррупции. При этом стороны обеспечивают реализацию процедур по проведению проверок в целях предотвращения рисков вовлечения сторон в коррупционную деятельность;
- пункт 34.3. «При исполнении своих обязательств по настоящему договору стороны, их аффилированные лица, работники или посредники: 34.3.1. не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам, для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели;
34.3.2. не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей настоящего договора законодательством как дача / получение взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, незаконное вознаграждение от имени юридического лица, иные деяния (действие или бездействие), обладающие признаками коррупции, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
34.4. Каждая из сторон настоящего договора отказывается от стимулирования каким-либо образом работников другой стороны, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными в настоящем пункте способами, ставящего работника в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу стимулирующей его стороны.
Под действиями работника, осуществляемыми в пользу стимулирующей его стороны, понимаются: предоставление неоправданных преимуществ по сравнению с другими контрагентами; предоставление каких-либо гарантий; ускорение существующих процедур; иные действия, выполняемые работником в рамках своих должностных обязанностей, но идущие вразрез с принципами прозрачности и открытости взаимоотношений между сторонами;
34.5. «В случае возникновения у стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего раздела договора, соответствующая сторона обязуется уведомить другую сторону в письменной форме.
В письменном уведомлении сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего раздела договора контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством как дача или получение взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, незаконное вознаграждение от имени юридического лица, иные деяния (действие или бездействие), обладающие признаками коррупции, а также в действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
После письменного уведомления, соответствующая сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по настоящему договору до получения подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти календарных дней с даты направления письменного уведомления;
34.6. «В случае нарушения одной стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в настоящем разделе договора действий (действие или бездействие) и/или неполучения другой стороной в установленный настоящим договором срок подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет, другая сторона имеет право отказаться от исполнения настоящего договора в одностороннем порядке полностью или в части, направив письменное уведомление».
Приложение №1 изложить в новой редакции, согласно представленному Приложению №1 к Протоколу разногласий «Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов» к настоящему протоколу разногласий.
П№ п/п
Наименование объекта
Объём принимаемых твёрдых коммунальных отходов (в месяц)
Место
(площадка)
накопления
твёрдых
коммунальных
отходов
Место (площадка) накопления крупногабаритных отходов
Переодичность вывоза ТКО
Примечание
АО
«Оборонэнерго» филиал «Северо-Кавказский» г.РД, Каспийск,
Приморская, в/г №71, дом 20
075, м3
РД, Каспийск, ул.Приморская, в/г №71, дом 20
1 раз в месяц
АО
«Оборонэнерго» филиал «СевероКавказский» <...> в/г №4
1,5 м3
<...> в/г №4
2 раз в месяц
АО «Оборонэнерго» филиал «СевероКавказский»,
РД, Ботлихский район, с. Ботлих, в/г №1
075, м3
РД, Ботлихский район, с. Ботлих, в/г №1
1 раз в месяц
Суд определением от 14.09.2021 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкала».
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2022 по делу № А15-4612/2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу, что оснований для внесения в типовой договор условий, указанных истцом, не имеется.
Не согласившись с принятым решением арбитражного суда, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Истец указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку при вынесении судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права. Истец считает, что предложенная АО «Оборонэнерго» редакция не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ответчика как участника естественной монополии. Судом не устанавливались и не исследовались обстоятельства, связанные с фактическим оказанием услуг ответчиком в период с 01 марта 2021 года по 27 апреля 2021 год. Ответчик не представил в материалы дела какие-либо доказательства, подтверждающие факт оказания данных услуг именно истцу.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 23.08.2022 апелляционная жалоба истца принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначена к судебному разбирательству на 13.10.2022.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе «Картотека арбитражных дел» и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
Представители сторон высказали свои правовые позиции по доводам апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, дали пояснения по обстоятельствам спора.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилось, о причинах неявки суд не известило, своего представителя для участия в деле не направило, ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не направило, каких-либо других ходатайств о проведении судебного заседания в режиме веб-конференции или с использованием системы видеоконференцсвязи не заявляло, отзыва на апелляционную жалобу не представило, в связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителя третьего лица.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2022 по делу № А15-4612/2021 в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, филиалом «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» 22 марта 2021 года в адрес Регионального оператора Муниципального бюджетного учреждения «Махачкала - 1» была подана заявка на заключение договора.
28.05.2021 письмом № СКФ/070/3308 истец направил в адрес ответчика договор с протоколом разногласий (том 1, л. д. 21-27).
22.06.2021 ответчик направил в адрес истца письмо № 591а об отказе в подписании договора в редакции истца (том 1, л.д. 20).
13.07.2021 АО «Оборонэнерго» направило в адрес МБУ «Махачкала-1» претензию № СКФ/070/4325 (том 1, л. д. 28-29).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422); договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что ответчик является региональным оператором и осуществляет деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан.
Статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Таким образом, обязанность истца и ответчика заключить договор вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения твердых коммунальных отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона № 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Законодательство в сфере обращения отходов и охране окружающей среды основано на исходном принципе нормирования образования отходов посредством установления нормативов накопления твердых отходов.
Согласно статьи 1 Закона № 89-ФЗ, норматив накопления ТКО, среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, в соответствии с законодательством, любой субъект хозяйственной деятельности наделен обязанностью организовать обращение с твердыми коммунальными отходами, вырабатываемые в результате его хозяйственной деятельности посредством заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту осуществления хозяйственной деятельности.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Как установлено статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11 по делу № А76-15904/2010, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) Правил № 1156. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил № 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, у истца и ответчика существуют взаимные обязательства по вступлению в договорные отношения в соответствии с типовым договором.
02 марта 2021 года предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте Регионального оператора МБУ «Махачкала-1» (http://mbumahachkalal.ru/) и в газете «Дагестанская правда» - издание, является печатным средством массовой информации, установленным для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Республики Дагестан.
04 февраля 2021 года между МБУ «Махачкала - 1» и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан было заключено Соглашение «Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Дагестан» (далее - Соглашение), согласно которому ответчику был присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год по 4 (четырем) зонам деятельности (центральная МЭОК-1, центральная МЭОК-2, северная МЭОК-1 и северная МЭОК-2), (том 1, л. д. 64-73).
Согласно пункту 1.1 данного Соглашения предметом настоящего Соглашения является обеспечение региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах территорий муниципальных образований Республики Дагестан, расположенных в зоне действия Регионального оператора, определенной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с учетом сроков предусмотренных разделом 3 настоящего Соглашения.
В разделе 3 настоящего Соглашения указано, что настоящее Соглашение действует с даты его подписания сторонами по 31 декабря 2021 года включительно.
01 марта 2021 года постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан № 3 были утверждены (установлены) предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на территории Республики Дагестан на период с 01.03.2021 по 31.12.2021.
Следовательно, ответчик к обеспечению деятельности по обращению с ТКО приступил с 4 февраля 2021 года, договоры на услуги по обращению с ТКО начал заключать с 1 марта 2021 года.
Таким образом, МБУ «Махачкала-1» как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет свою деятельность на территории Республики Дагестан и оказывает соответствующие услуги с 01 марта 2021 года.
АО «Оборонэнерго» 22 марта 2021 года в адрес Регионального оператора Муниципального бюджетного учреждения «Махачкала - 1» была подана заявка на заключение договора.
28.05.2022 письмом № СКФ/070/3308 истец направил в адрес ответчика договор с протоколом разногласий (том 1, л. д. 21-27).
22.06.2021 ответчик направил в адрес истца письмо № 591а об отказе в подписании договора (том 1, л.д. 20).
В силу пункта 8.14 Правил № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения, указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений, рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
На основании пункта 8.15 Правил № № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 Правил № 1156.
Исходя из вышеизложенного, при рассмотрении экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО, полученного от регионального оператора и возникновении по нему разногласий, истцу было необходимо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Составление истцом протокола разногласий привело к нарушению Правил № 1156, устанавливающих порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Вышеназванные Правила № 1156 не предусматривают подписание потребителем договора на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом протокола разногласий.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
На основании пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
По смыслу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулирование разногласий по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, путём составления и подписания протокола разногласий к нему будет свидетельствовать о его ничтожности, поскольку это нарушает правила, обязательные для сторон при заключении публичных (типовых) договоров, изданные Правительством Российской Федерации (Правила № 1156).
01 марта 2021 года постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан № 3 были утверждены (установлены) предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на территории Республики Дагестан на период с 01.03.2021 г. по 31.12.2021 г.
Ответчик к обеспечению деятельности по обращению с ТКО приступил с 4 февраля 2021 года, договоры на услуги по обращению с ТКО начал заключать с 1 марта 2021 года.
По настоящим спорным условиям имеется наличие предусмотренного законом основания для определения начала срока действия договора периодом времени, предшествовавшим его заключению, поскольку с 1 марта 2021 году между сторонами существуют отношения по оказанию услуг по обращению с ТКО, которые носят публичный характер.
Указание в договоре, что услуги фактически осуществляются с 01.03.2021, не нарушает прав истца как потребителя и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В связи с этим, предлагаемая ответчиком редакция пункта 4 договора: «Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется с «01» марта 2021 года», фактическим обстоятельствам не противоречит.
Указание в договоре на то, что услуги фактически оказываются с 01 марта 2021 года нарушает права последнего, так как, истец в части приобретения товаров, оказания услуг, выполнения работ руководствуется Положением о закупках для нужд АО «Оборонэнерго» принятым в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ), согласно которому, договор может быть заключен исключительно по итогам закупочной процедуры.
По данному факту необходимо учитывать следующее.
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Положения Закона № 89-ФЗ носят специальный характер по отношению к закону № 223-ФЗ, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско - правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Нормами Закона № 223-ФЗ специфика отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления и конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере не учитываются.
Данная правовая позиция находит свое отражение в Решении Арбитражного суда Омской области от 09 декабря 2021, в Постановлении Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 15 июня 2022 - дело № А46-10974/2021.
Указанная правовая позиция по применению законодательства может быть применена применительно к позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют основания для включения пункта 4 в редакции истца в текст договора, а также отсутствуют основания для включения в текст договора пункта 4.1. в редакции истца.
Истец ссылается в апелляционной жалобе на Постановление Двенадцатого
арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 по делу № А12-21231/2020,
как на подтверждение того, что предлагаемый в редакции ответчика пункт 4 спорного договора нарушает права истца.
Апелляционная коллегия полагает необходимым пояснить следующее.
По делу № А12-21231/2020 в качестве истца выступало АО «Оборонэнерго» с аналогичными требованиями по пункту 4 договора на оказание услуг по обращению с ТКО, ответчиком выступало ООО «Управление отходами -Волгоград».
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 по данному делу, пункт 4 договора на оказание услуг по обращению с ТКО о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО был принят в редакции ООО «Управление отходами - Волгоград» (ответчик)
Предложения истца о добавлении в договор на оказание услуг по
обращению с ТКО раздела «Антикоррупционные условия», отклоняется по следующим основаниям.
Отсутствие в договоре раздела об «Антикоррупционных условиях» не влияет на применение к правоотношениям сторон при исполнении договора положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Нормами указанного закона не предусмотрено включение каких-либо положений в условия договора.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для включения данного раздела в спорный договор.
Более того, ни нормами Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления», ни положениями типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 не предусмотрен раздел «Антикоррупционные условия».
Поскольку «Антикоррупционные условия» не предусмотрены вышеназванными нормами, указанный раздел в спорный договор включению не подлежит. Такой же правовой позиции по аналогичному делу придерживается Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.04.2021 по делу № А12-21231/2020, на который ссылается истец.
Истец пожелал дополнить пункт 5 договора текстом следующего содержания:
«При утверждении в установленном законодательством РФ порядке новых
размеров единого тарифа и (или) нормативов накопления ТКО стоимость услуг по
настоящему договору изменяется соответственно вновь утвержденным тарифам и
(или) нормативам накопления ТКО с начала периода их действия. Информирование
Потребителя об утверждении новых размеров единого тарифа и (или) нормативов
накопления ТКО осуществляется оператором в письменной форме и (или) путем
публикации в средствах массовой информации и (или) размещение информации на официальном сайте Оператора. Заключение дополнительного соглашения к настоящему договору об изменении единого тарифа и (или) нормативов накопления ТКО в таком случае не является обязательным для Сторон».
В силу статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 29.1 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании вышеуказанной нормы 04.02.2021 года между МБУ «Махачкала - 1» и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан было заключено Соглашение «об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Дагестан» (далее -Соглашение), согласно которому ответчику был присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год по 4 зонам деятельности (центральная МЭОК-1, центральная МЭОК-2, северная МЭОК-1 и северная МЭОК-2).
Учитывая тот факт, что ответчику присвоен статус регионального оператора только на 2021 год и предельные единые тарифы на услуги региональных операторов утверждены только до 31.12.2021 является нецелесообразным дополнять пункт 5 договора в редакции истца, поскольку в настоящий момент конкурсный отбор региональных операторов на 2022 года и последующие годы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации не проводился, статус регионального оператора никому не присвоен (не определен региональный оператор на 2022 и последующие годы).
На 2021 год уже не могут быть вновь утверждены предельные единые тарифы, так как это возможно только на 2022 год в силу того, что постановление РСТ Дагестана № 3 от 01.03.2021 действует до 31.12.2021 включительно.
Ответчику не присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на 2022 год, следовательно, дополнять пункт 5 договора в редакции истца не представляется возможным в виду того, что полномочия на оказание услуг по обращению с ТКО по настоящему договору на 2022 год у ответчика отсутствуют.
В отношении информации по предмету договора (Приложение №1 к договору) адресов мест накопления ТКО, периодичности вывоза ТКО и объема контейнеров в куб.м. необходимо учитывать следующее.
Из предлагаемой истцом редакции, связанной с внесением изменений в информацию по предмету договора следует, что истец намерен заключить договор, по которому учет объема ТКО будет производиться, исходя из количества и объема контейнеров.
Согласно пункту 4 Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Частью 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ № 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Республики Дагестан утверждена Приказом Минприроды Республики Дагестан № 104 от 08.04.2020, электронная модель территориальной схемы опубликована на официальном сайте Минприроды РД в разделе «Деятельность» (подраздел «Обращение с твердыми коммунальными отходами»).
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами № 1039, в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Все места накопления ТКО Республики Дагестан, включенные в территориальную схему, отражены в приложении Приказа Минприроды РД № 104 от 08.04.2020 Контейнерные площадки, принадлежащие АО «Оборонэнерго», в указанном приложении не значатся, в территориальную схему не включены.
Согласно пункту 5 Правил № 505 расчеты с собственниками ТКО осуществляются в соответствии с п/п «а» пункта 5 указанных Правил, который предусматривает коммерческий учет расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом коммерческий учет объема и (или) массы ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, может быть применен при осуществлении раздельного накопления ТКО (пункт 8 Правил № 505).
Так, в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного сбора ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В отношении иных лиц коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Республики Дагестан до настоящего времени не реализован; территориальная схема по обращению с отходами на территории Республики Дагестан, утвержденная Приказом № 104, не включает в себя места (площадки) раздельного накопления ТКО.
В связи с этим осуществление учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров на территории Республики Дагестан невозможно.
Данная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации № 306-ЭС21-7340 от 07.06.2021 по делу № А55-24111/2019.
Таким образом, в данном случае правомерным будет производить расчет исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 31.10.2019 № 208 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан».
В договоре необходимо указать ближайшее место (площадку) накопления ТКО к каждому объекту АО «Оборонэнерго» согласно территориальной схеме обращения с отходами.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что суд не вправе придать договору обратную силу при отсутствии соглашения сторон относительного такого условия.
Действительно, в силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения, то есть на прошлое время, возможно при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон.
Однако, вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора между МБУ «Махачкала-1» и АО «Оборонэнерго» по спорным условиям договора, имеется наличие предусмотренного законом основания для определения начала срока действия договора периодом времени, предшествовавшим его заключению, поскольку с 01 марта 2021 года между сторонами настоящего спора существуют отношения по оказанию услуг по обращению с ТКО, которые носят публичный характер.
Истец указывает, что судом не устанавливалось и не исследовалось обстоятельство, связанное с фактическим оказанием данных услуг ответчиком именно истцу в период с 01 марта 2021 по 27 апреля 2021.
В ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции, истец не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2021 по 27.04.2021 так и за последующий период, ему оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил и ни разу не заявлял о выявленных нарушениях в работе со стороны ответчика, напротив, истец исправно оплачивает услуги ответчика по договору, тем самым, признавая добросовестное выполнение услуг последним.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта применительно к доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции полностью согласен и считает, что в нарушение требований статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств наличия иных существенных обстоятельств, которые являются основанием для удовлетворении апелляционной жалобы, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции в обоснование апелляционной жалобы истцом не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по изложенным выше основаниям и отклоняются за необоснованностью.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2022 по делу № А15-4612/2021 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2022 по делу № А15-4612/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Г.В. Казакова
Ю.Б. Луговая
С.Н. Демченко