ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А15-6355/16 от 09.08.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А15-6355/2016

16 августа 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

судей: Макаровой Н.В., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «Кутульский» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.05.2017 по делу №А15-6355/2016 по исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «Кутульский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Правительству Республики Дагестан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрации муниципального образования «сельсовет Моллакентский» Курахского района Республики Дагестан (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Дагестан от 15.07.2016 №297-р, о признании незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 05:07:000101:7, 05:07:000101:8 и 05:07:000101:9, об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан устранить допущенные нарушения прав СПК (колхоз) «Кутульский» путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 05:07:000101:7, 05:07:000101:8 и 05:07:000101:9, об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4, о признании права собственности МО «сельсовет Моллакентский» Курахского района на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 площадью 116,165 га, 05:07:000101:8 площадью 2,822 га и 05:07:000101:9 площадью 93,3726 га, расположенные в Дербентском районе отсутствующим (судья Ахмедов Д.А.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Кутульский» (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Правительству Республики Дагестан (далее- правительство), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата в лице филиала по Республике Дагестан), Комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - Дагимущество) и администрации муниципального образования «сельсовет Моллакентский» Курахского района Республики Дагестан (далее - сельская администрация): о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Дагестан от 15.07.2016 №297-р; о признании незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 05:07:000101:7, 05:07:000101:8 и 05:07:000101:9; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан устранить допущенные нарушения прав СПК (колхоз) «Кутульский» путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 05:07:000101:7, 05:07:000101:8 и 05:07:000101:9; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4; о признании права собственности муниципального образования «сельсовет Моллакентский» Курахского района на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 площадью 116,165 га, 05:07:000101:8 площадью 2,822 га и 05:07:000101:9 площадью 93,3726 га, расположенные в Дербентском районе, отсутствующим.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено на стороне ответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Росреестр).

Решением суда от 22.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Взыскано с кооператива в доход федерального бюджета 12 000 руб. госпошлины по иску.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что кооператив является универсальным правопреемником прав и обязанностей реорганизованного колхоза, в том числе по праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 878,7050 га, образование спорных земельных участков с кадастровыми 05:07:000101:7, 05:07:000101:8, 05:07:0000101:9 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4, постановка этих участков на кадастровый учет и последующая передача этих участков в собственность сельскому поселению ответчиками произведены без согласования с кооперативом и с нарушением законодательства, чем нарушено его право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью с кадастровым номером 05:07:000101:4, установленного вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.11.2015 по делу №А15-987/2013.

Правительство РД и Минимущество РД направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Совета Министров и бюро обкома КПСС Дагестанской АССР от 29.04.1956 № 123/17 за сельскохозяйственной артелью "Правда" на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 1070,92 га сезонных пастбищ Госфонда. Артели "Правда" выдан государственный акт на вечное пользование землей № 591149 (л.д.38-41 т. 1).

По сведениям Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования "Курахский район" (справка от 24.05.2011 № 07), колхоз "Правда" на основании приказа Госагропрома ДАССР от 25.05.1977 № 25 реорганизован в совхоз "Кутульский". На основании постановления райисполкома от 26.01.1993 совхоз "Кутульский" реорганизован в колхоз "Кутульский".

Постановлением администрации Курахского района от 03.06.2002 №80 колхоз «Кутульский» реорганизован в муниципальное сельскохозяйственное предприятие "Кутульский" (далее- МСП "Кутульский"), учредителем которого выступила администрация Курахского района Республики Дагестан (л.д.52 т.1).

Из кадастрового плана земельного участка от 25.03.2007 №07-02/07-0403 следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:07:000101:0001 площадью 8857050 кв.м (885,7050 га) имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного назначения (для отгонного животноводства).

23 июля 2007 года в ЕГРП внесена запись о регистрации №0505-01/055/2007-542 права собственности Республики Дагестан на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:07:000101:0001, что подтверждается свидетельством от 25.07.2007 серии 05-АА №090119 (л.д.58 т.1).

Распоряжением Мингосимущества РД (далее - министерство) от 21.04.2010 №174-р данный земельный участок предоставлен СПК «Кутульский» в аренду для ведения отгонного животноводства сроком на 49 лет.

30 апреля 2010 года министерство (арендодатель) и СПК «Кутульский» (арендатор) заключили договор №44 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, по условиям которого арендатору в аренду сроком до 30.04.2059 предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 8857050 кв. м с кадастровым номером 05:07:000101 :0001. Договор зарегистрирован Управлением Росреестра по РД в установленном порядке (запись о регистрации права за №05­0501/074/2010-156 от 21.06.2010). Участок передан арендатору по акту от 30.04.2010.

МСП "Кутульский", ссылаясь на незаконность предоставления кооперативу земельного участка из состава земель, принадлежащих его правопредшественнику на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратилось в суд с требованиями о признании недействительными договора аренды от 30.04.2010 №44, распоряжения от 21.04.2010 №174-р, а также записи о государственной регистрации договора от 21.06.2010 № 05-05-01/074/2010-156.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.12.2011 по делу №А15-1485/2011 распоряжение от 21.04.2010 №174-р и договор от 30.04.2010 №44 признаны недействительными. Суд обязал министерство отменить указанное распоряжение, аннулировал запись о государственной регистрации аренды и обязал кооператив возвратить МСП "Кутульский" участок с кадастровым номером 05:07:000101:0001. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 решение от 05.12.2011 отменено в части возложения на кооператив обязанности возвратить предприятию земельный участок, в остальной части оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Северо­Кавказского округа постановлением от 18.07.2012 судебные акты по делу отменил, в удовлетворении требований отказал. Суд кассационной инстанции указал, что вывод о наличии у МСП "Кутульский" права на иск в связи с тем, что оно образовано в результате реорганизации колхоза "Кутульский" и является универсальным правопреемником последнего, основан на неправильном применении судами норм права.

Постановлением главы администрации от 15.02.2013 №18 отменено постановление администрации от 03.06.2002 №80 "О реорганизации колхозов района в муниципальные сельскохозяйственные предприятия". Руководителю предприятия поручено привести учредительные документы в соответствие с законом (л.д.53 т.1).

Решением общего собрания колхозников (протокол от 25.03.2013 № 1), утвержден устав колхоза в новой редакции, колхоз реорганизован в форме преобразования в сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Кутульский". Согласно уставу и выписке из ЕГРЮЛ от 27.12.2016 участниками (учредителями) колхоза являются 7 физических лиц (л.д.66-88 т.1).

Распоряжением министерства от 13.11.2010 №670-р земельный участок с кадастровым номером 05:07:000101:0001, переданный СПК «Кутульский» по договору аренды от 30.04.2010 №44, разделен с образованием двух земельных участков. Участок площадью 7 га с кадастровым номером 05:07:000101:5 передан в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО1, а участок площадью 878,7050 га с кадастровым номером 05:07:000101:4 остался во владении СПК «Кутульский».

По делу №А15-987/2013 СПК (колхоз) «Кутульский» обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением (с уточнением в порядке статьи 49 АПК РФ) к СПК "Кутульский", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан и Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии России по Республике Дагестан с требованиями о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 30.04.2010 №44 и об истребовании из незаконного владения СПК «Кутульский» земельного участка площадью 878,7050 га с кадастровым номером 05:07:000101:4.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.11.2015, оставленными без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2016, уточненные требования удовлетворены. Суд признал недействительным (ничтожным) договор аренды от 30.04.2010 №44. Из чужого незаконного владения СПК «Кутульский» истребован земельный участок площадью 878,7050 га с кадастровым номером 05:07:000101:4 (прежний кадастровый номер 05:07:000101:0001 площадью 885,7050 га).

Судебные инстанции установили, что в соответствии с учредительными документами и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2015 по делу №А15-627/2014 истец является правопреемником колхоза "Кутульский"; к колхозу в порядке универсального правопреемства и на основании передаточного акта от 18.04.2013 перешло право постоянного (бессрочного) пользования спорным участком.

Согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 07.11.2014 №357-р в целях формирования и установления границ застроенных земельных участков, расположенных на землях отгонного животноводства, определения их правового положения Мингосимуществу РД поручено разработать и утвердить Дорожную карту мероприятий по формированию и установлению границ застроенных земельных участков, расположенных на землях отгонного животноводства, определению их правовго положения (далее- Дорожная карта). Мингосимуществу РД совместно с органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, Управлением Росреестра по РД и филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД обеспечить реализацию Дорожной карты. Минфину РД поручено выделить за счет средств республиканского бюджета Мингосимуществу РД в 1 квартале 2015 года денежные средства в сумме 10 млн.руб. на реализацию Дорожной карты. По итогам реализации Дорожной карты Минюсту РД и Мингосимуществу РД поручено разработать и представить в установленном порядке в Правительство РД проект Закона Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» (л.д.5 т.2).

Во исполнение распоряжений Правительства РД от 07.11.2014 №357-р и от 02.10.2015 №623-р Мингосимущество РД распоряжением от 29.12.2015 №844-р внесло в реестр государственного имущества Республики Дагестан земельные участки категории «земли сельскохозяйственного назначения», указанные в приложении к настоящему распоряжении, в том числе с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), с месторасположением: Дербентский район, с.Моллакент и с.Арабляр, СПК «Кутульский» Курахского района (л.д.2-4 т.2).

16 мая 2016 года зарегистрировано право собственности Республики Дагестан на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Республика Дагестан, Дербентский район, совхоз «Кутульский», с.Моллакент, с.Арабляр о чем в ЕГРП сделаны записи регистрации права от 16.05.2016 за №05-05/001-05/140/012/2016-12383/1, №05-05/001-05/140/012/2016-12395/1, №05-05/001-05/140/012/2016-12382/1 соответственно.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 15.07.2016 №297-р приняты предложения Дагимущества, Минсельхозпрода РД и ходатайство администрации муниципального образования «сельсовет «Моллакентский» Курахского района, передав безвозмездно из собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования «сельсовет Моллакентский» земельные участки площадью 384,4427 га, в том числе площадью 93,3726 га, 75,0111 га, 116,165 га, 2,822 га и 97,072 га, с кадастровыми номерами 05:07:000101:9, 05:07:000040:50, 05:07:000101:7, 05:07:000101:8 и 05:07:000041:535 соответственно, расположенные в границах муниципального образования «сельсовет Моллакекнтский» Курахского района на территории Дербентского района. Пунктом 2 данного распоряжения указанные в пункте 1 распоряжения земельные участки исключены из земель отгонного животноводства Республики Дагестан. Пунктом 3 распоряжения Дагимуществу поручено оформить передачу земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, и внести в реестр государственного имущества Республики Дагестан соответствующие изменения (л.д.59 т.1).

Распоряжением от 27.10.2016 №298-р и согласно акту приема-передачи от 27.10.2016 Дагимущество передало, а сельская администрация приняло в муниципальную собственность указанные в распоряжении Правительства РД от 15.06.2016 №297-р земельные участки, расположенные в границах МО «сельсовет Моллакентский» Курахского района на территории Дербентского района (л.д.144-146 т.1).

15 ноября 2016 года Управлением Росреестра по Республике Дагестан за администрацией МО «сельсовет Моллакентский» зарегистрированы права собственности на оспариваемые истцом земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), о чем в ЕГРП сделаны записи регистрации права от 15.11.2016 за №05-05/001-05/140/012/2016-30107/2, №05-05/001­05/140/012/2016-30110/2, №05-05/001-05/140/012/2016-30116/2 соответственно. При этом в этих записях отсутствуют сведения об ограничениях и обременениях в отношении этих земельных участках (л.д.60-65 т.1).

Согласно выписке из ЕГРН от 25.01.2017 за №05/001/003/2017-266 и отзыву кадастровой палаты от 03.02.2017 сведения о земельном участке площадью 6503703 кв.м+-20701 кв.м с кадастровым номером 05:07:000101:4 (ранее присвоенный номер 05:07:000101:1), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного использования, с местоположением: РД, Дербентский район, совхоз «Кутульский», являются актуальными (л.д.25-27, 62-76 т.2).

Истец, полагая, что действиями ответчика по постановке на кадастровый учет, передачи в муниципальную собственность и государственной регистрации права собственности сельской администрации на спорные земельные участки общей площадью 212,3596 га с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), о чем в ЕГРП сделаны записи регистрации права от 15.11.2016 за №05-05/001-05/140/012/2016-30107/2, №05-05/001-05/140/012/2016-30110/2, №05-05/001­05/140/012/2016-30116/2, нарушены права и законные интересы колхоза, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 05:07:000101:4, сведения о котором в ГКН и на день рассмотрения дела, являются актуальными, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства (до принятия распоряжения Правительства РД от 15.07.2016 №297-р - для ведения отгонного животноводства).

Согласно статье 3 Закона Республики Дагестан от 09.10.1996 №18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации.

Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан или уполномоченным им органом. Изменение статуса земель отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан.

В соответствии с Положением о Комитете по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (Дагимущество) данный комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным имуществом Республики Дагестан, в том числе и землями отгонного животноводства.

Статьей 7 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 №45 «О земле» предусмотрено, что Правительство Республики Дагестан управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Республики Дагестан; разрабатывает и реализует республиканские программы использования и охраны земель, находящихся в собственности Республики Дагестан; осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, для целей, не связанных со строительством и осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.

В статье 8 Закона РД «О земле» предусмотрено, что специально уполномоченный исполнительный орган Республики Дагестан по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в собственности Респубулики Дагестан (Дагимущество), в пределах, установленных Правительством Республики Дагестан, осуществляет, в том числе, функции по управлению, распоряжению и приватизации земельных участков, переоформлению прав на земельные участки, выкупу земельных участков для государственных нужд Республики Дагшестан и выступает арендодателем земельных участков.

Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- Земельный кодекс) субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- Гражданский кодекс) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198,частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее -постановления Пленумов № 6/8) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Оспариваемое распоряжение правительством как собственником земельного участка принято в пределах своих полномочий, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса, статьей 10 Земельного кодекса, статьей 3 Закона РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан», статьей 7 Закона РД «О земле». Более того, этим ненормативным правовым актом не нарушаются права и законные интересы истца. Правительство РД в соответствии со своими полномочиями вправе распоряжаться указанными участками, в том числе, без изменения и уточнения границ произвести раздел исходного земельного участка, поставить образованные земельные участки на кадастровый учет, произвести их государственную регистрацию, затем в целях исполнения государственных функций (по исполнению мероприятий Дорожной карты) передать эти участки безвозмездно в собственность сельской администрации.

Из материалов дела следует, что категория спорных земельных участков как до передачи в собственность сельской администрации, так и после передачи осталась неизменной как земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства.

Статьей 26 Земельного кодекса предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон №137-ФЗ). Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Юридическим лицам вменено в обязанность переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2001 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пункты 2, 9 статьи 3, пункт 12 статьи 13 Закона №137-ФЗ).

В пункте 4 постановления от 24.03.2005 №11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что рассмотрение таких заявлений для уполномоченных органов является обязательным. В случае признания соответствующего действия (бездействия) незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок заявителю. Возможно понуждение к заключению договора аренды земельного участка в судебном порядке по правилам статьи 445 Гражданского кодекса.

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора.

Положениями Закона РСФСР от 23.11.1990 №374-1 "О земельной реформе" устанавливалась возможность передачи земельных участков коллективам колхозов и акционерным обществам, созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективную (совместную или долевую) собственность. Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", на органы местной администрации возложена обязанность по принятию решений по перераспределению земель, на колхозы и совхозы - по проведению в 1992 году реорганизации, приведению своего статуса в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 №445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрации в соответствующих органах, а на районные органы исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам - по установлению среднерайонных норм бесплатной передачи земли, с учетом ее качества, в собственность граждан. Участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, подлежали включению в фонды перераспределения земель. Коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, должны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предполагалось разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель с выделением земель, остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, получали право на покупку земли и имущества бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1992 №138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования предполагалась перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708, при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств допускалось образование товариществ, акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений. В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной земельным законодательством. В районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности. Владелец имущественного пая и земельной доли мог внести их в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

При этом, истцом не представлены доказательства реорганизации колхоза в кооператив в соответствии с требованиями законодательства (с определением имущественных паев и земельных долей) и того, что после реорганизации колхоза в кооператив уполномоченным органом (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления, Правительством РД или его уполномоченным органом) издавался акт, закреплявший за кооперативом или за его правопредшественниками (колхозом «Правда», совхозом «Кутульский», колхозом «Кутульский») на праве постоянного (бессрочного) пользования спорных земель отгонного животноводства (которые приватизации не подлежат), а также земель, оставшиеся после перераспределения принадлежавших колхозу земель и передачи их части в коллективно-долевую собственность работников названной сельскохозяйственной организации.

Выданный сельскохозяйственной артели «Правда» в 1956 году до реорганизации колхоза государственный акт №591149 о праве вечного пользования землей площадью 1685,45 га (1070,92 га) не может служить таким доказательством в силу вышеприведенного нормативно установленного порядка реорганизации колхозов, совхозов. В отсутствие таких доказательств у суда отсутствует правовые основания для вывода о наличии у истца вещных прав на спорный земельный участок площадью 878,7050 га (при исходных размерах земельного участка 1685,45 га/1070,92 га), перешедших якобы от колхоза «Кутульский».

Как видно из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 27.12.2016, участниками (учредителями) СПК (колхоз) «Кутульский» являются 7 человек, которыми свое право на спорное землепользование также не доказано.

Согласно пункту 2 части 1 и пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Истцом в обоснование заявленных требований в соответствии со статьей 26 Земельного кодекса в материалы дела не представлены документы о правах на спорные земельные участки.

В связи с чем ссылка истца на наличие судебных актов по делу №А15 -987/2013 по спорным правоотношениям несостоятельна.

Наличие у кооператива правопреемства от колхоза в отношении права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок является правовым выводом, основанным на установленных по ранее рассмотренному делу №А15-987/2013 обстоятельствах. Ссылка истца на судебные акты по делу №А15-987/2013 как на доказательства перехода к нему от колхоза «Кутульский» названного права на земельный участок неосновательная.

Обстоятельства спора по вопросу перехода права землепользования от колхоза «Кутульский» к СПК (колхоз) «Кутульский» по рассматриваемому делу с участием других лиц, по другому предмету иска и по другим основаниям должны быть установлены в ходе судебного разбирательства с учетом характера спора и на основании представленных в материалы дела доказательств, а также на основе принципов равноправия и состязательности сторон. Тождественность заявленных требований определяется совпадением их предмета и основания, а также сторон спора.

Действия собственника и его уполномоченного органа (Дагимущества) по разделу земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4 площадью 878,7050 га и образованию, в том числе, спорных земельных участков общей площадью 212,3596 га с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), с последующей передачей этих земель в собственность администрации муниципального образования «сельсовет Моллакентский» соответствуют законодательству и не нарушают права и интересы истца при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности. Наоборот, действия Правительства РД и Дагимущества в соответствии со своими полномочиями по спорным правоотношениям направлены на реализацию государственных функций в целях формирования и установления границ застроенных участков, расположенных на землях отгонного животноводства, определения их правового положения и выполнения мероприятий по утвержденной Дорожной карте (распоряжения Правительства РД от 07.11.2014 №357-р, от 02.10.2015 №623-р и от 15.07.2016 №297-р, распоряжения Мингосимущества РД от 02.10.2015 №623-р и от 29.12.2015 №844-р).

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется, в том числе, в случае образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Частью 6 статьи 11.4 Земельного кодекса предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Согласно выписке из протокола общего собрания СПК «Кутульский» от 15.06.2015 фактический владелец и пользователь этих земель (при наличии регистрированного права долгосрочной аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000101:4) дал согласие на формирование земельного участка площадью 385 га из земель, расположенных на землях отгонного животноводства в Дербентском районе, необходимый для последующей передачи в муниципальную собственность сельского поселения «сельсовет «Моллакентский», то есть речь идет о землях, занимаемых непосредственно с.Моллакет и Арабляр, а также земли, необходимые для перспективного развития этих населенных пунктов.

Кроме того, Правительством РД (в лице его уполномоченного органа) раздел земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4 общей площадью 878,7050 га и образование спорных земельных участков общей площадью 212,3596 га с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), исключение (изъятие) этих земель из состава земель отгонного животноводства с последующей передачей этих участков безвозмездно в муниципальную собственность сельской администрации произведено исключительно в связи с исполнением им функций органа государственной власти субъекта Российской Федерации для выполнения мероприятий по утвержденной Дорожной карте.

Из акта осмотра и обследования земельных участков, составленного представителями сторон, и представленного 10.05.2017 представителем ответчика (Дагимущества) в материалы дела, следует, что на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000101:7 имеются посевы озимой пшеницы площадью 6 га, также имеются строения базы стройматериалов (склад, навес, пилорама, силосная яма), документы не представлены; на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000101:8 строения и объекты строительства СПК (колхоз) «Кутульский» не имеются; на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000101:9 строений и других капитальных объектов СПК (колхоз) «Кутульский» не имеются. Имеется объект средней школы и жилые дома жителей села Арабляр. На западной стороне с.Арабляр и земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101 -9 имеются недостроенные объекты жилых домов и заколоченные жилые дома жителей с.Арабляр. На южной стороне этого земельного участка, где построена средняя школа, других строений граждан и СПК (колхоз) «Кутульский» не имеются. К акту осмотра приложены фотографии.

Согласно статьям 39.20, 35 Земельного кодекса исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том объеме, что и прежний их собственник.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, в силу чего суд вправе самостоятельно определить, каким образом должно быть устранено нарушение. По рассматриваемому делу истцом оспорены действия кадастровой палаты по постановке спорных земельных участков с кадастровыми номерами 05:07:000101:7, 05:07:000101:8, 05:07:000101:9 нам кадастровый учет; об обязании кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав истца путем исключения из ГКН сведений об этих земельных участках, а также об обязании восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4.

Исключение сведений из государственного кадастра недвижимости, как и включение таких сведений в кадастр, является требованием о совершении действий, совершаемых органом кадастрового учета в рамках публичных полномочий, а не в связи с гражданско-правовыми обязательствами.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 04.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221 -ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 7 названного Федерального закона предусмотрено, что описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках данного объекта недвижимости и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Частью 5 статьи 4 Закона №221 -ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 16 Закона №221 -ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее- учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее- учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона №221-ФЗ).

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона о кадастре).

В соответствии с пунктом 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, сведения о местоположении границы земельного участка определяются посредством указания списка координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).

По сути, исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка означает снятие его с кадастрового учета.

С учетом изложенного, постановка на кадастровый учет указанных трех земельных участков и включение сведений о них в ГКН ответчиком (кадастровой палатой) произведены в полном соответствии с требованиями Закона №221 -ФЗ на основании поступивших в этот орган документов от собственника (его уполномоченного органа). При разделе земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4 уточнение местоположения границ данного земельного участка смежных с ним земельных участков не проводилось, а потому соответственно составление акта согласования границ в соответствии со статьей 39 Закона №221-ФЗ не требовалось.

В связи с чем, основания для удовлетворения требований истца, заявленных им к ответчику (кадастровой палате) отсутствуют.

Кроме того, как видно из выписки из ЕГРН от 25.01.2017 за №05/001/003/2017-266 и отзыва кадастровой палаты на иск, сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:07:000101:4 (ранее присвоенный номер 05:07:000101:1)площадью 6503703 кв.м+-20701 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, являются актуальными.

На основании распоряжений Дагимущества от 27.10.2016 №298-р и акта приема передачи от 27.10.2016 сельской администрацией зарегистрированы права собственности на земельные участки общей площадью 212,3596 га с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), чем в ЕГРП сделаны записи регистрации права от 15.11.2016 за №05 -05/001-05/140/012/2016­30107/2, №05-05/001-05/140/012/2016-30110/2, №05-05/001-05/140/012/2016-30116/2.

Согласно пунктам 52 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов №10/22) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).

При этом ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53 постановления Пленумов №10/22).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним- это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон о регистрации прав, пункт 52 постановления Пленумов № 10/22).

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 12576/11.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные статьями 301-304 Гражданского кодекса, принадлежат собственнику имущества, а также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса).

Вещно-правовая защита может быть предоставлена и арендатору, вступившему во владение имуществом (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 №66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").

Требование о признании отсутствующим зарегистрированного права является одним из видов негаторного иска.

Правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться или распоряжаться ею. Ответчиком будет являться лицо, которое фактически не владеет спорным имуществом, но своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности истца.

Особенности распределения обязанности доказывания по данному иску заключаются в том, что лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности (или иного вещного права, предусмотренного законом) и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества.

В пункте 45 постановления Пленумов №10/22 даны разъяснения о том, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Удовлетворение негаторного иска возможно при условии доказанности наличия у заявителя законного титула на имущество (в рассматриваемом случае- на спорные земельные участки), факта нахождения названного имущества в его фактическом владении, а также наличие созданных противоправными действиями ответчика препятствий в пользовании имуществом, их реальный характер либо наличие реальной угрозы нарушения права истца.

Бремя доказывания неправомерности действий (бездействия) ответчика возлагается на истца. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.

Часть 1 статьи 65 АПК РФ обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем, истцом не представлены доказательства возникновения и регистрации прав на спорные земельные участки, уплаты арендной платы собственнику или земельного налога в бюджет, а также нарушение ответчиком (сельской администрацией) его прав и интересов регистрацией органом местного самоуправления прав собственности на эти земельные участки.

Суд первой инстанции, также пришел к правильному выводу, что по земельному участку с кадастровым номером 05:07:000101:9 истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права (при его доказанности), поскольку как видно из акта осмотра от 10.05.2017, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, не принадлежащие истцу и ответчикам - здание школы, индивидуальные жилые дома, принадлежащие жителям селений Моллакент и Арабляр, что предполагает избрание такого способа защиты права, как виндикация.

В связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения негаторного иска и признания отсутствующими права собственности ответчика (сельской администрации) на земельные участки с с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 ( 2,8220 га), 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв.м), чем в ЕГРП сделаны записи регистрации права от 15.11.2016 за №05-05/001-05/140/012/2016-30107/2, №05-05/001­05/140/012/2016-30110/2, №05-05/001-05/140/012/2016-30116/2.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.05.2017 по делу №А15-6355/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «Кутульский» в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.И. Джамбулатов

Судьи Н.В. Макарова

Е.Г. Сомов