610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-1000/2018 |
15 августа 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2018 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазыриной Н.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – Суховей А.А., действующего на основании доверенности от 12.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2018 по делу №А17-1000/2018, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рекон» (ОГРН<***>; ИНН<***>) к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (ОГРН<***>; ИНН<***>) о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Рекон» (далее - заявитель, Общество, ООО «Рекон») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, выраженного в непринятии решения о проведении аукциона на право пользование участком недр местного значения Шевлягинское месторождение и об обязании принять решение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения Шевлягинское месторождение.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом принято изменение предмета требований заявителя, Общество просит признать незаконным решение Департамента от 16.11.2017 №исх-3631-041/01-15, принятого без проведения аукциона на право пользование участком недр местного значения Шевлягинское месторождение и обязать принять решение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения Шевлягинское месторождение.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2018 требование Общества удовлетворено, решение от 16.11.2017 № исх-3631-041/01-15 признано незаконным и отменено, на Департамент возложена обязанность принять решение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения Шевлягинское месторождение, с учетом поданного ООО «Рекон» заявления от 19.10.2017.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять новый судебный акт, в требованиях ООО «Рекон» отказать в полном объеме.
По мнению ответчика, непосредственно принятие Департаментом решения о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения не является государственной услугой. Департамент настаивает, что для принятия решения уполномоченным органом о проведении аукциона необходим комплекс условий, которые перечислены в пункте 2.6 постановления Правительства Ивановской области от 11.10.2012 № 384-п «О Порядке предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Ивановской области» (далее – Порядок №384-п, Порядок предоставления права пользования участками недр). Также, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах, Закон № 2395-1), ответчик отмечает, что ключевым признаком распоряжения недрами является проведение определенных действий по своему усмотрению, то есть без принуждения. Усмотрение Ивановской области по распоряжению участками недр выражается в ежегодном составлении планов проведения аукционов на получения права пользования участком недр местного значения, включенных в перечень участков недр местного значения по Ивановской области. Ключевым условием принятия решения о проведении аукциона по участку недр местного значения является нахождение его в плане проведения аукциона на соответствующий год. Кроме того, ответчик полагает, что Департаментом не нарушались права и законные интересы ООО «Рекон» в сфере экономической деятельности, поскольку его права и интересы возникают только после принятия решения о проведении аукциона наравне с другими потенциальными недропользователями. При этом наличие в регистрационных документах юридического лица соответствующего кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности не свидетельствует о ведении указанной деятельности, о наличии права на пользование участком недр с целью добычи полезных ископаемых свидетельствует лицензия. Так как у Общества отсутствует лицензия на право пользования участком недр, его права не нарушались.
ООО «Рекон» в письменном отзыве на жалобу опровергает заявленные в ней доводы, просит в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда города Иваново.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей Департамента.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 26.04.2014 №465288, №465289 ООО «Рекон» является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 320 000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Ивановская область, Фурмановский район, СХПК «Дуляпинский» (КСХП «Возрождение»).
В соответствии с письмом от 04.10.2013 № ЕК-0430/11428, дополнением к перечню участков недр местного значения от 16.10.2013, Шевлягинское месторождение гравийно - песчаного материала с видом пользования недрами: разведка и добыча, расположенное в 2 км. Юго – восточнее п. Дуляпино, в окрестностях д. Шевлягино и д. Собанцеево Фурмановского муниципального района Ивановской области, включено в переченьучастков недр местного значения по Ивановской области.
Названное месторождение находится на земельном участке, принадлежащем ООО «Рекон» на праве собственности.
19.10.2017 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи гравийно-песчаного материала в объеме 450 куб.м. в сутки. Обществом указано, что участок недр расположен в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области – Шевлягинское месторождение.
16.11.2017 Департамент отказал в приеме заявки на получение права пользования участком недр местного значения (Шевлягинское месторождение), включенным в перечень участков недр местного значения, с видом пользования разведка и добыча.
Не согласившись с указанным отказом, ООО «Рекон» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании решения Департамента от 16.11.2017 № исх-3631-041/01-15 незаконным и об обязании принять решение о проведении аукциона на право пользование участком недр местного значения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Департаментом отказано Обществу в приеме заявки от 19.10.2017 с нарушением норм действующего законодательства, решение на проведение аукциона (конкурса) при наличии данной заявки не принято, требования ООО «Рекон» подлежат удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Отношения, возникающие в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон о недрах. В соответствии с преамбулой указанного Закона предметом его регулирования являются отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В силу положений пункта 4 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется, в том числе органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения (статья 13.1 Закона о недрах).
Из содержания части 1 статьи 13.1 Закона о недрах следует, что субъект Российской Федерации наделен полномочиями по организации и проведению в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, распоряжение которыми относится к его компетенции.
Постановлением Правительства Ивановской области от 27.06.2008 № 170-п утвержден Перечень государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) исполнительными органами государственной власти Ивановской области и подведомственными им учреждениями. Согласно указанному перечню, Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области предоставляется, в числе прочего, государственная услуга, в виде предоставления прав пользования участками недр местного значения на территории Ивановской области.
В соответствии с Законом о недрах разработан Порядок № 384-п, который устанавливает порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Ивановской области.
Пунктом 1.4 указанного Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Ивановской области участки недр местного значения предоставляются в пользование, в том числе, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - на срок, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования его разработки, обеспечивающий рациональное использование и охрану недр, не превышающий 20 лет.
В силу пункта 1.5 Порядка № 384-п для решения вопроса о предоставлении права пользования недрами, переоформлении лицензии на право пользования недрами и внесении изменений в ранее выданные лицензии, осуществляемом путем оформления дополнения к данной лицензии, субъекты предпринимательской деятельности в лице руководителя или иного представителя (далее - заявитель) подают заявки (заявления) в уполномоченный орган исполнительной власти Ивановской области в сфере недропользования (далее - уполномоченный орган).
Заявка (заявление) должна содержать все необходимые материалы для предоставления права пользования недрами, переоформления лицензии и оформления дополнения к лицензии, установленные настоящим Порядком.
Основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является, в том числе решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения (пункт 2.2.2 Порядка № 384-п).
Решение о предоставлении права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона (конкурса) принимается для: строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом; краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено; для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (пункт 2.4 Порядка № 384-п).
Согласно пункту 2.5Порядка № 384-п в случаях, не предусмотренных пунктом 2.4 настоящего раздела, решение о предоставлении права пользования участками недр принимается уполномоченным органом по результатам аукциона (конкурса).
Пунктом 2.6 Порядка предоставления права пользования участками недр установлено, что решение о проведении аукционов (конкурсов) принимает уполномоченный орган в форме распоряжения в следующих случаях: при наличии заявок, заявлений (далее - заявок) о получении права пользования участком недр; в соответствии с ежегодным планом проведения аукционов (конкурсов), утвержденным уполномоченным органом.
Пунктами 2.7-2.10 Порядка № 384-п регламентирована процедура проведения аукциона (конкурса).
В силу пункта 2.11 Порядка № 384-п для оформления лицензии на право пользования недрами, которое получено по результатам аукциона (конкурса), заявитель направляет в уполномоченный орган заявку с приложением документов согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 2.16 Порядка предоставления права пользования участками недр (в редакции, действующей на момент подачи заявки) уполномоченный орган в течение 30 дней с даты регистрации заявки (в течение 10 дней - в случае, если право пользования недрами получено по результатам аукциона (конкурса)) рассматривает поступившие материалы на соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком, и принимает решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения либо об отказе в приеме заявки.
О принятом решении об отказе в приеме заявки заявителю направляется уведомление в течение 2 дней с момента принятия такого решения (пункт 2.17 Порядок № 384-п).
Отказ в приеме заявки на получение права пользования недрами следует в том числе, в случае если заявка подана с нарушением установленных настоящим Порядком требований (пункт 2.18.1 Порядка № 384-п).
Таким образом, учитывая выше приведенные положения Закона о недрах и Порядка № 384-п, суд первой инстанции обоснованно указал, что решение о проведении аукционов (конкурсов) может быть принято уполномоченным органом при наличии заявок, заявлений о получении права пользования участком недр.
Доводы Департамента о том, что для принятия решения уполномоченным органом о проведении аукциона необходим комплекс условий, которые перечислены в пункте 2.6 Порядка №384-п, а также, что для проведения аукциона по участку недр местного значения необходимо его нахождение в плане проведения аукциона на соответствующий год, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений Закона о недрах и указанного Порядка, не опровергают соответствующий вывод суда.
Из материалов дела следует, что в октябре 2017 года Общество обратилось в Департамент с заявлением о получении права пользования участком недр, которое предоставляется по результатам аукциона (конкурса), в котором указало целевое назначение, предполагаемый объем добычи, а также местоположения участка недр. Заявление подписано директором юридического лица, с приложением документов, подтверждающих полномочия последнего.
После рассмотрения заявки ООО «Рекон» Департамент должен был принять решение в форме распоряжения о проведении аукциона (конкурса). После по результатам аукциона, рассмотрев поступившие документы от заявителя,Департамент мог принять решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения либо об отказе в приеме заявки, в том числе на основании пункта 2.18.1 Порядка, указанного в отказе ответчика от 16.11.2017.
При этом из буквального толкования пункта 2.6 Порядка предоставления права пользования участками недр не следует, что решение о проведении аукционов (конкурсов) принимается при наличии одновременно двух условий: наличии заявок о получении права пользования участком недр и нахождение участка недр местного значения в плане проведения аукционов на соответствующий год, утвержденном уполномоченным органом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что решение Департамента от 16.11.2017 создает препятствия заявителю в реализации правопритязания на осуществление права пользования участком недр «Шевлягинское месторождение» при отсутствии к тому запретов, установленных федеральным и региональным законодательством, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя. Доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части подлежат отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании указанного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил решение Департамента от 16.11.2017 № исх-3631-041/01-15, и в соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ обязав Департамент принять решение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения, с учетом поданного ООО «Рекон» заявления от 19.10.2017
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.05.2018 по делу № А17-1000/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Е.В. Минаева ФИО2 ФИО1 |