ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-10409/19 от 02.09.2020 АС Ивановской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-10409/2019

03 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .           

Полный текст постановления изготовлен сентября 2020 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Волковой С.С., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.06.2020 по делу № А17-10409/2019

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области

с участием в деле третьего лица: общество с ограниченной ответственностью «АвтоВояж» (ОГРН 1103703001049; ИНН 3703044575) -,

о признании незаконными решений органа местного самоуправления,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, ИП ФИО2, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее – ответчик, Администрация), содержащим, с учетом уточнений  порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), следующие требования:

- о признании незаконным решения Администрации о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области № 5 «ЮСХК - Рыбзавод» (далее - маршрут № 5), изложенного в распоряжении от 30.10.2019 № 584;

- о признании незаконным отказа Администрации в выдаче Предпринимателю свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 5 и новых карт маршрута в количестве 6 штук, изложенного в письме от 20.11.2019 № 3165;

- о признании недействительными извещения и конкурсной документации от 08.11.2019 (в редакции распоряжения от 14.11.2019 № 605) о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 5;

- о признании недействительным протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 5 от 06.12.2019 № 01/01;

- о признании недействительным свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута, выданных в отношении маршрута № 5 обществу с ограниченной ответственностью «АвтоВояж» (далее – ООО «АвтоВояж») по результатам конкурса, проведенного на основании распоряжения от 30.10.2019 № 584;

- об обязании Администрации выдать ИП ФИО2 свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 5 «ЮСХК - Рыбзавод» и новые карты маршрута в количестве 6 штук.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «АвтоВояж» (далее также – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.06.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Администрация с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм права (неприменение закона, подлежащего применению). В апелляционной жалобе ее заявитель настаивает на отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ИП ФИО2 требований. Доводы Администрации по существу спора сводятся к тому, что  Предприниматель осуществлял регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № 5 на основании договора от 10.12.2014 № 168 со сроком действия до 10.12.2019, который являлся ничтожной сделкой, поскольку заключен в обход закона без проведения конкурсного отбора.

Более подробно позиция Администрации со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела раскрыта в апелляционной жалобе.

ИП ФИО2 в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами и опровергает их, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

ООО «АвтоВояж» мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.07.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.07.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.12.2014 между ИП ФИО2 и Администрацией Юрьевецкого городского поселения заключен договор № 168 на предоставление права осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № 5. Срок действия данного договора определен до 10.12.2019.

Маршрут № 5 внесен в Реестр муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, утвержденный Постановлением Администрации Юрьевецкого муниципального района от 12.02.2016 № 46 (далее – Реестр муниципальных маршрутов, Реестр), с указанием в графе «вид регулярных перевозок» следующей информации «по регулируемым тарифам, установленным Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области», в графе «дата начала осуществления перевозок» - 10.12.2014, в графе «ФИО перевозчика. . .» - ФИО2, класс транспортных средств - средний.

Дополнительным соглашением от 01.12.2016 об изменении сторон в договоре № 168 от 10.12.2014 в связи с ликвидацией Администрации Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района права и обязанности заказчика по договору № 168 перешли к Администрации Юрьевецкого муниципального района.

01.12.2016 Администрация выдала ИП ФИО2 7 карт маршрута регулярных перевозок в отношении маршрута № 5 на срок с 01.12.2016 по 10.12.2019 на транспортные средства класс «средний».

Постановлением от 25.10.2018 № 408  Администрация в целях приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, внесла в Постановление от 12.02.2016 № 46 «Об утверждении реестра муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Юрьевецкого муниципального района» изменения, указав, что маршрут № 5 «Рыбзавод-Автовокзал-Сельхозколледж» является маршрутом по нерегулируемым тарифам. В остальной части в отношении маршрута № 5 сведения Реестра муниципальных маршрутов (в том числе ФИО перевозчика, дата начала осуществления перевозок, класс транспортных средств) остались неизменными.

30.10.2019 Администрацией принято распоряжение № 584 о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области № 5 «ЮСХК - Рыбзавод».

08.11.2019 Администрацией опубликованы извещение о проведении конкурса и конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области № 5 «ЮСХК - Рыбзавод» автобусами класса «средний» в количестве 6 штук.

14.11.2019 ИП ФИО2 обратился в Администрацию с заявлением № 46, в котором просил в связи с окончанием срока действия договора № 168 выдать свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту № 5 и новые карты маршрута в количестве 6 штук.

14.11.2019 Администрацией издано распоряжение № 605 «О внесении изменений в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области № 5 «ЮСХК - Рыбзавод», которым изменен класс транспортных средств, используемых для перевозок по маршруту со среднего на малый, а также изменены сроки подачи заявок, даты вскрытия конвертов и подведения итогов конкурса.

Письмом от 20.11.2019 № 3165 в ответ на заявление Предпринимателя № 46 Администрация сообщила, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) 08.11.2019 Администрацией объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, по результатам которого будут выданы свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута. Предпринимателю сообщено, что имеющиеся у него карты маршрута Администрация готова продлить ориентировочно до 20.12.2019.

05.12.2019 комиссией Администрации составлен Протокол № 01/01 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 5, которым зафиксировано, что на участие в открытом конкурсе подана одна заявка - соискатель ООО «АвтоВояж».

В связи с признанием конкурса несостоявшимся, ООО «АвтоВояж», как единственному участнику конкурса, было выдано в отношении маршрута № 5 свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута в количестве 6 штук  на период с 11.12.2019 по 10.12.2024.

Учитывая данные обстоятельства, находя указанные выше решения и действия Администрации не соответствующими положениям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы заявителя, ИП ФИО2 обратился в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Установив наличие в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, придя к выводу о правомерности и обоснованности заявленных требований, суд первой инстанции удовлетворил их в полном объеме.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.

На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы положениями Закона № 220-ФЗ (статья 1), вступившего согласно статье 42 в законную силу со дня его официального опубликования - 14.07.2015 (за исключением статей 4 - 32, 36 - 38 и статей 33-35, 40, которые вступили в силу по истечении ста восьмидесяти дней и одного года после дня официального опубликования соответственно).

До вступления в законную силу Закона № 220-ФЗ порядок организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования определялся органами местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

В соответствии с Законом № 220-ФЗ допуск перевозчиков к оказанию услуг по перевозке на регулярных маршрутах осуществляется на конкурсной основе. Порядок приведения деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок в соответствие с новыми требованиями определяется переходными положениями Закона об организации перевозок (глава 8).

Так, в частности, статьей 39 Закона № 220-ФЗ определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствие с требованиями закона.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок в течение тридцати дней со дня официального опубликования названного Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, обязаны направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 названного Закона (в том числе, ).

На основании части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в числе прочего, следующие сведения: порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным органом местного самоуправления; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта; вид регулярных перевозок; характеристики транспортных средств; дата начала осуществления регулярных перевозок; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя).

Согласно частям 2 и 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ.

Таким образом, как следует из буквального толкования частей 1 и 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, для сохранения действующей на момент вступления в силу названного Закона маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков, последние обязаны направить уполномоченному органу сведения об обслуживаемых ими маршрутах в объеме, необходимом для формирования нового реестра, а уполномоченный орган обязан проверить представленные сведения, принять решение о включении или об отказе во включении сведений в соответствующий реестр.

Включению в реестр в обозначенном порядке подлежат сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые осуществлялись на основании соответствующих разрешений или в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Закона об организации регулярных перевозок.

Таким образом, переходные положения Закона № 220-ФЗ направлены на обеспечение гарантий сохранения маршрутов регулярных перевозок для лиц, осуществлявших на законных основаниях соответствующие перевозки и имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере, а не на ограничение их доступа на рынок регулярных перевозок.

Как усматривается из обстоятельств дела, маршрут № 5 внесен в Реестр муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, утвержденный Постановлением Администрации Юрьевецкого муниципального района от 12.02.2016 № 46, с указанием в графе «дата начала осуществления перевозок» - 10.12.2014, в графе «ФИО перевозчика. . .» - ФИО2, класс транспортных средств - средний.

01.12.2016 Администрация выдала ИП ФИО2 7 карт маршрута регулярных перевозок в отношении маршрута № 5 на срок с 01.12.2016 по 10.12.2019 на транспортные средства класс «средний».

В этой связи, с учетом приведённого выше правового регулирования, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции том, что данными действиями Администрация реализовала соответствующий этап переходных положений, предусмотренных частью 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, подтвердив факт принадлежности ИП ФИО2 к числу лиц, осуществляющих регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры.

Фактически Администрация посредством соответствующих действий подтвердила факт осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам, так как на перевозчиков, обеспечивающих муниципальные или государственные нужды, Законом № 220-ФЗ не была возложена обязанность документального переоформления своих прав в переходный период.

В дальнейшем Постановлением от 25.10.2019 № 408 Администрация внесла в постановление от 12.02.2016 № 46 «Об утверждении реестра муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Юрьевецкого муниципального района» изменения, указав, что маршрут «Рыбзавод-Автовокзал-Сельхозколледж» является маршрутом по нерегулируемым тарифам с использованием транспортных средств класса «средний». Данные изменения внесены в целях приведения информации Реестра муниципальных маршрутов в соответствие с фактически сложившимся видом перевозок по маршруту № 5 - перевозки по нерегулируемым тарифам.

При этом основания для вывода о том, что обозначенным постановлением от 25.10.2019 № 408 Администрация изменила вид перевозок по сравнению с ранее существовавшим отсутствуют, поскольку статьей 18 Закона № 220-ФЗ установлен порядок изменения вида регулярных перевозок, согласно которому решение об изменении вида регулярных перевозок может быть принято с соблюдением определенной процедуры и не может вступить в силу ранее истечения 180 дней после его принятия. До момента издания Постановления от 25.10.2019 № 408  Администрацией не было включено в документ планирования регулярных перевозок решение об изменении их вида, уведомление перевозчика о принятом решении не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления решения в силу не производилось. Документ планирования регулярных перевозок на территории Юрьевецкого муниципального района на 2019-2020 был утвержден Постановлением Администрации № 427 лишь 06.11.2019.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.

Согласно части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршруты регулярных перевозок, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Закона № 220-ФЗ).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 14.11.2019 ИП ФИО2 на основании части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ обратился в Администрацию с заявлением № 46, в котором просил в связи с окончанием срока действия договора от 10.12.2014 № 168 выдать свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту № 5 и новые карты маршрута в количестве 6 штук.

В ответ на указанное заявление письмом от 20.11.2019 Администрация сообщила, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ 08.11.2019 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, по результатам которого будут выданы свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута.

Между тем, как верно отмечено арбитражным судом в обжалуемом решении, переходный характер положений главы 8 Закона № 220-ФЗ об организации перевозок, в том числе положений статьи 39, не допускает одновременное осуществление уполномоченным органом в отношении одного и того же маршрута процедуры конкурсного отбора перевозчиков и процедуры переоформления в соответствии с требованиями Закона № 220-ФЗ прав перевозчиков, осуществлявших регулярные перевозки по такому маршруту на момент официального опубликования Закона № 220-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция приведена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 11.07.2018 № 305-КГ18-3503.

В силу части 4.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ если договор, наличие которого явилось основанием для выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю указанных в части 3 настоящей статьи карт маршрута, будет расторгнут до окончания их срока действия либо это юридическое лицо или этот индивидуальный предприниматель откажется от осуществления регулярных перевозок по соответствующему маршруту, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена выдача свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, вправе:

1) отменить соответствующий маршрут или провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) на период, необходимый для проведения открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, но не более чем один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, выдать иному юридическому лицу или иному индивидуальному предпринимателю без проведения такого открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карты соответствующего маршрута.

В этой связи на основании части 4.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в случае выдачи в порядке части 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ карт маршрута, Администрация была вправе провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту лишь в случае, если договор, наличие которого явилось основанием для выдачи указанных в части 3 настоящей статьи карт маршрута, будет расторгнут до окончания их срока действия, либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель откажется от осуществления регулярных перевозок по соответствующему маршруту,

Частью 7 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что отказом от осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок признается непредставление заявления о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту в уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которого в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена выдача свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту, до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт данного маршрута.

Вместе с тем, оснований для вывода о том, что соответствующий договор был расторгнут до окончания срока его действия или что заявитель отказался от осуществления перевозок по спорным маршрутам, из материалов дела не усматривается.

В рассматриваемом случае заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 5 было подано ИП ФИО2 до окончания срока действия карт маршрута, выданных ему на основании части 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приступив в соответствии с положениями частей 1, 2, 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ к переоформлению прав ИП ФИО2 на осуществление перевозок по маршруту № 5, Администрация при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в части 4.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, утратила правовые основания для проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту.

Следовательно, оспариваемые решение о проведении открытого конкурса, отказ Администрации в выдаче Предпринимателю свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 5 и новых карт маршрута, извещение и конкурсная документации о проведении открытого конкурса, протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, выдача свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута, выданных в отношении маршрута № 5 ООО «АвтоВояж» по результатам конкурса, не соответствуют приведенным выше положениям действующего законодательства (статье 39 Закона № 220-ФЗ) и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно ограничивая их.

Доводы и аргументы Администрации о том, что  Предприниматель осуществлял регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № 5 на основании договора от 10.12.2014 № 168 со сроком действия до 10.12.2019, который являлся ничтожной сделкой, поскольку заключен в обход закона без проведения конкурсного отбора, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции  и нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте (см. страницы 11-12 решения). Они должным образом, подробно исследованы арбитражным судом и, по мнению суда апелляционной инстанции, обоснованно признаны им несостоятельными. Оснований для иной оценки указанных доводов у апелляционного суда не имеется.

Так, в частности, судом первой инстанции верно отмечено, что привлечение ИП ФИО2 к организации регулярных перевозок в 2014 году не предусматривало бюджетного финансирования, а, соответственно, пассажирские перевозки не относились непосредственно к услугам, являющимся муниципальными нуждами. В данном случае, речь может идти не о муниципальных нуждах в организации перевозок, а лишь о компенсации выпадающих доходов перевозчика, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан на соответствующих маршрутах.

Кроме того, как обоснованно указал арбитражный суд, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» до июля 2016 года применительно к правоотношениям по привлечению перевозчиков для осуществления регулярных перевозок обязательными не являлись.

Сам по себе факт размещения Администрацией на официальном сайте информации о проведении запроса предложений в отношении маршрута № 5 (извещение № 0133300026714000034) в отсутствие в соответствующий период императивного требования о применении положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд к указанным правоотношениям, не свидетельствует о том, что заключенный в последующем вне рамок процедуры запроса предложений Предпринимателем и Администрацией Юрьевецкого городского поселения договор от 10.12.2014 № 168 является ничтожным.

Согласно пункту 1.1 договора от 10.12.2014 № 168 он заключен по результатам конкурентных процедур в соответствии с протоколом оценки заявки на участие в Конкурсе перевозчиков для заключения договора на предоставление права осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту регулярного сообщения в Юрьевецком городском поселении, (далее заявка) № 1 от 02.12.2014 (протокол рассмотрением заявок на участие в открытом конкурсе № 2 от 02.12.2014).

Кроме того, в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ и разъяснений, приведенных в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

На основании договора от 10.12.2014 № 168 Администрация внесла Предпринимателя в Реестр муниципальных маршрутов, выдала карты маршрута, заключала в дальнейшем с предпринимателем дополнительные соглашения к договору.

С учетом этого следует также согласиться с мнением арбитражного суда о том, что Администрация своими действиями после заключения договора от 10.12.2014 № 168 давала Предпринимателю основания полагаться на действительность сделки, в связи с чем в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ и пункта 70 упомянутых разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации заявление Администрации о недействительности сделки не имеет правового значения.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований.

С учетом обстоятельств дела суд апелляционной инстанции находит правомерной и обоснованной избранную судом первой инстанции правовосстановительную меру в виде возложения на Администрацию обязанности выдать ИП ФИО2 свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 5 и новые карты маршрута в количестве 6 штук.

Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.

Доводы заявителя жалобы об обратном, принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.06.2020 по делу № А17-10409/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.06.2020 по делу № А17-10409/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

П.И. Кононов

Судьи

ФИО3

ФИО1