ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
15 мая 2018 года Дело № А15-5021/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Бейтуганова З.А., судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы
Министерства строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Дагестан и Министерства финансов Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.02.2018 по делу № А15-5021/2017 (судья Магомедов Р.М.)
по иску Администрации муниципального района «Ахтынский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республике Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального района «Ахтынский район»: представитель ФИО1 (по доверенности 25.03.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района «Ахтынский район» (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой РД) о взыскании 2 824 000 руб. задолженностипо муниципальному контракту №6-2/16 от 24.02.2016 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве соответчика Республику Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан (далее – Минфин РД) а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Правительство Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.02.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с Минстроя при недостаточности денежных средств - субсидиарно с Минфина в пользу администрации 2 824 000руб. задолженности. Судебный акт мотивирован тем, что в результате невыполнения Минстроем РД и Республикой Дагестан бюджетных обязательств у Администрации MP «Ахтынский район» образовались убытки в виде взысканных сумм по делу №А15-745/2017 в размере 2 824 000 руб.
Несогласившись с вынесенным судебным актом, Минстрой обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 19.02.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что Соглашение о подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) поселений, входящих в состав муниципального района «Ахтынский район» на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан на 2015 год и местных бюджетов на 2015 год в соответствии с положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является основанием для возникновения расходных обязательств Республики Дагестан по предоставлению межбюджетных субсидий.
Минфин не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился в апелляционную инстанции с жалобой, в которой просил решение суда от 19.02.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что неисполнение обязательств, возникло в силу отсутствия финансирования, следовательно, отсутствие вины в неисполнении или не надлежащем исполнении обязательств ответчика, в свою очередь в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, может служить основанием для освобождения ответчика от ответственности.
В судебном заседании представитель администрации, возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 04.04.2018 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя администрации и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.02.2018 по делу № А15-5021/2017 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела,между Минстроем РД и Администрацией муниципального района «Ахтынский район» заключено «Соглашение о подготовке документов территориального планирования сельских поселений входящих в состав муниципального района Ахтынский район, на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан на 2015 год и местного бюджета на 2015 год».
Согласно п. 1.1. соглашение регулирует отношения между Минстроем РД и органами местного самоуправления муниципального района «Ахтынский район», связанные с осуществлением последними полномочий по подготовке документов территориального планирования (генеральных планов) поселений, входящих в состав муниципального района «Ахтынский район».
Подготовку и утверждение генеральных планов поселений, входящих в состав муниципального района «Ахтынский район», отнесенные к полномочиям органон местного самоуправления поселений, осуществляется до 01.01.2016 года (п. 1.2. соглашения).
В соответствии с п. 2.1. соглашения Минстрой РД осуществляет: организационно – методическую помощь при подготовке и утверждении генеральных планов поселений, входящих в состав MP«Ахтынского района»; финансирование разработки генеральных планов поселений за счет средств республиканского бюджета в объеме 80% от всей стоимости работ по контракту, в том числе авансовый платеж, обеспечивающий начало выполнения работ, по мере поступления денежных средств на счет министерства.
Согласно п.2.2. соглашения органы местного самоуправления муниципального района «Ахтынский район» и органы местного самоуправления поселений осуществляет финансирование в 2015-2016 годах за счет средств местных бюджетов разработки генеральных планов поселений, входящих в состав «Ахтынский район», и объеме 20 % от всей суммы, требуемой для подготовки генпланов поселений.
В соответствии с п.2.3. соглашения для получения средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на 2015 год для указанных целей, органы местного самоуправления муниципального района «Ахтынский район» представляют в Минстрой Дагестана: постановления глав местных администраций поселений о принятии решения о разработке генеральных планов поселений; документы, подтверждающие наличие бюджетных ассигнований в местном бюджете на 2015 год и планировании средств в местном бюджете па 2016 год на софинансирование расходов для разработки генеральных планов поселений; копии соглашений о передаче главами местных администраций поселений полномочий по осуществлению функций заказчика по подготовке генеральных планов поселений органам местного самоуправления муниципального района «Ахтынский район»; копию заключенного с победителем подрядных торгов муниципального контракта па разработку генеральных планов поселений, входящих в состав «Ахтынский район» с календарным планом, в котором указаны сроки выполнения и источники финансирования этапов работ в пределах установленных долей софинансирования из местных и республиканского бюджетов, с завершающим этапом, финансируемым из республиканского бюджета по решению Минстроя Дагестана.
Указанное соглашение заключено на основании пункта 2 Постановления № 276.
Во исполнение соглашения истцом и обществом с ограниченной ответственностью научно исследовательский институт «Земля и город» 24.02.2016 заключен муниципальный контракт № 6-2/16 на выполнение работ для муниципальных нужд.
На основании заключенного контракта ООО «Земля и город» взяло на себя обязательство выполнить разработку комплексного проекта развития территории муниципального района «Ахтынский район» Республики Дагестан, в том числе генеральных планов и правил землепользования и застройки пяти сельских поселений муниципального района «Ахтынский район», а истец обязался принять результат работ и оплатить его. Общая стоимость работ определена в размере 3 530 000 рублей.
Согласно п.3.7 контракта окончательный расчет за исполненные по контракту обязательства производится администрацией MP «Ахтынский район» до 31.12.2016 года при условии подписания акта сдачи -приемки работ, то есть завершения (закрытия) исполнения обязательств по контракту по мере поступления средств в бюджет района.
Пунктом 3.8 контракта предусмотрено, что финансирование настоящего контракта осуществляется за счет средств: 20% местный (районный бюджет, 80% республиканский бюджет (перечисление части средств из республиканского бюджета на счет Исполнителя будет производиться по мере поступления из республиканского бюджета РД).
Финансирование работ в части 20%, что составляет 706 000 рублей, осуществляется за счет средств местного, районного бюджета и оплата в этой части произведена тремя платежами: 10 ноября 2016 года - 100 000 рублей, 29 декабря 2016года- 200 000 рублей и 10 февраля 2017 года- 406 000 рублей. Таким образом, администрация MP «Ахтынский район» свои обязательства по муниципальному контракту исполнила в полном объеме.
Финансирование в части 80%, что составляет 2 824 000 рублей, которая должна была осуществляться за счет республиканского бюджета, до сих пор не произведено.
11.01.2017 администрация MP «Ахтынский район» обратилась с письмом за № 01-37/4 к министру строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан о выделении денежных средств для погашения задолженности перед НИИ «Земля и город» в соответствии с претензиями от 09.01.2017.
В связи с невыполнением взятых на себя обязательства по софинансированию Минстроем РД в размере 80% от стоимости муниципального контракта у заказчика (истца) образовалась задолженность перед ООО НИИ «Земля и город».
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.08.2017, с Администрации муниципального района «Ахтынский район» в пользу общества с ограниченной ответственностью научно-исследовательский институт «Земля и город» взыскано 2 824 000руб. задолженности по муниципальному контракту № 6-2/16 от 24.02.2016; 193 303 руб. 47 коп. неустойки за период с 21.01.2017 по 27.07.2017; неустойку, начисленную на сумму задолженности (2 824 000 руб.) начиная с 27.07.2017 по дату фактической оплаты долга; 37 385 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
10.07.2017 Администрация MP «Ахтынский район» обратилась к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД с претензией о погашении возникшей задолженности в сумме 2824000 рублей и неустойку за просрочку исполнения обязательств в сумме 52950 рублей в добровольном порядке в срок до 15.07.2017, которая ответчиком оставлено без удовлетворения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в результате невыполнения Минстроем РД и Республикой Дагестан бюджетных обязательств у Администрации MP «Ахтынский район» образовались убытки в виде взысканных сумм по делу № А15-745/2017 в размере 2 824 000 руб.
Данный вывод суда является ошибочным на основании следующего.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В силу положений статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба.
При этом, в силу статей 15 и 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков. Отсутствие какого-либо из названных выше элементов является основанием для отказа в иске.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация в подтверждении противоправного поведения ссылается на неисполнение Минстроем РД соглашения о софинансировании.
Так, в силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным кодексом.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит понятия бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично- правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты являются безвозмездными поступлениями в доход соответствующего бюджета. Межбюджетные трансферты предоставляются в виде: дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ; - субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ; иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлениями Правительства РФ (в части федерального бюджета), законами субъектов РФ (в части бюджетов субъектов РФ), решениями представительных органов муниципальных районов (в части местных бюджетов).
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Исходя из пункта 3 названной статьи, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для предоставления субсидий из республиканского бюджета на софинансирование полномочий органом местного самоуправления по подготовке документов территориального планирования поселений, требовалось принятие нормативного правового акта, устанавливающего: цели предоставления субсидии, условия предоставления субсидии, условия расходования субсидии, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, методика распределения субсидий между муниципальными образованиями, включающая определение уровня софинансирования со стороны муниципальных образований, порядок оценки эффективности использования субсидий, включающий индикаторы, характеризующие достижение поставленных целей и методики их оценки, сроки и порядок предоставления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий, основания и порядок применения мер финансовой ответственности муниципального образования при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидий, в том числе порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий.
Из материалов дела следует, что Соглашение о подготовке документов территориального планирования сельских поселений входящих в состав муниципального района Ахтынский район, на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан на 2015 год и местного бюджета на 2015 год заключено на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 30.07.2010 № 276 «О подготовке документов территориального планирования поселений, входящих в состав муниципальных районов Республики Дагестан».
В свою очередь, постановлением № 276 предоставление субсидий из республиканского бюджета не предусматривалось, следовательно, должно было регулироваться отдельным нормативным правовым актом, который принят не был.
Кроме того, факт отсутствия нормативного правого акта, на основании которого должны были быть выделены субсидии подтвержден и отсутствием самого финансирования.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление № 276 не могло служить основанием для заключения между сторонами соглашения о софинансировании.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Исполнение данных полномочий муниципальным районом является нарушением принципа самостоятельности бюджетов, утвержденного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями на софинасирование расходов по подготовке документов территориального планирования поселений нормативными правовыми актами Республики Дагестан не утверждалось.
Таким образом, соглашение о софинасировании заключенное между Минстроем РД и администрацией не соответствует требованиям действующего законодательства и в соответствии с положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является основанием для возникновения расходных обязательств Республики Дагестан по предоставлению межбюджетных субсидий.
В свою очередь, органы местного самоуправления в отсутствие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий и их распределение, самостоятельно определили необходимый объем финансирования из республиканского бюджета, что противоречит нормам статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит в действиях Минстроя РД противоправных действий, поскольку соглашение о софинасировании не может служить основанием для возникновения расходных обязательств.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истец в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства подтверждающие противоправность действий (бездействий) Минстроя РД и наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
Таким образом, поскольку истцом не доказан факт причинения вреда, противоправность поведения ответчика, причинно-следственная связь между действиями (бездествиями) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании 2 824 000 руб. убытков не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска подлежит отказать.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.02.2018 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.02.2018 по делу № А15-5021/2017 отменить, апелляционные жалобы – удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района «Ахтынский район» отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А. Бейтуганов
Судьи
С.И. Джамбулатов
Е.В. Жуков