ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А15-4816/15 от 30.01.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                           

06 февраля 2018 года                                                                     Дело №А15-4816/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.

Постановление изготовлено в  полном объеме 06 февраля 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сомова Е.Г.,

судей Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства по земельным и имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан и ООО "Имраш" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.11.2017 по делу №А15-4816/2015 (судья Ахмедов Д.А.),

при участии в судебном заседании представителя ООО "Имраш" ФИО1 (доверенность 29.01.2018),  

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - терруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (реорганизован в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, далее - комитет) и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (далее - кадастровая палата) о признании отсутствующим права собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 700 000 кв.м. с кадастровым номером 05:50:000066:93 в части 99 660 кв.м., находящийся на земельном участке лесного фонда и признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 05:50:000066:93 с неправильно установленными границами (наложением).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росимущество, Управление Росреестра по РД (далее - управление), Комитет по лесному хозяйству РД, ООО «Имраш» (далее – общество), ГКУ «Махачкалинское лесничество» (далее - лесничество) и ООО СХК «Зеленый дом».

02.11.2017 от истца поступило уточнение исковых требований, согласно которым истец отказался от требования в части признания незаконными действий филиала кадастровой палаты по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 05:50:000066:93, а в остальной части иска просил признать отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 70 га в части 99660 кв.м.

02.11.2017 от истца в суд поступило заявление об отказе от иска в части признания незаконными действий филиала кадастровой палаты.

Судом удовлетворено ходатайство ответчика о процессуальном правопреемстве министерства на его правопреемника (в результате реорганизации) - на Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан.

Решением суда от 07.11.2017 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. Общество в жалобе просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.  В обоснование жалобы апеллянты ссылаются на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда ошибочны.

В отзыве комитет и терруправление просили отказать удовлетворении апелляционных жалоб.  

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы,  просил решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.

Изучив доводы жалобы, отзыва, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, апелляционный суд находит решение от 07.11.2017 подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.05.2006 в государственный кадастр недвижимости (ГКН) внесены сведения о земельном участке лесного фонда площадью 1210000 кв.м (121 га) с кадастровым номером 05:50:000067:6, расположенного относительно ориентира: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с разрешенным использованием - для лесоразведения, правообладателем которого указано ФГУ «Пригородный лесхоз» на праве постоянного (бессрочного)   пользования. 

08.06.2006 за  Российской   Федерацией   в  лице территориального управления зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда площадью 1210000 кв.м (121 га) с кадастровым (условным) номером 05:50:000067:0006, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, Сулакская зона, категория земель: земли лесного фонда, о чем в ЕГРП внесена запись от 06.06.2006 за №05-05-01/025/2006-126, свидетельство о регистрации права от 08.06.2006 серии 05-АА №040787 (л.д.42 т.4).

Распоряжением территориального управления от 25.08.2006 №135-р в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ (Пригородный лесхоз» (правопредшественник лесничества) предоставлены 24 земельных участка, находящихся по адресу: РД, Кизилюртовский район, Кумторкалинский район, Буйнакский район, Бабаюртовский район, в том числе, земли лесного фонда в кварталах 30, 32, 33 Кумторкалинского участкового лесничества, Махачкалинское лесничество (л.д.40-41 т.4).

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.04.2014 №118-р приняты предложения Минимущества РД и Минсельхозпрода РД о равноценном обмене прилегающего к госскотопрогону земельного участка площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000019:30 из земель сельскохозяйственного назначения ООО «Имраш» г. Кизилюрт, расположенного в границах Кумторкалинского района, на земельный участок госскотопрогона площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000066:93, расположенный южнее пос. Сулак г. Махачкалы (л.д.102 т. 1).

Однако ответчиком и третьим лицом (общество) в материалы дела не представлены доказательства о фактическом наличии у общества каких-либо вещных прав на земельный участок площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000019:30 из земель сельскохозяйственного назначения, предлагаемый к равноценному обмену на земельный участок скотопрогона площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000066:93, относящийся к собственности Республики Дагестан.

Согласно свидетельству о регистрации права от 12.11.2013 серии 05 -АА №757742 земельный участок площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000019:30, расположенный по адресу: РД, Кумторкалинский район, СХПК «Согратль» Гунибского район, является собственностью Республики Дагестан, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 12.11.2013 за №05-05-01/508/2013-131 (л.д.12 т.2).

Распоряжением министерства от 05.07.2013 №424-р образован земельный участок площадью 700 000 кв.м (70 га), категории «земли сельскохозяйственного назначения», расположенный по адресу: РД, Кумторкалинский район, для ведения отгонного животноводства (л.д.115 т.1).

Решением филиала кадастровой палаты от 18.07.2013 №005-301/13-37435 на кадастровый учет поставлен объект недвижимости - земельный участок площадью 70 га с местонахождением: РД, Кумторкалинский район, южнее пос. Сулак (л.д.103-114 т.1).

14.08.2013 за Республикой Дагестан зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 700000 кв.м (70 га) с кадастровым номером 05:05:000066:93, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения- для сельхозиспользования, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, южнее п.Сулак, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации от 14.08.2013 за №05-05-01/069/2013-323 (л.д.17 т.2).

18.11.2014 на основании распоряжения Минимущества РД от 05.07.2013 №424-р министерству регистрационным органом выдано свидетельство серии 05 АА (с отметкой: повторное, взамен свидетельства №757363 серии 05-АА от 14.08.2013) о регистрации права собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 700 000 кв.м (70 га) с кадастровым номером 05:05:000066:93, с указанием иной категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и т.д., - для разработки песчаного карьера, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, южнее п. Сулак (л.д.20 т.1, л.д.18 т.2).

Согласно договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, от 19.05.2014 №23, указанный участок площадью 70 га министерством передан в аренду общества без соблюдения публичных процедур и без проведения торгов и аукциона), о чем в ЕГРП 22.05.2014 внесена запись регистрации права за №05-05-01/043/2014-291 (л.д.106-107 т.3).

На основании протокола аукциона от 05.09.2013 №28 между комитетом (арендодатель) и ООО Сельскохозяйственная компания «Зеленый Дом» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.09.2013, по условиям которого арендодателем во временное пользование сроком на 49 лет арендатору передан участок лесного фонда площадью 36 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, ГКУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 30, выдела 1-17, кадастровый (условный) номер лесного участка по государственному лесному реестру 82:236:16:0118. Границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора, приложение №1. Государственная регистрация договора аренды произведена 28.03.2014, запись регистрации в ЕГРП за №05 -05¬01/003/2014-958 (л.д.111-114 т.3).

При проведении работ по кадастровому учету земель лесного фонда выявлено пересечение земель лесного фонда в кварталах 30, 32 ГКУ «Махачкалинского лесничество» Кумторкалинского участкового лесничества с земельным участком иной категории с кадастровым номером 05:50:000066:93, площадь пересечения составляет 99 660 кв.м), что следует из заключения отдела организации управления лесами и ведения лесного реестра, а также из заключения ООО «Дагестанкадастрсъемка» от 27.10.2015 №239 (л.д.21-24, 31-32 т.1).

Истец, полагая, что ответчик незаконно зарегистрировал право собственности на часть земель лесного фонда площадью 9,96 га (с учетом уточнения требований от 02.11.2017) из общего земельного участка площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000066:93, чем нарушаются права и законные интересы Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.

Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №278 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, согласно которому территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального управления; осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности; представительствует в судах, обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных законных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом; принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом (пункты 1, 4.2, 4.3, 5.3, 5.5).

В связи с изложенным, территориальное управление признано судом  надлежащим истцом по рассматриваемому спору.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В соответствии со статьей 12 Кодекса защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.

Выбор способа защиты права избирается заявителем, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных (оспариваемых) прав или защите законного интереса.

Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 ГК РФ. Вместе с тем, по смыслу пункта 1 статьи 1 ГК РФ и части 1 статьи 4 АПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Восстановление нарушенного права собственности или иных вещных прав возможно лишь путем заявления материально-правового требования, например, признания сделки недействительной (ничтожной), применения последствий недействительности сделки и требования об изъятии (истребовании) имущества из чужого незаконного владения, признания права отсутствующим и т.д.

В статье 76 Земельного кодекса предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление Пленумов №10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права (обременения) отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Соответствующая правовая позиция сформулирована и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 12576/11.

Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301 ГК РФ в отсутствие фактического владения вопрос о праве собственности на земельный участок может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска. Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.

В пунктах 1 и 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 №153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" содержатся следующие разъяснения. Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен арбитражным судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в ЕГРП о принадлежности имущества.

В пунктах 45 и 47 Постановления Пленумов №10/22 даны разъяснения о том, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что истец владеет земельным участком площадью 121 га с кадастровым номером 05:50:000067:0006, часть из которого площадью 36 га по договору аренды лесного участка от 19.09.2013 передана в аренду ООО СХК «Зеленый Дом» для целей выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений.

Из акта осмотра с выездом на место от 10.05.2016, составленного с участием представителей истца, комитета, лесничества и арендатора, а также приложенных к акту фотографий следует, что при обследовании участков ответчика и земель лесного фонда в кварталах 30, 32 Кумторкалинского участкового лесничества нет построек, оградительных или иных сооружений, обнаружена выборка песка. К акту приложены фотосхемы мест расположения спорных земельных участков лесного фонда и ответчика, а также находящихся в смежестве земельных участков.

Из пояснений истца и третьих лиц (комитета и лесничества) следует, что при заключении с ООО СХК «Зеленый Дом» указанного договора аренды от 19.09.2013 в тексте договора ошибочно указано о том, что передаваемый в аренду лесной участок площадью 36,0 га является частью лесного фонда площадью 2879 га с кадастровым номером 05:50:000067:0011.

Как это видно из самого текста договора и приложений к нему (из схемы расположения и границы лесного участка), арендатору в аренду передан лесной участок площадью 36,0 га в квартале №30, выдела 1-17 Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», который входит в состав земель лесного фонда площадью 121 га с кадастровым номером 05:50:000067:0006.

Из имеющегося в деле экспертного заключения №321/16 от 08.07.2016  следует, что в материалах дела отсутствуют документы по установлению границ земельного участка Кумторкалинского участкового лесничества (кварталы 30, 32) на местности, т.е. межевания земельного участка, согласования их со смежниками. Лесной участок с кадастровым номером 05:50:0000067:6 зарегистрирован 11.05.2006 декларативно, как ранее учтенный, без проведения межевых работ с декларативной площадью 121 га. Площадь лесного участка по материалам лесоустройства 2006 года составляет 122,0 га, при проведении экспертизы площадь этого участка установлена 122,358 га, а по кадастровому учету- 121 га. Исходной правоустанавливающей и удостоверяющей (в частности, схем, чертежей и планов) надлежаще исполненной (с координатами характерных точек либо с привязкой к их долговременным, постоянным элементам местности) документацией на участок лесного фонда Кумторкалинского участкового лесничества истцом не предоставлен. Фактическое место расположения земельного участка ответчика площадью 70 га имеет смешение в южном направлении на 25-40 метров относительно местоположения участка по координатам межевого дела и кадастрового учета. Площадь участка по осмотру составляет 698 111 кв.м. По изложенным основаниям определить, имеется ли наложение земельного участка ответчика площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000066:93 на ранее учтенный земельный участок лесного фонда площадью 121 га с кадастровым номером 05:50:000067:6 не представляется возможным. К заключению экспертизы приложена схема №1 местоположения спорных земельных участков истца и ответчика, в котором указывается о наложении земельного участка ответчика на земли лесного фонда в кварталах 30, 32 Кумторкалинского участкового лесничества (л.д.82-94 т.3).

В заключении экспертизы №264/16 от 26.05.2017 также содержатся выводы об отсутствии у истца исходных землеотводных и землеустроительных документов (к которым материалы лесоустройства 2006 года не относятся) на участок лесного фонда Кумторкалинского участкового лесничества площадью 121 га и о наличии выявленных противоречий в документах, в связи с чем наложение спорных участков истца и ответчика не имеется. К заключению экспертизы приложена схема №1 местоположения спорных земельных участков истца и ответчика, в котором указывается о наложении земельного участка ответчика на земли лесного фонда в кварталах 30, 32 Кумторкалинского участкового лесничества. Кроме того, в данном экспертном заключении указано, что не представляется возможным принять во внимание выписку из лесоустроительной карты-схемы лесоустройства 2006 года участка лесного фонда, кварталы 30, 32, 33 с кадастровым номером 05:50:000067:6 по причине исключения оспариваемого доказательства в силу его недостоверности, указанного в определении суда. (л.д.57-65 т.7).

Из комиссионного заключения экспертизы №744/17 от 05.10.2017 следует, что земельный участок площадью 70 га обществом не огорожен, на местности границы не распаханы, только на юго-западном углу участка сохранился межевой столб. Участок состоит из незакрепленных и полузакрепленных песков. Древесно-кустарниковой растительности на земельном участке почти отсутствует, за исключением кустарниковой растительности на отработанном песчаном карьере. Фактическое месторасположение этого участка имеет смешение в южном направлении на 25-40метров относительно местоположения участка по координатам межевого дела и кадастрового учета. Лесной участок с кадастровым номером 05:50:000067:6 11.05.2006 зарегистрирован декларативно, как ранее учтенный, без проведения межевых работ с декларированной площадью 121 га. Исходная правоустанавливающая и удостоверяющая (в частности, схем, чертежей и планов) надлежаще исполненная (с координатами характерных точек либо с привязкой их к долговременным (постоянным) элементам местности) документация на земельный участок Кумторкалинского участкового лесничества истцом не предоставлена. На публичной кадастровой карте земельные участки сторон не накладываются, а имеет смежную границу. По имеющимся материалам дела определить, имеет ли наложение земельных участков истца и ответчика по указанным выше основаниям не представляется возможным. К заключению экспертизы приложена схема №1 местоположения спорных земельных участков истца и ответчика, в котором указывается о наложении земельного участка ответчика на земли лесного фонда в кварталах 30, 32 Кумторкалинского участкового лесничества.

Оценив вышеуказанные экспертные заключения, суд пришел к выводу, что   материалы лесоустройства 2006 года не являются правоустанавливающими документами на земельный участок истца.

Суд посчитал, что данные выводы экспертов основаны на ошибочном применении закона к спорным правоотношениям. При производстве экспертных исследований по поручению суда должны быть исследованы и оценены для целей подготовки экспертного заключения все доказательства и документы, представленные всеми лицами, участвующими в деле, а не только выписку из лесоустроительной карты-схемы лесоустройства 2006 года участка лесного фонда, кварталы 30, 32, 33, представленного третьим лицом (комитетом).

Истцом в обоснование заявленных требований в соответствии со статьей 65 АПК РФ в материалы дела представлены заверенные копии материалов лесоустройства 2006 года, в том числе копии лесоустроительной карты-схемы, планшета 28 Кумторкалинского участкового лесничества, таксационное описание Кумтокалинского участкового лесничества (выполнены филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в 2007 году) и другие документы.

Руководитель ООО «Дагестанкадастрсъемка» ФИО2, привлеченный судом первой инстанции в соответствии со статьей 87.1 АПК РФ в качестве специалиста, дал подробные пояснения по вопросу подготовленного им заключения от 27.10.2015 №239, подтвердив факт пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером 05:50:000066:93 на земельный участок с кадастровым номером 05:50:000067:6, площадь пересечения составляет 99 660 кв.м. (л.д.31 -32 т.1).

Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.

Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что настоящий спор возник в связи с выявлением комитетом при проведении кадастровых работ пересечения (наложения) в части земельного участка ответчика с кадастровым номером 05:50:000009:56 на ранее учтенный по материалам лесоустройства 2006 года земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 05:50:000067:0006 площадью 121 га.

При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о лесном земельном участке площадью 121 га как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера 05:50:000067:0006 его площадь определена декларативно (графа 16 кадастровой выписки от 26.05.2016), границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, посредством определения координат характерных точек не устанавливались.

Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером 05:50:000067:0006 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Суд пришел к выводу, что исходный лесной земельный участок, занимающий земли Кумторкалинского участкового лесничества, кварталы 30, 32 в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ, площади и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра.

Следовательно, в рассматриваемом случае исходный земельный участок представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого установлены и определены в соответствии с лесным законодательством, но в силу требований кадастрового законодательства считаются неустановленными.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.06.2014 №4890/14 содержатся следующие правовые позиции, которые подлежат применению по рассматриваемому спору: «Государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости. В частности, Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда:

-в отношении которых имеется план лесного участка;

-в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения;

-прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).

Принимая во внимание эти особенности правового регулирования, отражающие специфику всех ранее учтенных лесных участков (на основе материалов лесоустройства), в составе земель лесного фонда, их государственный кадастровый учет с описанием границ в соответствии с требованиями земельного законодательства должен осуществляться единообразно».

В соответствии с вышеизложенной правовой позицией, требованиями лесного и кадастрового законодательства суд пришел к обоснованному  выводу о том, что материалы лесоустройства 2006 года, которыми истец в порядке статьи 65 АПК РФ доказывает правовые основания предъявления иска, и факт наложения спорного земельного участка в части на земельный участок лесного фонда площадью 9,96 га, в силу положений статей 67, 68 АПК РФ являются надлежащими доказательствами.

В заключении эксперта АНО «Независимая судебно-экспертная компания» ФИО3 от 06.02.2017 №75/16 содержатся следующие выводы:

-земельный участок площадью 70 га с кадастровым номером 05:05:0000666:93 (земли промышленности, транспорта, связи...), расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, южнее п. Сулак, находящийся в собственности Республики Дагестан (запись о регистрации права от 14.08.2013 №05-05-01/069/2013-323), образованный в границах по кадастровому учету ГКН, имеет наложение на земельный участок (ранее учтенный лесной участок) площадью 121 га (по факту- 122,358 га) с кадастровым номером 05:50:000067:6, площадь наложения составляет 166 868, 21 кв.м (16,68 га) в границах, образованных по нижеследующим координатам:

№№

Координаты участка наложения:

X

Y

1

250451.850

348526.580

2

250395.246

348701.347

3

249843.730

348449.370

4

249542.425

348333.940

5

249609.270

348155.400

6

249880.737

348274.311

1

250451.850

348526.580

Площадь, кв.м. (га)

166868.21 (16,68)

и на земельный участок площадью 36 га с кадастровым номером 05:50:000067:6001, находящегося на основании договора аренды лесного участка от 19.09.2013 в арендном пользовании ООО СХК «Зеленый дом» (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру 82:236:16:0118, квартал 30, выдела 1-17), расположенные по адресу: РД, Кумторкалинский район, Сулакская зона (кварталы №30, 32, 33 Махачкалинского лесничества, Кумторкалинского участкового лесничества), находящийся в собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Дагестан, образованный в границах, приведенных в координатах из выписки государственного лесного реестра. Площадь наложения составляет 109981.77 кв.м. (11,0 га) в границах, образованных по нижеследующим координатам:

№№

Координаты участка наложения:

X

Y

1

250451.850

348526.580

2

250395.246

348701.347

3

249843.730

348449.370

4

249880.737

348274.311

Площадь, кв.м. (га)

109981.77 (11,0)

На план-схеме приложения №2 к заключению эксперта №75/16 от 06.02.2017 наложение (пересечение) границ спорных земельных участков показаны конфигурация с обозначением точек границы, поворотных точек и координат.

Эксперт ФИО3 в суде пояснила, что материалы лесоустройства 2006 года, государственный лесной реестр и выписки из этого лесного реестра по кварталам 30, 32 Кумторкалинского участкового лесничества, являются правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами при проведении подобных судебно-землеустроительных экспертиз, поскольку в соответствии с лесным и земельным законодательством земли лесного фонда являются ранее учтенными и в настоящее время проводятся работы по уточнению границ этих участков.

Истцом с учетом уточнения от 02.11.2017 заявлены требования о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000066:93 в части наложения (пересечения) площадью только лишь в размере 99660 кв.м (9,96 га), что является его правом.

Суд признал, что требования истца о наложении земельного участка ответчика площадью 70 га с кадастровым номером 05:50:000066:93 на земельный участок лесного фонда площадью 121 га с кадастровым номером 05:50:000067:6 в части площадью 9,96 га подтверждается документами и доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе заключением экспертизы №75/16 от 06.02.2017, заключением ООО «Дагестанкадастрсъемка» от 27.10.2015 №239, материалами лесоустройства от 2006 года (в том числе государственным лесным реестром, выкопировкой из лесоустроительной карты-схемы Кумторкалинского участкового лесничества и таксационным описанием земель Кумторкалинского участкового лесничества), а также приложениями-схемами №1 к заключениям судебных экспертиз № №21/16 от 08.07.2016, №264/16 от 26.05.2017, №744/17 от 05.10.2017.

Материалами дела также подтверждается, что спорным земельным участком площадью 9,96 га, являющийся частью земельного участка лесного фонда площадью 121 га с кадастровым номером 05:50:000067:0006, истцом владение не утрачено.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорным земельным участком (входит в состав участка площадью 36 га, переданного в аренду ООО СХК «Зеленый Дом») фактически владеет ответчик, этот участок огорожен и используется по целевому назначению. Фактически ответчик оказывает истцу как уполномоченному органу распоряжаться и владеть землями лесного фонда, в том числе по проведению работ по государственному кадастровому учету ранее учтенных лесных земель.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что истец, не утративший владение спорным земельным участком, правомерно предъявил  иск с выбором способа защиты нарушенного права в виде требования о признании отсутствующим права собственности ответчика в части пересекаемого (налагаемого) участка площадью 9,96 га (с учетом уточнения требований от 02.11.2017), который приведет к восстановлению нарушенного законного интереса.

При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворены заявленные требования терруправления (с учетом уточнения от 02.11.2017).

Ссылка ответчика и общества на правомерность государственной регистрации права собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 70 га и его передачи в арендное пользование обществу суд признал несостоятельной. Министерство в оспариваемой части земельного участка площадью 9,96 га в рассматриваемом случае с превышением своих полномочий распорядился спорным земельным участком, относящийся к ранее учтенным с 2006 года землям лесного фонда, находящимся в федеральной собственности. Вышеуказанные ненормативные акты министерства, послужившие для государственной регистрации права собственности Республики Дагестан в оспариваемой части земель лесного участка, в силу статьи 12 ГК РФ не подлежат применению судом как акты государственного органа, противоречащие закону.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда  Республики Дагестан от 07.11.2017  по  делу  №А15-4816/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                        Е.Г. Сомов

Судьи:                                                                                                     З.А. Бейтуганов

                                                                                                                 Н.В. Макарова